Основы антропологии с элементами генетики человека

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

П.И. ЛИПАТОВ,
Л.Н. ЛИПАТОВА,
преподаватели биологии,
Детский дом-школа № 5 «Единство»,
г. Междуреческ, Кемеровская обл.
Консультанты:
Ф.А. ЛУЗИНА,
к.б.н., Новокузнецкий научно-исследовательский институт гигиены и профзаболеваний;
,
к.б.н., заведующий кафедрой биологии Новокузнецкого института повышения квалификации

Продолжение. См. № 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47/2003

Основы антропологии с элементами генетики человека

Учебно-методический комплекс

Аномалии зрения

Известны случаи аномального восприятия цвета, в частности слепоты на красный и зеленый цвета. Страдающие этим дефектом склонны путать красный и зеленый цвета, а в более тяжелых случаях вообще их не различают. Подобные нарушения наблюдаются у женщин намного реже, чем у мужчин, и служат примером признака, наследование которого сцеплено с полом.
Существуют две физиологически различные формы слепоты на красный и зеленый цвета: протанопия (на красный) и дейтеранопия (на зеленый цвет). Механизм этих аномалий до сих пор до конца не выяснен. Существуют дефекты цветоощущения и в желто-голубой области (тританопия), которые, однако, встречаются редко. Соответствующие названным (но менее тяжелые) дефекты цветового зрения называют, соответственно, протаномалиями, дейтераномалиями и тританомалиями. Еще реже обнаруживается колбочковый монохроматизм, при котором полностью нарушена способность воспринимать цвета.
Частота встречаемости аномалий цветового зрения различается в разных популяциях. Для Европы она составляет 7–8%, для субэкваториальной Африки, Нового Света и Австралии – 1–3%.
Можно полагать, что у народностей, занимающихся охотой и собирательством, способность к нормальному восприятию цвета была для мужчин важным признаком, и гены, вызывающие ее нарушение, отсеивались в ходе отбора.

4. ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (2 ч)

Этническая антропология, или расоведение, изучает антропологический состав народов земного шара в настоящем и прошлом. Данные этнической антропологии позволяют выяснять родственные отношения между расами и историю их возникновения, т.е. древность, место и причины происхождения расовых типов. Сравнительное изучение человеческих рас весьма важно для решения вопроса о происхождении человека и прежде всего о том, в одном или нескольких местах возник человеческий род.

Антропологический материал имеет большое значение и для решения некоторых вопросов этногенеза. Наличие на одной территории двух типов людей, резко отличающихся друг от друга антропологическими признаками, позволяет предположить, что один из типов является пришлым. Совместными усилиями антропологов, этнографов, археологов, а иногда и лингвистов, можно определить, какой тип переселился с другой территории, время и область, из которой шло переселение. Так, народы Мадагаскара по языку и культуре резко отличаются от африканских, но весьма сходны с народами Индонезии, особенно с баттаками о. Суматра. Это пример случая, когда данные антропологии подтверждаются уже известными фактами из области языкознания и этнографии. Но на том же Мадагаскаре есть группы, заключение о происхождении которых можно сделать только на основании антропологических данных: представители этих групп также говорят на языке, близком к индонезийскому, но их корни все-таки следует искать на Африканском материке.

Для познания таких отдаленных эпох, как поздний палеолит и мезолит, значение антропологии особенно важно. История расселения людей того времени «записана» в первую очередь в антропологических признаках. Так, например, тот факт, что разделение на расовые типы в Америке далеко не достигло той степени резкости, какую мы видим в Старом Свете, подтверждает основанный на данных археологии и палеоантропологии вывод о том, что Америка была заселена сравнительно поздно.

Таблица. Частота различных аномалий цветового зрения у европейцев*

Тип аномалии

Частота в популяции, %

у мужчин

у женщин

Монохроматизм
Дихроматизм
Протанопия
Дейтеранопия
Тританопия
Аномальный трихроматизм
Протаномалия
Дейтераномалия
Тританомалия
Приблизительная суммарная частота аномалий

очень редко
2,105
1,0
1,1
0,005
5,9
1,0
4,9
очень редко
8,0

очень редко
0,06
0,02
0,01
0,03
0,40
0,02
0,38
очень редко
0,46

* Цит. по: Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. Биология человека. – М.: Мир, 1979.

Таблица. Частота случаев цветовой слепоты у мужчин в различных популяциях*

Популяция

Частота

Арабы
Эскимосы
Шведы
Народности Заир
Англичане
Аборигены Австралии
Китайцы
Островитяне Фиджи

10,0
2,5
8,0
1,7
6,6
1,9
5,0
0,8

* Цит. по: Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. Биология человека. – М.: Мир, 1979.

Понятие о расах

Все ныне живущее человечество представляет собой один вид Homo sapiens, распадающийся на целый ряд более мелких групп, называемых расами. Расы человека – это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах (Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002).

Так как групповая и индивидуальная изменчивости этих признаков не совпадают, расы являются не совокупностями особей, а совокупностями популяций, т.е. территориальных групп людей, объединенных брачными связями. По всем морфологическим, физиологическим и психическим особенностям, характерным для современных людей, сходство между всеми расами велико, а различия несущественны. Неограниченные возможности смешения (метисации) и социально-культурная полноценность смешанных групп служат веским доказательством видового единства человека.

Необходимо строго различать два понятия – нация и раса. В нации людей объединяет общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом.

Большинство авторов разделяло человечество на три основные (большие) расы, называя их по-разному:

– меланодермы (чернокожие), ксантодермы (желтокожие) и лейкодермы (белокожие) – Ж. Кювье (1800);
– черные широконосые, желтые средненосые и белые узконосые – Топинар (1885);
– негроиды, монголоиды и европеоиды – А.И. Ярхо и Г.Ф. Дебец (1934–1941);
– экваториальная (негро-австралоидная), азиатская (монголоидная) и евразийская (европеоидная) – Н.Н. Чебоксаров (1951).

Некоторые авторы выделяли большое число основных рас. Так, Томас Гексли (1870) выделял четыре основных типа: ксантохройный (светлоокрашенный, блондинический), монголоидный, негроидный и австролоидный. Ж.Б. Ламарк (1809) делил человечество на шесть рас: кавказскую, монгольскую, эфиопскую, малайскую, американскую, гиперборейскую. Ж.Деникер (1900) выделял 29 рас, объединенных в шесть групп.

Таблица. Расы

Большие расы

Область распространения

Экваториальная, или австрало-негроидная

До эпохи европейской колонизации распространялась главным образом к югу от тропика Рака в Старом Свете

Занимают промежуточное положение
Эфиопская (восточноафриканская)
Южноиндийская (дравидийская)

Евразийская, или европеоидная

Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Северная Индия

Занимают промежуточное положение
Южносибирская (туранская)
Уральская

Азиатско-американская, или монголоидная

Восточная Азия, Индонезия, Центральная Азия, Сибирь, Америка

Занимают промежуточное положение
Полинезийская
Курильская (айнская)

Достаточную известность получила классификация Я.Я. Рогинского, согласно которой выделяют три большие расы: австрало-негроидную, или экваториальную, евразийскую, или европеоидную, и азиатско-американскую, или монголоидную. Промежуточное место между экваториальной и евразийской большими расами занимают эфиопская и южноиндийская; между евразийской и монголоидной – южносибирская и уральская, между азиатско-американской и австрало-негроидной – полинезийская и курильская расы.

Расовая классификация человечества без учета происхождения рас

Расовая классификация человечества без учета происхождения рас

Расовая классификация человечества с попыткой реконструкции происхождения рас

Расовая классификация человечества с попыткой реконструкции происхождения рас

Методы исследования в этнической антропологии

Признаки, по которым выделяют расы, очень различны. Некоторые из них определяют на живых субъектах, другие – на скелетах, преимущественно на черепах.

Существенным расовым признаком является форма волос головы и степень развития третичного волосяного покрова (усы, борода). У большей части обитателей Европы волосы обычно мягкие, прямые или волнистые. У монголоидов, обитателей Восточной и Юго-Восточной Азии и ряда других областей мира они тугие и прямые. У африканцев – жесткие и курчавые. Третичный волосяной покров сильно развит у обитателей Европы, Передней Азии, Закавказья, коренного населения Австралии. Значительно слабее он выражен у многих групп африканцев, населения некоторых частей Азии.

Определенное значение при расовой оценке имеет окраска (пигментация) кожи и волос. Так, слабо пигментированы некоторые группы населения Северной Европы. Темная окраска кожи и волос свойственна большей части африканцев. Темные волосы, но более светлая кожа у обитателей Южной Европы, у значительной части коренного населения Азии.

Кроме того, важными являются такие признаки, как окраска радужки глаз, наличие или отсутствие и степень развития складки верхнего века (эпикантуса), форма носа, степень выступания скул и уплощения лица, выступание нижней губы, толщина губ, особенности ушной раковины.

Для составления расовой характеристики группы по этим признакам используют единые номерные шкалы (например, шкалу Фишера для определения цвета и отчасти формы волос; шкалу Лушака для определения цвета кожи; шкалу Бунака – для определения цвета радужки глаз. В нашей стране вошли в употребление стандартные модели частей лица, скульптурные (по Ярхо) и в рисунке (по Дебецу).

Для антропологических исследований привлекаются и многие специальные признаки: данные о генах, группах крови, сывороточных белках крови, дерматоглифические данные, одонтологические данные (форма зубов), некоторые сложные антропогенетические признаки (переплетение пальцев, рук, ног, способность сворачивать язык в трубочку) и т.д.

Объектами исследований служат в основном этнические единицы – племя, народность, нация. Понятно, что провести поголовное обследование всего населения практически невозможно. Обычно применяют «частично-представительный» метод, который заключается в том, что исследуется сравнительно небольшая часть всей группы. Наиболее часто обрабатываются расовые данные по группе «взрослых мужчин» – приблизительно от 20 до 60 лет (Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология.. – М.: Высшая школа, 1978).

Полученные данные обрабатываются при помощи описанных ранее (раздел 2.1) статистических методов с определением степени достоверности различий.

5. Сложные антропогенетические признаки. (3 ч)

К сложным антропогенетическим признакам относят ряд врожденных морфологических признаков человека: форма мочки уха, способность сворачивать язык в трубочку, соотносительная длина 2- и 4-го пальцев рук, случаи моторной асимметрии – переплетение пальцев, предплечий, ног. «Сложность» этих признаков связана не с методами их определения (определяются они как раз достаточно просто), а с неопределенностью характера их наследования.

Лабораторная работа. «Определение сложных антропогенетических признаков»

I. Определение моторной асимметрии

1. Переплетение пальцев. Сложите пальцы в замок. Большой палец какой руки у вас оказался сверху? Попробуйте сложить пальцы иначе. Удобно? Вы не задумываясь складываете пальцы в замок всегда одинаково (сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки). Если сверху находится палец правой руки, то говорят о правом переплетении пальцев, и наоборот.

2. Переплетение предплечий (складывание рук). Сложите руки на груди (поза Наполеона). Предплечье какой руки находится сверху? Попробуйте сложить иначе. За правый тип переплетения предплечий принимают такое положение, когда сверху находится предплечье правой руки.

3. Переплетение ног. Положите ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая, то переплетение правое.

II. Соотносительная длина 2- и 4-го пальцев рук

Различают три типа соотношений длины пальцев: 2-й больше 4-го; 2-й равен 4-му; 2-й меньше 4-го.

Положите руку ладонью на стол. Определите соотношение длин 2- и 4-го пальцев. Если вы затрудняетесь это сделать (например, в связи с длинными ногтями), переверните кисть тыльной стороной вниз.

III. Сворачивание языка в трубочку

Попробуйте свернуть язык в трубочку (по длине языка). Получается? Если нет, попробуйте еще. Опять не получается? Тогда не старайтесь. Способность сворачивать язык в трубочку определяется наличием рецессивного (слабого) гена. Если вы не обладаете такой способностью (сворачивать язык в трубочку), то это объясняется отсутствием у вас этого гена. Интересно, а могут ли сворачивать язык в трубочку ваши родители?

IV. Определение формы мочки уха

Различают 3 типа формы мочки уха: приросшая, квадратная и отвислая.

Посмотрите внимательно на мочку уха своего соседа по парте.
Если четко просматривается мочка, а между ней и щекой видно пространство, то у него отвислая мочка уха. В случае отсутствия пространства между мочкой и щекой говорят о квадратной мочке. Если мочка практически не выражена и плавно переходит на щеку, то такая мочка считается приросшей.
Все данные о своих антропогенетических признаках зафиксируйте в тетради.
Дома можете провести обследование своих родителей, братьев и сестер, знакомых.

Асимметрия

Парные органы человека развиты и функционируют не одинаково. Чаще один из них, правый или левый, преобладает, т.е. является ведущим (хотя возможна и симметрия функций обеих частей).

Под левшеством в широком смысле понимается левая асимметрия – преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М.: Книга, 1994). При правшестве преобладают правые части.

Леворукость привлекала к себе внимание еще в доисторические времена. Левшами оказываются более 50% родившихся весом менее 1 кг. Есть данные о том, что леворукие встречаются чаще, чем в целом, в популяции среди артистически одаренных художников и архитекторов, спортсменов игровых видов спорта, реже (приблизительно 4%) – среди инженеров и (7,5%) – среди занятых физическим трудом. Леворуких не оказалось среди спортсменов-стрелков, баскетболистов, штангистов; леворукие составили 16% каратистов и борцов; причем 5% каратистов высокого класса были леворукими.

Имеются данные о различии в соотношении право- и леворуких среди родившихся в разных регионах Земли. Еще в 1911 г. было отмечено, что в немецкой армии 13% пришедших из Эльзас-Лотарингии были леворукими, тогда как всего леворуких в армии было 6,6%. По данным, полученным в 1980-х гг., леворукие составили 3,2% жителей Луганска (Украина), 3,4% жителей Москвы и 6% жителей Армении. Леворукими оказались 33,8% коренных жителей Таймыра и 10,2% пришлого его населения, тогда как в Средней полосе России они составили 6,7%. В Голландии леворукость установлена у 11,2% населения.

Активный рост числа леворуких наблюдался с 1900 по 1960 г. Предполагаются две причины этого роста. Первая – это улучшение акушерской помощи и связанное с этим уменьшение смертности младенцев, рождающихся с патологией мозга, сопряженной с вероятностью леворукости. Вторая причина – снижение «культурного давления», так как среди педагогов и врачей растет понимание того, что леворукость не есть болезнь или дурная привычка, а особенность биологической конструкции индивида, и поэтому неуместно переучивать леворуких. Этому вопросу было посвящено много работ.

Имеются многочисленные данные о генетической природе леворукости, которая в одних семьях проявляется чаще, чем в других, т.е. передается из поколения в поколение.

Интересными представляются данные о различиях числа леворуких среди родившихся в разные времена года. Есть сведения, что леворукие наиболее часто рождаются в осенне-зимние месяцы.

Леворукость не всегда легко обнаружить. Использование для письма левой руки – это один из крайних случаев левой моторной асимметрии. Иногда наблюдается скрытая леворукость. В таких случаях человек пишет правой рукой, а рисует, например, или держит молоток при забивании гвоздей левой.

Левшество не сводится лишь к леворукости. Оно возможно в функционировании всех парных органов. Помимо моторной (рука, нога) наблюдается сенсорная асимметрия, связанная с функционированием органов чувств. Левоногость – менее заметный, чем леворукость, признак. Выражается он в преобладании левой ноги над правой по частоте ее использования, скорости и точности движений, длине шага, а также лучшему дозированию усилий. Левоногие при ходьбе по необозначенной местности отклоняются вправо за счет большей длины шага левой ноги (описывая дугу по часовой стрелке), тогда как правоногие отклоняются влево (против часовой стрелки).

Левоногость изучена хуже, чем леворукость. Противоречивы данные о ее частоте и совпадении с леворукостью. Левая нога относительно чаще крупнее, чем правая, но число людей с преобладанием левой ноги над правой, по А.Ф. Брандту, меньше, чем с преобладанием правой руки над левой. Левая нога является толчковой у 50–80% спортсменов во всех видах легкой атлетики, но в командах футболистов – мастеров спорта левоногость обнаружена у 14,5% спортсменов. Левоногость была отмечена у 23,7% каратистов США, хотя только 11,7% из них были леворукими; 19,1% каратистов России (Ростов-на-Дону) левоноги, но только 4,9% из них леворуки.

Из сенсорного левшества лучше других изучены зрение и слух. Левая асимметрия зрения была отмечена у 30% обследованных левшей, симметрия – у 7,4%, а у остальных 62,6% левшей было правшество зрения. Правшество глаз чаще встречается у стрелков, чем у теннисистов.

Левшество слуха проявляется чаще всех других проявлений левшества – почти в 7 раз чаще леворукости (37% и 5%), в 2 раза чаще левоглазости (37% и 19%) и на 11% чаще левоногости (37% и 26%).

Присущее каждому данному человеку сочетание моторных и сенсорных асимметрий называется индивидуальным профилем функциональных асимметрий, или просто «профилем асимметрии».

Лабораторная работа № 11 «Определение скрытой леворукости»

Для определения скрытой леворукости проводят ряд тестов, данные которых заносятся в таблицу. Если количество правости и левости одинаково, человек является амбидекстром, т.е. у него одинаково хорошо развита и правая и левая моторика.

I. Вырезание круга

На листе бумаге рисуют круг диаметром около 15 см и затем вырезают его ножницами. Обращают внимание не на то, в какой руке человек держит ножницы, а какая рука совершает вращательные движения. Если ножницы – в правой руке, а лист бумаги вращается левой, то фиксируется активность левой руки, и наоборот.

II. Открывание коробки со спичками

Возьмите коробку спичек, отройте ее и достаньте спичку. Ведущей рукой считается та, с помощью которой открывается коробка (толкается ящичек) и затем достается спичка.

III. Рисование левой и правой рукой

Экспериментатор просит обследуемого нарисовать круг сначала правой, а затем левой рукой. Ведущая рука определяется по качеству рисунка.

IV. Иголка и нитка

Попробуйте вдеть нитку в иголку (стоит использовать иголку с большим ушком). Фиксируется рука, которая совершает поступательные движения (либо иголку нанизывает на нитку, либо нитку вдевает в иглу) независимо от того, в какой руке находится иголка.

V. Поднять кубик (мячик)

Испытуемый встает. Экспериментатор просит обследуемого поднять этот предмет. Фиксируется рука, которой обследуемый поднимает его.

VI. Аплодисменты

Изобразите бурные аплодисменты. Рука, которая в момент аплодирования находится сверху (она ударяет о другую), является активной (ведущей).

Лабораторная работа № 12. «Определение ведущего глаза»

Лист бумаги с круглым отверстием диаметром около 1 см поместите перед глазами и смотрите через это отверстие на какой-либо предмет. Взгляд зафиксируйте.

Закройте правый глаз. Продолжаете ли вы видеть предмет? Продолжайте рассматривать предмет через отверстие двумя глазами. Закройте левый глаз. Виден ли предмет теперь?

Если при закрывании правого глаза изображение «убегает», а при закрывании левого глаза оно остается четко видимым, то ведущим является правый глаз, и наоборот.

В предыдущем номере, в разделе, посвященном чувствительности к фенилтиокарбамиду (ФТК) была допущена ошибка. При определении вкусовой чувствительности (и, соответственно, при проведении лабораторной работы) используют серию не из 16, а из 14 разведений – от «0» (2,6 г/л) до «13» (0,00032 г/л).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru