Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №40/2003

Я ИДУ НА УРОК

О.А. ТАЛЮТИНА,
учитель биологии,
г. Ярославль

Окончание. См. № 39/2003

Путешествие в страну рыб

На экран проецируется слайд с изображением схемы устройства этого органа чувств. Учитель рассказывает о том, что чешуи на боковой линии пронизаны отверстиями, которые сообщаются с длинным продольным каналом, скрытым под кожей. В этом канале располагаются чувствительные клетки, соединенные нервами с мозгом. С помощью боковой линии рыбы воспринимают колебания воды и отраженные от предметов волны. Поэтому даже в мутной воде они не натыкаются на предметы и способны ловить движущуюся добычу.

Средняя линяя у рыб.

Средняя линяя у рыб.

Затем учитель говорит о том, что человек давно пытается освоить Мировой океан, но пока это не представляется возможным – мы не можем дышать под водой, а запас воздуха всегда ограничен. Школьники, получившие четвертый вариант задания, рассказывают об устройстве и работе жабр – органа дыхания рыб. Учитель просит найти жабры на объекте исследования и познакомиться с их устройством.
Классу предлагается ответить на вопросы: приспособлением к какому фактору водной среды является наличие жабр; почему вынутая из воды рыба «засыпает»?

Далее заслушиваются ответы учащихся, получивших пятый вариант задания. По ходу сообщений учащиеся рассматривают голову рыбы и находят на ней глаза – органы зрения и ноздри – вход в органы обоняния.
Слышит ли рыба? Какие доказательства этого можно привести?
После краткого обсуждения формулируется вывод: рыбы ориентируются в окружающей среде при помощи органов чувств.
Верно ли выражение: «Нем, как рыба»? Этот вопрос учителя заставил школьников поспорить. Учитель рассказывает о звуках, издаваемых рыбами, и о том, как они их издают, не имея голосовых связок (обычно – с помощью плавательного пузыря).
Какое значение имеет для рыб прозрачность воды? Какие приспособления к этому фактору у них имеются? Ответы на эти вопросы школьники ищут во время «путешествия в мир коралловых рифов». На экран проецируются соответствующие видеоролики. Учитель читает отрывок из книги «Жизнь моря» швейцарского ученого Келлера: «Рыбки коралловых рифов представляют собой наиболее изящное зрелище. Цвета их не уступают в яркости и блике тропическим бабочкам и птицам. Лазоревые, желтовато-зеленые, бархатисто-черные и полосатые рыбки плавают и вьются целыми толпами».

После краткого обсуждения формулируется вывод: прозрачность воды позволяет рыбам иметь приспособления, связанные с использованием органов зрения. Рыбы используют различную окраску и форму тела для маскировки, отпугивания врагов, общения друг с другом.

Закрепление

Учитель подводит итог урока: «Наше путешествие подходит к концу, и, прежде чем бросить якорь в конечном пункте, подведем итоги. Для этого возвратимся к главному вопросу урока. Как бы вы на него ответили сейчас?»
После фронтальной проверки учитель просит школьников сделать вывод по уроку, ответив на вопрос: «В чем причина многообразия рыб? Результатом чего оно является?».
Формулировка вывода: многообразие рыб – результат приспособлений к различным проявлениям факторов водной среды, к разному образу жизни. После обсуждения вывод проецируется на экран. Учащиеся записывают его в информационном листе.

Заключение

Завершая урок, учитель просит школьников заполнить лист самооценки на информационном листе, а на отдельном листочке – с помощью тех же значков выразить свое отношение к уроку.
Учитель, в свою очередь, выражает значком свое отношение к проделанной работе.

Мне радостно, я – довольна, т.к. все, что задумала, – получилось, и в этом мне помогли вы. Большое вам спасибо за урок.

Мне очень грустно, потому что то, что мы узнали о рыбах на уроке, – лишь очень малая часть всего интересного, что известно об этих организмах. Учитель прикрепляет свой значок к стенду, а затем просит учащихся прикрепить туда же свои листочки со значками.

Домашнее задание

Учащимся предлагается решить познавательную задачу, изложенную в информационном листе и изучить статью учебника «Надкласс Рыбы».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информационный лист

I. Рабочая страница

Тема урока: ___________

Решаемая проблема: __________

Основные понятия к уроку.

Среда обитания – комплекс окружающих условий (факторов среды), влияющих на жизнедеятельность организмов.

Приспособленность (адаптация) – совокупность особенностей строения организмов, обеспечивающих им возможность жизни в этих условиях.

Тема для исследования. Выявить приспособления рыб к обитанию в среде с высокой плотностью.

Лабораторная работа. «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» (с. 156 учебника*, лаб. работа № 6, задания 1, 2, 4.)

Результаты исследований занесите в соответствующую графу таблицы.

Приспособление рыб к жизни в водной среде

Факторы водной среды

Приспособленность к фактору среды

 Большая плотность (сопротивление движению)

Текучесть (сопротивление движению)

Растворимость веществ и кислорода

Прозрачность

Вывод. Многообразие рыб – результат ___________

II. Домашнее задание

1. Учебник, статья «Надкласс Рыбы», § 31.

2. На основании изучения внешнего строения пресноводной рыбы, вьюна исследователь сделал вывод о том, что эта рыба должна вести малоактивный и придонный образ жизни. Но при получасовом наблюдении за вьюном в аквариуме исследователь убедился, что бoльшую часть времени рыба активно плавала в толще воды и у ее поверхности. Изложите гипотезу, объясняющую странное поведение рыбы. (Подсказка: достаточна ли была длительность наблюдения для построения предположений и формулирования выводов?)

III. Лист самооценки учащихся.

1. Удовлетворены ли вы результатом своей работы на уроке?

2. Появился ли интерес к содержанию урока?

3. Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества?

( – да, – нет,  – не знаю.)

Примечание. Пункты «Тема для исследования» и «Лабораторная работа» представлены в пяти вариантах. Приведенный образец информационного листа соответствует I варианту задания. Ниже приведены еще два варианта заданий.

Тема для исследования. Выявить приспособления рыб для передвижения в воде.

Лабораторная работа. «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» (с. 157 учебника, лабораторная работа № 6, задание 6).

Тема для исследования. Выявить приспособления рыб к текучести воды (для определения скорости и направления течения).

Объяснить проведенный эксперимент. «В аквариум с плавающими рыбами опустили карандаш. Рыбы бросились прочь. То же самое проделали с теми же рыбами, предварительно одетыми в «купальные костюмы» с разрезами для глаз, жабр, плавников и рта. Рыбы при этом ничуть не испугались.» Как можно объяснить такую реакцию рыб?

Лабораторная работа. «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» (с. 157 учебника, лабораторная работа № 6, задание 5).


* Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы. – М.: «Вентана-Граф», 2003.

 

Рейтинг@Mail.ru