Основы антропологии с элементами генетики человека

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

П.И. ЛИПАТОВ,
Л.Н. ЛИПАТОВА,
преподаватели биологии,
г. Междуреческ, Кемеровская обл.

Основы антропологии с элементами генетики человека

Учебно-методический комплекс

Из всех предметов биологического цикла в школьной программе имеется только один, посвященный человеку, – «Человек и его здоровье». В его содержании преобладают анатомо-физиологические характеристики организма, в то время как понимание биологии человека требует более широкого, междисциплинарного подхода. Программа предлагаемого спецкурса «Основы антропологии с элементами генетики человека» представляет собой попытку реализовать такой подход.

Главной целью спецкурса является расширение знаний о человеке, его особенностях; развитие у учащихся навыков научного познания через приобщение к элементам исследовательской деятельности.

Основные задачи спецкурса

1. Познакомить с основными этапами развития антропологии и ее местом в системе биологических и медицинских наук.
2. Изучить основные разделы антропологии: морфологию, соматологию, дерматоглифику, этническую антропологию.
3. Познакомить и научить методам и приемам исследовательской работы по биологии человека и медицинской биологии.
4. Дать представление о практическом применении антропологии в медицине и о значении ее в системе подготовки будущего специалиста, изучающего и работающего с человеком.
5. Формирование навыков научного познания.
6. Развитие навыков самонаблюдения и исследовательской культуры.

Спецкурс может быть использован в 10 – 11-х классах.

В рамках курса осуществляется профориентационная работа на медико-биологические специальности; прививаются общеучебные умения и навыки, направленные на сбор и анализ данных, умение сопоставлять и анализировать, математически обрабатывать биологические данные. Все эти умения и навыки повышают образовательный уровень будущих студентов и способствуют формированию научного потенциала, прежде всего в области биологии.

Спецкурс был разработан преподавателями биологии Многопрофильного городского лицея и Детского дома-школы № 5 «Единство» г. Междуреченска Т.И. Липатовой и Л.Н. Липатовой (консультанты: к.б.н. Ф.А. Лузина, Новокузнецкий НИИ гигиены и профзаболеваний; к.б.н. Е.А. Лотош, заведующий кафедрой биологии Новокузнецкого института повышения квалификации) при участии Администрации г. Междуреченска и Муниципального учреждения управления образованием – комитета образования.

Создание представляемого комплекса началось параллельно с его апробацией (1994–1995 гг.). На протяжении этих лет учителя выпустили достаточное количество учащихся, многие из которых выбрали для дальнейшего своего обучения медико-биологическое направление. Часть из них, окончив высшие учебные заведения, сегодня работают в системе здравоохранения города и области.

Навыки, прививаемые ученикам, демонстрируются ими на научно-практических конференциях и конкурсах областного, регионального и всероссийского уровня. Они являются традиционными участниками и победителями Междуреченской и Новокузнецкой городских научно-практических конференций школьников; Областной НПК школьников «Экология и промышленный город»; лауреатами Региональной археолого-этнографической конференции школьников, Всероссийской научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура» (г. Обнинск) и Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского (г. Москва) с 1995 г.

Тема

Всего, ч

Лекции,ч

Практические работы, ч

Экскурсии,ч

1. Введение

3

2

1

2. Морфология человека,
в том числе:
2.1. Мерология
2.2. Покровы тела и пигментация
2.3. Гематология

31
11
10
10

20
6
6
8

9
5
4

2


2

3. Органы чувств

5

3

2

4. Этническая антропология

2

2

5. Сложные антропогенетические признаки

3

1

2

6. Консультации, резервное время

7

Итого

51

28

13

5

1. ВВЕДЕНИЕ (3 ч)

1.1. Антропология как наука. Основные разделы (морфология, антропогенез, расоведение) и методы антропологии.
1.2. История развития антропологии. Антропология в России.
1.3. Коренные жители нашего региона: история и культура. Экскурсия в краеведческий музей.

1.1. Антропология как наука

Термин «Антропология» с греческого дословно переводится как «наука о человеке». Его первое использование принадлежит Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека.

В западно-европейской литературе довольно рано укоренилось двойное понимание термина «антропология», а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе – с другой.

Французские энциклопедисты придавали термину «антропология» очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. В течение XIX в. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.

В советской науке принято строгое разделение терминов «антропология», «этнография», «археология».

Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человечества по вещественным источникам, под этнографией – отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-исторические взаимоотношения. Антропология же изучает вариации физического тела человека во времени и пространстве.

Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас.

Задача антропологии – проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

Основные разделы антропологии

1. Морфология.
2. Антропогенез.
3. Расоведение, или этническая антропология.

Морфология решает вопросы, связанные с : индивидуальной изменчивостью физического типа; его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно; явлением полового диморфизма и, наконец, анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

Морфология состоит из двух частей.

1. Мерология (от греческого «мерос» – часть), изучающая вариации отдельных органов человека и отдельных тканей, а также их взаимную связь;

2. Соматология (от греческого «сома» – тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т.е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т.д.; и ставит своей задачей установление стандартов, или норм, размеров человеческого тела, наиболее часто встречающихся комбинаций размеров, и разрабатывает методы расчета, позволяющие установить, как часто встречаются те или иные отклонения от этих комбинаций. Антропология тем самым дает возможность организовать на вполне научной основе массовое производство предметов индивидуального пользования (обувь, одежда, головные уборы и т.д.). Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, а также вариации телосложения и их связи с физиологическими особенностями организма.

Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественников, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.

Антропогенез рассматривает вопросы о месте человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека.

Раздел антропогенеза включает подразделы.

1. Приматоведение, т.е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян.
2. Эволюционная анатомия человека.
3. Палеоантропология, т.е. изучение ископаемых форм человека.

Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропологии морфологией, рассматриваемой в пространстве, т.е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.

Расоведение, или этническая антропология, изучает классификацию расовых типов, распространение их по территории Земли, историю формирования рас, причины расообразования и закономерности изменений расовых типов.

Методы антропологии

В основе антропологической методики лежит метод антропометрии, или измерения человеческого тела. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека, остеометрию – измерение костей скелета, краниометрию – измерение черепа.

В широком смысле слова антропометрия включает в себя и антропоскопию, т.е. методику «описательной», или «качественной», характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужки глаз и т.д. Чтобы добиться наиболее точных определений «описательных», или «качественных», признаков, в антропологии широко применяют всевозможные шкалы, например шкальные наборы цвета кожи, глаз, волос, эталоны в виде муляжей губ, носа, ушных раковин и т.д.

Основы современных антропологических методов были заложены работами известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824–1880), который в 1860–1870-х гг. разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т.д.

Большое применение в антропологии получили методы вариационно-статистической обработки материалов измерений; с помощью этих методов определяется наиболее часто встречающаяся в исследуемой группе величина признака и некоторые другие показатели.

1.2. История развития антропологии в России

Как самостоятельная наука антропология оформилась в России, как и в других странах, во второй половине XIX в. Только в 1950–1960-х гг. возникли первые научные антропологические учреждения и общества, стали издаваться специальные антропологические работы. Но накопление антропологических данных началось значительно раньше. Исследование шло в неразрывной связи со сбором этнографических материалов.

Уже в средневековой русской литературе можно встретить более или менее подробные описания особенностей физических типов отдельных народов, которые всегда привлекали внимание путешественников и писателей. С расширением этнографического кругозора увеличиваются и антропологические знания о разных народах России. Особенно значительное накопление этих материалов связано с присоединением Сибири к Российскому государству.

Среди деятелей русской науки первой половины XVIII в. одно из первых мест принадлежит В.Н. Татищеву. Предложенная им программа-анкета (она содержала 198 вопросов по разным разделам географии и истории, включая и антропологические данные) оказала огромное влияние на содержание работы Великой Северной Экспедиции 1733–1743 гг.

Приведены антропологические сведения и в трудах С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» (1755). Огромный материал был собран участниками академической экспедиции 1768–1774 гг. под руководством П.П. Палласа. Сводкой накопленных этнографических материалов можно считать вышедшее в 1776–1777 гг. сочинение Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов».

В первой половине XIX в., начиная с первого кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803-1806 гг., русские моряки совершили более тридцати кругосветных путешествий, не только ознаменовавшихся важнейшими географическими открытиями, но и доставивших первые сведения о многих народах земного шара, в первую очередь о населении тихоокеанских островов.

Формирование антропологии в России связывают с деятельностью академика К.М. Бэра (1792–1876). Один из крупнейших естествоиспытателей XIX в., основатель современной эмбриологии, К.Бэр известен как выдающийся географ и путешественник, как один из крупнейших антропологов своего времени, как организатор антропологических и этнографических исследований в России.

Ранние работы Бэра относятся еще к 20-м гг. XIX в. Особый интерес представляет его доклад «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822), в котором он развивает взгляд о происхождении человечества из общего корня и высказывает мысль о том, что различия между человеческими расами выработались после их расселения из общего центра, под влиянием различных природных условий в зонах их обитания.

Особо следует отметить заслуги Бэра в разработке программы и методики антропологических, в первую очередь краниологических, исследований.

Н.Н. Миклухо-Маклай, будучи зоологом по специальности, прославил российскую науку не столько своими работами в этой области, сколько замечательными исследованиями по этнографии и антропологии народов Новой Гвинеи и других областей южной части Тихого океана.

Его первая знаменитая экспедиция на северо-восточный берег Новой Гвинеи относится к 1871-1872 гг. В течение 15 месяцев Н.Н. Миклухо-Маклай жил среди папуасов, не видавших до того времени белого человека, собрал ценнейшие научные материалы. В дальнейшем он еще два раза посетил этот район. В 1873 г. он исследовал юго-западную часть острова, берег Папуа–Ковиай, а в 1880 и 1881 гг. южное побережье Новой Гвинеи.

Кроме этого им был предпринят ряд экспедиций по изучению негритосов о. Люсона, народов п-ова Малакка, побывал на островах Микронезии и северной Меланезии. В 1879 г. он совершил путешествие по островам Новая Каледония, Новые Гебриды, Адмиралтейства, Соломоновы и другие.

Крупнейшая заслуга Миклухо-Маклая в том, что он опроверг сложившиеся в науке того времени ложные представления о коренных различиях между отдельными расами, в частности утверждение, что папуасы коренным образом отличаются от всех других человеческих рас.

В его работах мы находим убедительные примеры доказательства того, что многие физические особенности отдельных народов, считавшиеся расовыми, в действительности объясняются внешними факторами.

Одним из важнейших событий в истории русской антропологии было основание в 1863 г. Общества любителей естествознания при Московском университете, ставившего своей целью содействие развитию естественно-исторических знаний в широких кругах русского общества. Инициатором, организатором и в течение 30 лет фактическим руководителем Общества был профессор Московского университета А.П. Богданов (1834–1896).

Наибольшее внимание А.П. Богданова как исследователя привлекало изучение этногенеза русского народа по данным краниологии.

1.3. Коренные жители нашего региона: история и культура

Данный урок в нашем случае проводится в виде экскурсии в краеведческий музей, в ходе которой учащиеся получают информацию об одной из групп коренных жителей юга Сибири – шорцев. Рассказывается об истории и расселении этого народа, упоминании о нем в трудах исследователей разных времен, численности, территориальном распределении. Приводятся легенды шорцев, рассказывается об истории их языка, о родовом разделении, промыслах, хозяйстве и укладе жизни их предков.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru