ЗООЛОГИЯ

О.Л. СИЛАЕВА

Продолжение. См. № 2/2004

История одомашнивания птиц

Гуси

Дикие гуси легко приручаются, если взяты в птенцовом возрасте. В течение одного-двух поколений эти птицы привыкают к человеку и успешно размножаются в неволе. Удобно и то, что гуси много едят и их легко откормить, а заодно и отучить от длинных перелетов. Многие источники утверждают, что именно гуси являются первыми домашними птицами.

Доместикация гусей проходила многократно и в разных районах. Прародителями домашних гусей были, в основном, три вида. В Европе и в различных районах Азии, кроме восточных, был одомашнен серый гусь (Anser anser). У него серое узорчатое оперение и красный клюв. Этот вид распространен по всей Европе. В Китае и на Дальнем Востоке был доместицирован обитающий там гусь-сухонос (Anser cygnoides). Это более крупный гусь с черным клювом. Современные домашние китайские гуси очень похожи на своего дикого прародителя.

Предполагается, что в Древнем Египте был приручен дикий нильский гусь (Chenalopex aegyptiacus), однако его одомашненные потомки не сохранились. Этот вид гусей обитает почти везде в Африке, кроме ее западной части. Нильский гусь немного меньше других прародителей домашних видов. У него красивое красно-коричневое с желтыми оттенками оперение.

В Древнем Египте хорошо знали домашних, вернее полудомашних, гусей. В египетских гробницах, построенных более 4 тыс. лет назад, имеется много рисунков гусей: сцен их откорма, жарения на вертеле, изображений крестьян, несущих гусей на рынок.

Гуси упоминаются в Одиссее – у Пенелопы было 12 гусей и она любила наблюдать, как они поедают намоченное зерно.

В Греции, Малой и Средней Азии гуси были священными птицами, их также считали символом изобилия. При раскопках древнего города Пенджикента на территории современного Таджикистана было обнаружено изображение юноши, держащего домашнего гуся для жертвоприношения.

В Месопотамии гусей держали стаями, почитали как священных птиц, но и использовали в пищу. Изображения гусей встречаются на печатях и других предметах. Интересна статуэтка из Ура (III тысячелетие до н. э.), изображающая богиню Бан, сидящую на спинах двух гусей, а два других гуся служат ей скамеечкой для ног. Есть еще глиняные рельефы и цилиндрические печати, на которых гуси изображены в виде богини. В некоторых странах до настоящего времени используют весы, сделанные в виде гусей.

Индийцы верили, что гуси давали советы самому Брахме. Римляне почитали гусей за то, что эти птицы в 390 г. спасли Рим, разбудив своим гоготаньем жителей города. Гусей держали в храме Юноны на Капитолийском холме.

Вообще, римляне несомненно понимали толк в гусях. Они ели гусиное мясо и очень ценили гусиные яйца. Однако считалось, что яйца, сваренные вкрутую, становятся несъедобными. Гусиная печень была большим деликатесом, и римляне знали, как ее увеличить, скармливая птицам смесь из муки, молока и меда. Пуховые перья использовались для диванных подушек и драпировок. Использование гусиных перьев для письма впервые упоминается неким Валесием в V в. н.э. Гусиный топленый жир использовался в медицине как средство против кожных заболеваний, внутрь его принимали против колик. И еще жир использовали в качестве различных смазок.

В древнегерманской мифологии гусь также считался священным животным. Похоже, что гусей разводили в больших количествах как в Галлии, так и в Древней Германии. Во времена Плиния великолепных гусей импортировали из галлийской Бельгии и из Германии. На продажу в Италию через Альпы их гнали пешком – это считалось выгодным, так как подходящего транспорта для перевозки гусей, тем более через горы, не было. Можно себе представить, сколько жира птицы теряли в дороге!

В Средние века и позднее домашние гуси были уже широко распространены по всей Евразии. Франкский король Карл Великий (742–814 гг.) издал указ, в котором его подданным вменялось в обязанность держать в домашнем хозяйстве гусей. Крестьяне должны были ежегодно ко дню святого Мартына (10 ноября) доставлять в монастыри и приюты определенное количество откормленных птиц. В некоторых европейских странах, в основном германоязычных, сохранилось выражение «мартынов гусь».

В конце XIX – начале XX столетия, по мере развития интенсивного земледелия, осушались болота, уничтожались естественные луга, а с ними исчезали и пастбища для гусей. В Западной Европе гусеводство пришло в упадок. Но в восточноевропейских странах, особенно в России, гусей продолжали держать в значительных количествах.

А вот разводить гусей в России начали несколько позже, чем в других европейских странах. Наибольшего развития эта отрасль достигла у нас в период между XVII и XIX вв. Тогда страна экспортировала за границу много пуха, пера и гусиного мяса. Массовые поставки гусей за границу производились тем же способом, что и в Древней Германии: гусей гнали пешком. Живых птиц перегоняли для продажи из России в Германию и Австро-Венгрию. Перед такой дальней дорогой гусей «подковывали». Делалось это так: на ровном месте разливали растопленную жидкую смолу, а рядом с ней тонким слоем насыпали песок. Стадо гусей перегоняли вначале через смолу, и сразу после этого – по песку. Теперь гуси могли пройти десятки верст, не повредив лап.

В Северной Америке в XVIII и XIX вв. разводили гусей, происходивших от европейских и азиатских пород. Прирученная здесь местная канадская казарка не получила широкого распространения.

Утки

Родоначальником домашних уток Старого Света являются кряковая утка (Anas platyrhyncha). Ее одомашенние происходило в разных местах и в разное время. В Греции уже в V в. до н.э. содержали так называемых пятнистых уток. Однако их держали под сетками, – что говорит о том, что они не были полностью одомашнены. Колумелла в Италии (I в. до н.э.) советовал собирать яйца диких уток и класть их под наседку-курицу, что также свидетельствует о продолжавшемся процессе одомашнивания. Этот же автор пишет о том, что в Риме устраивались специальные дворы для содержания уток.

Кряква

Кряква

В Китае уток одомашнили раньше. Там даже проводили своеобразную инкубацию – яйца закладывали в корзины с подогретой мякиной, которые ставили одна на другую в отапливаемых помещениях.

С тех времен было выведено много пород домашних уток. Они потеряли способность к полету, у них изменилось телосложение, увеличились вес и яйценоскость. Изменилась, разумеется, и окраска. У домашних пород усилена склонность к альбинизму и меланизму. Некоторые породы «получили» однообразный коричнево-серый наряд (хаки), хотя во всех породах, даже белых, время от времени наблюдается возврат к окраске дикой кряквы. Так называемые «царские утки» отличаются пышными хохлами из мягких перьев. Чисто белые, с серебристым отливом английские утки «Эйльсбери» известны вкусным мясом и мягкими перьями, которые используют для украшений. У пекинских уток массивное тело и прямая посадка, окраска белая с желтым оттенком.

Недавно выведены породы уток, отличающиеся особенной яйценоскостью – утки хаки. Среди них попадаются особи, дающие до 300 яиц в год.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru