Я ИДУ НА УРОК

Л.В. СОГОЯН,
учитель биологии,
с. Трун, Пермская обл.

Игра «Угадай-ка!»

После изучения тем: «Зеленые растения», «Бактерии», «Грибы. Лишайники» можно провести заключительный урок в игровой форме. В процессе игры повторяются и закрепляются основные понятия пройденного.

Игра проходит в 4 тура.

тур. «Разминка»

Предлагаются загадки разной степени сложности. Капитаны команд по очереди выбирают одну из категорий: «Зеленые растения», «Бактерии» или «Грибы. Лишайники». Загадка обсуждается в команде, ответ дает капитан. Полученные баллы суммируются. Если ответа нет, то команда-соперник получает столько баллов, во сколько оценена загадка.

Категория «Зеленые растения»

1. Зеленая порода хранит запасы йода. (Морские водоросли – 1 балл.)

2. Лесной лен не хвален,
Никого он не одел,
Синим глазом не глядел.
И коробочка без семени.
Он совсем иного племени. (Зеленый мох кукушкин лен – 1 балл.)

3. Волшебная птица
Под дубом гнездится,
С зеленым пером,
с широким крылом.
А вместо малого птенца
Сидит улитка в три кольца. (Папоротник – 2 балла.)

4. Древесина крепка –
Не хуже дубка.
Кора со смолкой.
Лист – иголкой,
Только не колкий. (Лиственница – 3 балла.)

5. Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок – на медок:
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа – 1 балл.)

Категория «Грибы. Лишайники»

1. Выросли на полочке
Кисточки-метелочки.
Кисточки зеленые –
Лекари хваленые. (Пеницилл – 4 балла.)

2. Это что за дело:
Просо обгорело.
И в метелках сажа,
И на листьях даже. (Твердая головня – 3 балла.)

3. Я смотрел кору на ветке
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые. (Лишайник под микроскопом – 5 баллов.)

4. Пришли пареньки,
Сели на пеньки.
Сидят гуртом,
Не сгонишь кнутом. (Опята – 2 балла.)

5. Есть старуха вредная.
На ней шляпа бледная.
А нога – в ботинке,
На чулке – пестринки.
Вокруг ворота – пораспорото. (Бледная поганка – 1 балл.)

Категория «Бактерии»

1. Почему без месяца ночью волны светятся? (Светящиеся бактерии – 2 балла.)

2. Птица-гнилица
невидимкой мчится,
Мертвых клюет, а живых – кормит. (Гнилостные бактерии – 2 балла.)

3. Хоть и малышка она, а сильна:
Силача бьет с плеча. (Болезнетворные бактерии – 1 балл.)

4. Для Буренки – вкусный силос.
Вам – творог, чтоб были силы,
Сметанку – кошке, сыр – мышке,
Простоквашу – свинке,
А себе – сахарок из кринки. (Молочнокислые бактерии – 1 балл.)

5. В железе копаются, железом питаются. (Железобактерии – 1 балл.)

II тур. «Соломинка»

Предлагаются термины, которые нужно объяснить. Первым выбирает одну из перечисленных выше категорий капитан отстающей команды (это своего рода «соломинка»). Если у команды нет ответа или ответ неверный, то право отвечать переходит к соперникам.

Категория «Зеленые растения»

1. Зооспора. (5 баллов.)

2. Гаметы. (2 балла.)

3. Заросток. (3 балла.)

4. Шишка. (4 балла.)

5. Цветок. ( 5 баллов.)

Категория «Грибы. Лишайники»

1. Спора. (2 балла.)

2. Мицелий. (3 балла.)

3. Лакмус. (4 балла.)

4. Плодовое тело. (1 балл.)

5. Хитин. (5 баллов.)

Категория «Бактерии»

1. Деление. (1 балл.)

2. Микробиология. (3 балла.)

3. Пастеризация. (5 баллов.)

4. Стерилизация. (2 балла.)

5. Эпидемия. (2 балла.)

III тур. «Торги»

Предлагаются лоты в виде трех загадок об одном из изученных организмов. Вышедшие в III тур участники (по одному от команды) ведут «торг»: с какого количества попыток они могут дать верный ответ. За правильный ответ с 1-й попытки – 3 балла, со 2-й – 2 балла, с 3-й – 1 балл.

Первый лот

1. Сговорились Клим с Пахомом
Жать совместно, общим домом:
Клим готовит соль, водицу,
А Пахом – зерно, мучицу.

2. На коре, на стенке золотые пенки.

3. Вот это да: свисает с елки борода.

(Симбиоз гриба и одноклеточной зеленой водоросли – лишайник.)

Второй лот

1. На фабрику – соль да водица,
И воздух сгодится.
А с фабрики – жир да мучица,
Сахару крупица.

2. Листок зеленый –
Труженик хваленый.

3. Лучик света мы поймали
И в крахмал упаковали.

(Фотосинтез у зеленых растений.)

Третий лот

1. Не-разлить-водой друзья,
Друг без друга им нельзя:
Первый второго покормит,
Второй первого напоит.
Первый любуется солнышком,
Второй в земле прячется.
Перекручены друзья, перевязаны,
Вторые именами первых названы.

2. Я соседу – сахарок,
Он, в обмен, воды глоток.
Он сидит не за столом,
Приютился под стволом.

3. Корни старые, корявые
Нитками белыми перепутаны.

(Микориза, или грибокорень: симбиоз грибов и корней деревьев.)

Четвертый лот

1. Двойняшки-дочки
Родились в теремочке.
А мамка вдруг пропала,
Как будто не бывала.

2. Что за диво: перетяжка
Делит надвое бедняжку.

3. Я одна, но через час
Уж с десяток будет нас.

(Бесполое размножение бактерий – деление клетки пополам.)

Пятый лот

1. Замотано, закутано,
Веревками запутано.
Кто в избушку влезал?
Кто хозяина связал?
Да и кровь его сосет,
Смерть нелегкую несет?

2. Вся травка бледнокожая
С верхушки до подножия.
На корне есть присоски –
Красть соки у березки.

3. Было дерево кудрявое,
А стало рыхлое, трухлявое:
Это гости жили, ели-пили,
Хозяина сгубили.

(Явление паразитизма.)

За 1 мин надо ответить на 7 вопросов. Если участник выполнит это задание, он дополнительно получит 7 баллов, а если не даст ни одного правильного ответа, получит 0 баллов.

IV тур. «Блиц»

1. Назвать несколько хищных растений. (Росянка, пузырчатка, венерина мухоловка )

2. Какой тип плода у псилофитов? (Это споровые растения, они вымерли.)

3. В каком месяце цветет папоротник? (Это споровое растение, не цветет.)

4. Что собой представляют «ведьмины круги»? (Круги, образованные плодовыми телами грибов.)

5. Чем отличается плодовое тело гриба от плода? (В плодовом теле созревают споры, а не семена.)

6. К какому типу относится корневая система кукушкина льна? (У него нет корней, имеются лишь ризоиды.)

7. Какие условия способствуют образованию торфа? (Недостаточное поступление кислорода и высокая влажность.)

Команда-победитель, набравшая наибольшее количество баллов, награждается символическими подарками. Наиболее активным участникам игры можно поставить оценки.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru