Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №2/2004

ЗООЛОГИЯ

О.Л. СИЛАЕВА

История одомашнивания птиц

Из нескольких тысяч видов диких птиц человек выбрал для одомашнивания всего несколько: из отряда куриных – кур, индеек, цесарок, павлинов и перепелов; из гусеобразных – гусей и уток; из голубиных – сизого голубя... Приручали в основном тех, на кого охотились, – причиной одомашнивания была потребность человека в мясной пище. Приручаемые виды должны были быть пластичны – чтобы суметь приспособиться к жизни в новых условиях и перейти на питание тем кормом, который мог предложить человек.

Курица (Gallus gallus domestica) – самая распространенная домашняя птица. Основным ее предком считается дикая банкивская курица (Gallus gallus, или G.bankiva), которую еще называют красной джунглевой курицей. Род Gallus содержит еще три вида (G.sonnerati, G.lafaeti, G.varius), но эти птицы по строению, характеру оперения и поведению дальше отстоят от домашних пород, чем банкивские.
Дикие банкивские куры распространены в Индии, Бирме, Малакке и на острове Суматра. Но их не часто можно увидеть, так как эти птицы очень пугливы. Банкивская курица населяет лесные массивы, заросшие кустарником и бамбуком. Птица эта оседлая и ведет наземный образ жизни, летает плохо. Питается семенами растений, зернами, фруктами, насекомыми и червями. Гнездится на земле, насиживают яйца только самки.
По размерам банкивские куры довольно сильно варьируют. Вес самцов колеблется от 900 до 1200 г, а самок – от 500 до 750 г. Окраска этих птиц тоже разнообразна – преобладают красные и золотистые тона в сочетании с черными полосами. В целом по своей окраске и некоторым другим признакам банкивские куры очень сходны с современными бурыми леггорнами.
Предполагается, что банкивские куры были приручены в Юго-Восточной Азии еще в неолите – в позднем каменном веке, когда наши предки начали возделывать землю.
Для решения вопроса о том, когда куры стали распространяться за пределы Юго-Восточной Азии, приходится обратиться к археологическим находкам костей и изображений кур.

Петух. (Барельеф из гробницы Тутанхамона)

Петух. (Барельеф из гробницы Тутанхамона)

Наиболее развитыми древними культурами были Месопотамия, Египет, позднее – Крит и Греция. Но «следы» кур здесь обнаруживаются много позднее, чем в Индии. Так, в Древнем Египте изображения кур появились не ранее середины второго тысячелетия до н.э. В гробнице Тутанхамона (около 1350 г. до н.э.) на каменной плите был найден рисунок петуха. Примерно в это же время куры появились в Сирии, куда они попали из Месопотамии. На Ближний Восток куры проникли, по некоторым сведениям, немного раньше, чем в Египет. Древнее изображение петуха найдено на одном из вавилонских памятников. Однако нельзя сказать, что куры в то время имели большое хозяйственное значение, т.к. изображались в основном бойцовые петухи. Известно, что в 310 г. до н.э. принц Пенджабский (Северо-Западная Индия) расплатился с Александром Македонским серебряными монетами, на которых был изображен петух с большими шпорами. Однако, в Египте разведение кур было настолько развито, что их яйца инкубировали. Это было монополией жрецов храмов Осириса. Позднее инкубирование было забыто, а при феодализме оно считалось делом дьявола.

Петух – атрибут Меркурия (Гермеса)

Петух – атрибут Меркурия (Гермеса)

В Греции куры появились только на рубеже II и I тысячелетий до н. э. Однако V и VI в. до н.э. стали уже временем массового распространения кур в Греции. Об этом свидетельствуют писатели того периода Феогнис и Аристофан. По свидетельству последнего, в Афинах каждый житель имел кур, пусть хоть одну птицу, если это был бедняк. Петухов выращивали для петушиных боев, которые были в то время очень популярны. Первые целенаправленные попытки искусственного отбора среди домашних птиц были связаны именно с петушиными боями. Птиц отбирали по крепости телосложения, легкости и агрессивности. Так постепенно сформировались специальные бойцовые породы, которые дошли до наших дней.
В народном эпосе стран Средней Азии (Бактрии, Согдианы, Маргианы, Хорезма) куры упоминаются в VI и III в. до н.э. Но тогда они еще не описываются как объект хозяйствования – речь идет о петухе как о божественном существе. В религии Заратустры и других верованиях петух играл важную роль – как защитник добра и противник дьявола, как символ Солнца, противодействующий разрушительным силам ветра. Утренний крик петуха символизировал не только начало дня, но и свет, доброе начало вообще.
Среди предметов, которые должны были сопровождать людей на тот свет, были и куры – в захоронениях найдены их скелеты.
В Западную Европу куры попали в VI в. до н.э. через Италию и греческие колонии (Массали, Марсель и др.). В Сицилии уже в V в. до н.э. были монеты с изображением кур.

Древнерусские амулеты в виде птиц (XI–XII в.)

Древнерусские амулеты в виде птиц (XI–XII в.)

Через греческие причерноморские колонии куры в V–IV вв. до н.э. попадали на территорию Древней Руси. С середины I тысячелетия до н.э. куры распространились по всей Европе – везде, где люди занимались земледелием.

Индийский, или хохлатый, павлин (Pavo cristatus) встречается в Индии (южная часть) и Бирме. Дикие павлины живут стаями по 30-40 особей в высокотравных зарослях, но появляются и на открытых местах. Летают тяжело, но бегают быстро. Самцы в брачном наряде необыкновенно красивы. Павлины легко приручаются. Домашние павлины имеют более светлую, чем дикие, окраску, вплоть до появления совершенно белых особей.

Павлин. (Рельеф на колонне. Северная Африка)

Павлин. (Рельеф на колонне. Северная Африка)

О том, что павлинов разводили еще в античном мире, свидетельствует Библия. С мореплавателями, возможно финикийцами или греками, еще в V в. до н.э. павлины попали в Грецию, где стали объектом культа. Павлинов считали священными животными, символами небесного свода благодаря ярким пятнам-«глазкам» на хвосте. Естественно, что эти птицы были доступны только очень богатым людям.
Римляне посвящали павлинов богине Юноне. Однако это не мешало им употреблять павлинов в пищу, хотя их мясо жесткое и совершенно невкусное. Но на столах знати важнее были павлиньи перья в качестве украшения, чем мясо в качестве блюда.
Из Рима через Альпы павлины попали в Западную Европу. При раскопках римско-гельветской колонии Виндонисса нашли глиняные лампы с нарисованными на них павлинами.
В Средние века индюки, чье мясо гораздо более вкусно, почти совсем вытеснили павлинов с птичьих дворов.

Цесарки (Numida meleagris) родом из Африки. Как куры, павлины и индейки, они принадлежат к отряду куриных, семейству фазановых. Дикие и домашние цесарки очень похожи. Тело у них грузное, плотное, оперение серое с белыми крапинками (как бы с «жемчугом»), хвост короткий, на голове красное кожистое образование – «шлем», по бокам головы свисают мясистые красно-белые сережки.

Обыкновенная цесарка

У себя на родине в Африке дикие цесарки обитают в кустарниковых зарослях, где держатся стадами до 80–100 особей. Летают мало, чаще ходят или бегают. В полуодомашненном состоянии цесарки встречаются во многих местах у местного населения Африки. Вообще под названием «цесарка» известно около 20 видов птиц, причем относящихся к разным родам (Numida, Guttera, Acrillum и др.), и практически все они относительно легко приручаются.
Древние египтяне, вероятнее всего, не занимались доместикацией цесарок. В Грецию цесарки попали не раньше V в. до н.э. и были там известны скорее как культовые священные птицы. Ученик Аристотеля Клитос Милетус дал великолепное описание цесарки. Греки называли ее melanagris (черно-белая), затем это название было искажено до meleagris, и таким образом возникла связь с греческой мифологией. Стали говорить, что в цесарок были превращены сестры знаменитого героя Мелеагра, оплакивавшие смерть своего брата. Пятна на оперении этих птиц – следы слез.
В Рим цесарки скорее всего попали из Нумидии в III в. до н.э., во время пунических войн. Римляне знали, что цесарка происходит из Африки. Эти птицы были очень дорогими. Плиний писал, что они представляют собой последнюю добавку к меню римлянина. Также и другие римские писатели – Варрон, Гораций, Марциал – свидетельствовали о том, что в Риме цесарок разводили ради мяса, яиц и красивого оперения. При императоре Калигуле цесарки стали священными птицами.
Из Рима цесарки распространились по Европе. Хорошо знали цесарок в Западной Азии и в Византии.
В Средние века про эту птицу забыли. Однако в Африке, в частности в Гвинее, продолжали содержать домашних цесарок. В XVI в. португальские завоеватели африканского побережья снова «открыли» этих птиц. Отсюда и их английское название – Guinea fowl.

В Северной и Западной Европе обыкновенный перепел (Coturnix coturnix) стал большой редкостью. У нас же всего в 30–40 км от центра Москвы можно услышать характерное «пить-полоть». Перепела обитают в Южной Европе, в Западной Азии и Африке. И в этих местах их отлавливают самыми разными способами.

Перепел
Перепел

Обыкновенный перепел – самый мелкий (масса 100–130 г) и единственный перелетный вид отряда куриных. Взрослые особи едят растительную пищу, молодые – насекомых. Живут в густой траве, почти не летают, от врагов убегают. Самцы перепелов иногда дерутся между собой. Римляне держали этих птиц ради перепелиных боев.
Особым успехом у птицеводов пользуется немой, или японский, перепел (Coturnix japonicus). Он обитает на нашем Дальнем Востоке, на северо-востоке Китая, японских островах. В Японии этих птиц содержат с XVI в.
Сейчас перепелов разводят в промышленных масштабах, у нас перепелиные яйца в последнее время появились на рынках и в магазинах.

Фазаны

Фазаны

Дикий обыкновенный фазан (Phasianus colchicus) – очень нарядная птица. У самцов в оперении присутствуют фиолетовые, зеленые, оранжевые и золотистые тона. Красивый длинный хвост – желто-бурый с фиолетовым отливом. Селятся фазаны в густой растительности недалеко от воды.
Название Phasianus происходит от слова «Фазис» – так в древности называли реку Риони. Название птице дали греки, познакомившиеся с фазанами в своей колонии на Кавказе. В Греции эта птица не считалась очень значимой в хозяйстве, зато ее почитали за красоту.
По Плинию (49–96 гг.), фазан появился в Италии позднее, чем павлин. Фазанов тогда держали в огороженных местах и заботились о том, чтобы они набирали вес. Фазаньи яйца тоже ели, но по качеству они считались ниже куриных.
Из Италии фазаны распространились по всей Римской империи. Хотя этих птиц часто разводили в неволе, по-настоящему домашними они не считались и не имели большого экономического значения. По существу, фазан оставался дичью для богатых людей. Только в наше время фазаны стали домашними или полудомашними птицами во многих частях Европы.

Сейчас индейки (Meleagris gallopavo) – довольно распространенные домашние птицы. В русском названии этих птиц закрепилось их североамериканское происхождение: предки домашних индеек происходят из умеренной зоны Северной Америки, когда-то населенной только индейцами.

Дикая индейка

Дикая индейка

По общему складу индейки напоминают крупных кур. Масса самцов – до 10, а самок – до 4 кг. Обычная окраска – темно-коричневая с серыми пестринами. Но среди диких индеек попадаются и такие, в окраске которых преобладают оранжево-коричневые и оранжево-красные тона с черными и синеватыми полосками. Питаются эти птицы фруктами, семенами, побегами растений и насекомыми. Живут в лесах и зарослях кустарников, быстро бегают и неплохо летают. Дикие индейки еще водятся в лесах штатов Огайо, Кентукки, Тенесси, Иллинойс, Арканзас, Виржиния, Пенсильвания, Алабама.
Видовое научное название индейки состоит из двух слов: gallus – курица и pavo – павлин. Когда индюк раскрывает хвост и изгибает шею, он становится немного похож павлина. Одомашнил индеек народ майя в Мексике. Когда европейцы открыли Америку, то в Мексике и Центральной Америке, не считая собак, индюк был единственным домашним животным.
В Европу индейки были завезены около 1530 г., а в 1571 г. на Нижнем Рейне их уже разводили в больших количествах. Есть упоминание, что в немецком городе Арнштадте в 1560 г. во время свадебного застолья было съедено 150 индюков. А в качестве рождественской птицы индюк появился на столах англичан впервые в 1585 г. Позднее эти птицы попали в Россию, Персию, Индию.
В настоящее время выведено несколько пород индеек. Есть, например, «бронзовая широкогрудая» – самцы этой породы достигают веса в 16 кг.

Дикие гуси легко приручаются, если взяты в птенцовом возрасте. В течение одного-двух поколений эти птицы привыкают к человеку и успешно размножаются в неволе. Удобно и то, что у гусей хороший аппетит, они много едят и их легко откормить, а заодно и отучить от длинных перелетов. Многие источники утверждают, что именно гуси являются первыми домашними птицами.
Доместикация гусей проходила многократно и в разных районах. Прародителями домашних гусей были, в основном, три вида. В Европе и в различных районах Азии, кроме восточных, был одомашнен серый гусь (Anser anser). У него серое узорчатое оперение и красный клюв. Этот вид распространен по всей Европе. В Китае и на Дальнем Востоке был доместицирован обитающий там гусь-сухонос (Anser cygnoides). Это более крупный гусь с черным клювом. Современные домашние китайские гуси очень похожи на своего дикого прародителя.
Предполагается, что в Древнем Египте был приручен дикий нильский гусь (Chenalopex agypticus), однако его одомашненные потомки не сохранились. Этот вид гусей обитает почти везде в Африке, кроме ее западной части. Нильский гусь немного поменьше других прародителей домашних видов. У него красивое красно-коричневое оперение с желтыми оттенками.
В Древнем Египте хорошо знали домашних, вернее полудомашних, гусей. В египетских гробницах, построенных более 4 тысяч лет назад, имеется много рисунков гусей: сцен их откорма, жарения на вертеле, изображений крестьян, несущих гусей на рынок.
Гуси упоминаются в Одиссее – у Пенелопы было 12 гусей и она любила наблюдать, как они жадно пожирают намоченное зерно.
В Греции, Малой и Средней Азии гуси были священными птицами, их также считали символом изобилия. При раскопках древнего города Пенджикента на территории современного Таджикистана было обнаружено изображение юноши, держащего домашнего гуся для жертвоприношения.
В Месопотамии гусей держали стаями, почитали как священных птиц, но и использовали в пищу. Изображения гусей встречаются на печатях и других предметах. Интересна статуэтка из Ура, (3-е тысячелетие до н.э.) изображающая богиню Бан, сидящую на спинах двух гусей; а два других гуся служат ей скамеечкой для ног. Есть еще глиняные рельефы и цилиндрические печати, показывающие гусей в виде богини. До сих пор считалось, что в весах использовались изображения уток, но недавно выяснили, что на самом деле в древности это были изображения гусей. Такие весы в виде гусей сохранились в некоторых странах до настоящего времени.
Индийцы верили, что гуси давали советы самому Брахме. Римляне почитали гусей за то, что эти птицы в 390 г. спасли Рим, разбудив своим гоготаньем жителей города. Гусей держали в храме Юноны на Капитолийском холме.
Вообще, римляне несомненно понимали толк в гусях. Они ели гусиное мясо и очень ценили гусиные яйца. Однако считалось, что сваренные вкрутую, они становятся несъедобными. Гусиная печень была большим деликатесом, и римляне знали, как ее увеличить, скармливая птицам смесь из муки, молока и меда. Пуховые перья использовались для диванных подушек и драпировок; гусей ощипывали дважды в год. Использование гусиных перьев для письма впервые упоминается неким Валесием в V веке н. э. Гусиный топленый жир использовался в медицине как средство против кожных заболеваний, внутрь его принимали против коликов. И еще жир использовали в качестве различных смазок.
В древнегерманской мифологии гусь также считался священным животным. Похоже, что гусей разводили в больших количествах как в Галлии, так и в Древней Германии. Во времена Плиния великолепных гусей импортировали из галлийской Бельгии и из Германии. На продажу в Италию через Альпы их гнали пешком – это считалось выгодным, так как подходящего транспорта для перевозки гусей, тем более через горы, не было. Можно себе представить, сколько жира птицы теряли в дороге!
В средние века и позднее домашние гуси были уже широко распространены по всей Евразии. Франкский король Карл Великий (742–814 гг.) издал указ, в котором его подданным вменялось в обязанность держать в домашнем хозяйстве гусей. Крестьяне должны были ежегодно ко дню святого Мартына (10 ноября) доставлять в монастыри и приюты определенное количество откормленных птиц. В некоторых европейских странах, в основном германоязычных, сохранилось выражение «мартынов гус».
В конце XIX и начале XX столетия, по мере развития интенсивного земледелия, осушались болота, уничтожались естественные луга, а с ними исчезали и пастбища для гусей. В Западной Европе гусеводство сильно пострадало. Но в восточноевропейских странах, особенно в России, гусей продолжали держать в значительных количествах.
А вот разводить гусей в России начали несколько позже, чем в других европейских странах. Наибольшего развития эта отрасль достигла у нас в период между XVII и XIX веками. Тогда страна экспортировала за границу много пуха, пера и гусиного мяса. Массовые поставки гусей за границу производились тем же способом, что и в Древней Германии: гусей гнали пешком. Это считалось выгодным при больших расстояниях и отсутствии удобного сообщения. Живых птиц перегоняли для продажи из России в Германию и Австро-Венгрию. Но гусей перед такой дальней дорогой «подковывали». Делалось это так: на ровном месте разливали растопленную жидкую смолу, а рядом с ней тонким слоем насыпали песок. Стадо гусей перегоняли вначале через смолу, и сразу после этого – по песку. Теперь гуси могли пройти десятки верст, не повредив лап.
В Северной Америке в XVIII и XIX веках разводили гусей, происходивших от европейских и азиатских пород. Прирученная здесь местная канадская казарка не получила широкого распространения.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru