ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Л.П. ИВАНОВА,
Новинская СОШ
Володарского района
Астраханской области

Игровые задания по экологии

Один из способов формирования у школьников экологических знаний – использование игровых методов обучения. Экологические игры подводят учеников к осознанию своего места и своей роли в окружающем мире, ставят ребенка в положение исследователя, «открывателя» существующих в природе связей и закономерностей, способствуют пониманию экологических проблем и необходимости их решения.

Решение многих игровых заданий требует знаний и информации, выходящих за рамки обычных уроков, – а значит, потребуется работа с дополнительной литературой. И не только по биологии – экологические проблемы многогранны, при их решении необходимы знания по многим наукам. Игровая форма делает задание увлекательным, повышает интерес к такой работе и в конечном итоге способствует формированию устойчивых навыков самостоятельного получения знаний.

Наиболее популярные виды экологических игр – ребусы, кроссворды, головоломки, криптограммы. Их можно использовать на всех уроках, при проведении внеклассных мероприятий, а также в качестве домашних заданий.

Головоломка «Ловкость глаз и...»

Здесь зашифровано высказывание Ж.-И. Кусто об охране океана. Чтобы его прочесть, вы должны сделать следующее:

Из этих строчек семь зверей
Изгнать ты должен поскорей,
И зашифрованную весть
Сумеешь сразу ты прочесть.

Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г

Ответ. «Наше будущее – в океане. Человек должен научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за их обитателями.»

Животные: жираф, собака, дикобраз, лошадь, кабан, коза, носорог.

Подсказка: как искомая фраза, так и названия животных состоят из букв, следующих друг за другом по порядку, слева направо. Не надо пытаться «собирать» слова, выбирая буквы в случайном порядке. Каждая буква используется только один раз, в одном слове. Пробелы и знаки препинания в головоломке не учтены.

Головоломка «Пo буковке, по слову»

Зачеркните в таблице буквы, составляющие слова – ответы на вопросы.

Из оставшихся букв соберите слово, обозначающее совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов.

По горизонтали.

1. Химические препараты, уничтожающие определенные группы растений, чаще всего сорняки в посевах.
3. Вещества, используемые для борьбы с бактериями, вызывающими заболевания растений и животных.
5. Препараты, используемые для борьбы с насекомыми-вредителями, насекомыми-паразитами.
8. Химические вещества, используемые для борьбы с позвоночными животными.
10. Общее название ядохимикатов, используемых для борьбы с организмами-вредителями.
13. Химические препараты, используемые против возбудителей грибковых заболеваний.

По вертикали.

1. Микроорганизм, способный связывать атмосферный азот и образовывать соединения, доступные для питания растений.
2. Организм, получающий энергию только из готового органического вещества, которым он питается.
3. Организмы, существующие за счет других организмов (организмов-хозяев), живых растений или животных.
4. Организм, питающийся мелкими органическими частицами, осевшими на дно водоема.
5. Организм в составе сообщества, питающийся другими организмами или мертвым органическим веществом.
6. Автотрофные микроорганизмы, связанные отношениями мутуализма с растениями или животными и обеспечивающие их питательными веществами.
7. Организмы в составе сообщества, разрушающие мертвое органическое вещество и возвращающие в круговорот минеральные элементы.
8. Животные, питающиеся самой разной пищей.
9. Организмы, питающиеся органическими соединениями мертвых тел или выделениями животных.
10. Животные, питающиеся растениями, консументы первого порядка.
11. Организмы в сообществе, создающие органическое вещество из неорганического.
12. Организмы, питающиеся насекомыми.
13. Организм, способные существовать за счет энергии солнечного света или реакций окисления неорганических веществ, используя эту энергию для синтеза органических веществ.
14. Организмы, клетки которых содержат оформленные ядра.
15. Организмы, клетки которых не имеют ограниченного мембраной ядра.

Ответы

По горизонтали.

1. Гербициды. 3. Бактерициды. 5. Инсектициды. 8. 3ооциды. 10. Пестициды. 13. Фунгициды.

По вертикали.

1. Азотфиксатор. 2. Гетеротроф. 3. Паразиты. 4. Детритофаг. 5. Консумент. 6. Симбиотрофы. 7. Редуценты. 8. Эврифаги. 9. Сапротрофы. 10. Фитофаги. 11. Продуценты. 12. Энтомофаги. 13. Автотрофы. 14. Эукариоты. 15. Прокариоты.

Ответ. «Экосистема». («Собирается» из 10 расположенных в случайном порядке букв, оставшихся незачеркнутыми.)

Головоломка «Найди начало» 

Вы прочитаете высказывание Р.Ролана, если будете мысленно поворачивать шестеренку до тех пор, пока слоги на зубцах и в промежутках между ними не образуют связный текст.

Ответ: «Первая обязанность того, кто хочет стать здоровым, – очистить вокруг себя воздух». (Р.Ролан.)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru