Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №39/2003

Я ИДУ НА УРОК

О.А. ТАЛЮТИНА,
учитель биологии,
г. Ярославль

Путешествие в страну рыб

Оборудование: используется подборка иллюстраций (рисунки, фотографии, видеоролики) и текстов с основными формулировками в виде компьютерных файлов – изображения проецируются на экран через мультимедиа-проектор.

Введение

На экране – изображение моря. Приглушенно звучит шум морского прибоя.
Учитель приглашает учащихся совершить путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с жителями которой они немного знакомы из повседневной жизни.
На экране – изображение парохода, плывущего по океану.
Учитель предлагает учащимся отгадать загадку о жителях этой страны:

Крылья есть, да не летают,
Ног нет, да не догонишь.

(Рыбы.)

На экран проецируются изображение таблицы «Многообразие рыб» и название страны «Надкласс Рыбы», а учитель напутствует учащихся: «В пути вас ждут новые знания, неожиданные открытия. Вам предстоит выполнить немало заданий, прежде чем наш корабль бросит якорь в порту – конечном пункте путешествия».

Далее учитель конкретизирует цель путешествия: изучить особенности строения и образа жизни жителей страны «Надкласс Рыбы».
В качестве «судового журнала» каждый школьник получает информационного лист (с одним из пяти вариантов заданий – см. Приложение), в котором по ходу «путешествия» делает необходимые записи.

Изучение нового материала

Школьники записывают в информационный лист название темы («Надкласс Рыбы»), после чего учитель сообщает, что рыбы – самая многочисленная группа позвоночных животных, включающая более 20 тыс. современных видов. Ученые подразделяют рыб на 2 класса: хрящевые (более древние) и костные, появившиеся на Земле позже, но сейчас составляющие абсолютное большинство (96% видов).
С целью активизации познавательной деятельности учитель предлагает классу поближе познакомиться с несколькими жителями «страны рыб». На экран проецируются слайды с изображением 3–4 рыб – характерных представителей своих экологических групп (акула, скат, тунец, бычок, камбала и т.п.). Учитель кратко рассказывает о биологии этих видов, их образе жизни. После просмотра слайдов школьники пытаются обобщить полученные сведения и формулируют главный вопрос урока, запись которого потом проецируется на экране и записывается в информационный лист: «Какие приспособления имеют рыбы к жизни в воде?»
(Если учащиеся не могут самостоятельно сформулировать вопрос, учитель предлагает заглянуть в информационный лист и прочитать там основные понятия темы урока.)
Учитель предлагает ребятам попытаться сразу ответить на этот главный вопрос. После краткого обсуждения создается проблемная ситуация.
Для разрешения проблемы учитель предлагает сделать первую остановку в Институте биологии внутренних вод им. Папанина РАН (поселок Борок Некоузского района Ярославской области).
На экран проецируется слайд с изображением института и лаборатории «Экология рыб».
Учитель обращает внимание на оборудование лаборатории и предлагает школьникам провести свои небольшие исследования приспособления рыб к определенным факторам водной среды. Каждая группа школьников выполняет задание, приведенное в информационном листе. Работа проводится в паре с соседом по парте. Сделанные выводы заносятся в соответствующую графу таблицы информационного листа.
На столах у учащихся – необходимая литература и объект для проведения исследовательской работы, представитель костных рыб – вобла1.
На работу отводится 5–7 минут, после чего школьники по очереди выступают с сообщениями о результатах исследований, проводится обсуждение. Учитель напоминает, что каждая группа провела исследование только небольшой части общей проблемы, остальные строчки таблицы в информационном листе надо заполнить, выслушав ответы товарищей.
Учащиеся, получившие первый вариант задания, работали над выявлением приспособлений к большой плотности воды, которая препятствует движению рыбы. Они отмечают, что более легкому продвижению в воде способствует обтекаемая форма тела рыб. Черепитчатое расположение чешуи и наличие слизи также уменьшают сопротивление движению.
Рассматривая раздаточный материал, учащиеся отмечают обтекаемую форму тела рыб и характер расположения чешуи.

Учитель обращается к классу с вопросами:

– исходя из формы тела рыб, которых вы получили для исследования, определите, к какой экологической группе они принадлежат;
– каким образом рыбы используют отмеченные приспособления при движении?

На второй вопрос дают ответ школьники, работавшие со вторым вариантом задания: «Рыбы плавают волнообразно, расталкивая воду сначала головой, затем телом и потом хвостом. Отброшенная вода стекает по бокам рыбы, проталкивая ее вперед».
На экран проецируются слайды или видеоролики с изображением ската и камбалы. Учитель предлагает ответить на вопрос: «Как передвигаются рыбы, которые имеют сплющенное в спинно-брюшном направлении тело»? (Ответ: совершая волнообразные движения плавниками.)2

Схема движения рыбы

Схема движения рыбы

На экран проецируются видеофрагменты, демонстрирующие характер передвижения различных рыб. Учащиеся анализируют увиденное и делают вывод о роли парных и непарных плавников в движении и маневрировании рыб в толще воды.
Учащихся, получившие третий вариант задания, сообщают о наличии у рыб боковой линии.

Продолжение следует


1 По замыслу авторов учебника, при выполнении данной работы школьники рассматривают живых рыб (например, гуппи), плавающих в банке с водой. – Прим. ред.

2 В данном случае допускается неточность. Тело камбалы «сплющено» не в спинно-брюшном направлении, а с боков. Плавники этих рыб, проходящие вдоль («по бокам») тела - удлиненные спинной и анальный плавники. Для быстрого передвижения камбала использует «обычный» способ - волнообразные движения тела от головы к хвосту. – Прим.ред.

 

Рейтинг@Mail.ru