Жизнь на Земле

Я ИДУ НА УРОК

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46,
г. Киров

Жизнь на Земле

Уроки по теме в 5-м классе

Урок 1. Размышление о жизни на Земле

Это не совсем обычный урок, точнее совсем необычный. Его главная цель -– формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни. Это первый урок из цикла уроков-размышлений. Проводится он в конце изучения темы «Жизнь на Земле» в курсе природоведения (Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5-й класс).

Учащиеся работают на специальных рабочих листах. Каждое задание сначала выполняется письменно, а затем желающие озвучивают свои варианты ответов. Музыкальным фоном урока служит «Медитация» Массне.
На доске записан эпиграф урока – слова А.И. Опарина: «Жизнь – это самое прекрасное и, в конечном итоге, самое важное из того, что существует на нашей планете».

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок-размышление. Особенно будут цениться красивые, умные, нестандартные, оригинальные мысли. Посмотрите на эпиграф и подумайте, согласны ли вы с автором этих слов? Запишите на рабочих листах тему урока: «Размышления о жизни на Земле».
В качестве разминки я предлагаю вам закончить одно из следующих предложений:

Когда я размышляю о жизни на Земле, я:

– представляю...
– чувствую...
– думаю...

(После 2–3 мин письменной работы желающие зачитывают свои варианты окончания предложений.)

Давайте вспомним, что мы узнали, изучая эту тему. Любое познание начинается с удивления. Перелистайте еще раз страницы учебника и найдите то, что больше всего удивило вас при изучении этой темы. На рабочем листе запишите предложение: «Больше всего меня удивило...».
Поделитесь своими впечатлениями об удивительном.
А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и прислушайтесь к моим словам:

Так нежны, хрупки, смешны отчасти,
Не рискнешь дотронуться рукой...
Все отдашь, не пожалеешь счастья,
Чтобы не нарушить их покой.

У каждого из вас возник какой-то образ, определенное представление. Попробуйте описать, что вы представили и почему. Кто из вас готов рассказать о своих представлениях?
На прошлом уроке мы пытались «брать интервью» у морских обитателей. Нам было очень трудно представить, что животные могут думать, чувствовать, говорить. Сейчас мы увидим уникальные кадры, снятые на уникальном материке – в Австралии. После этого вам предстоит задать по три вопроса героям этого видеофрагмента. Попробуйте представить этих животных думающими и чувствующими.

(Демонстрируются фрагменты «Яйцекладущие» и «Сумчатые» из видеофильма «Многообразие животных». После этого одни учащиеся зачитывают свои вопросы, а другие пытаются ответить на них от имени тех животных, к которым эти вопросы обращены.)

А сейчас попробуйте обобщить ваши чувства, впечатления, раздумья в форме эссе – свободного размышления. Вы можете воспользоваться следующими ключевыми словами: жизнь, человек, неповторимость, хрупкость, удивление, разнообразие, опасность.
Этот урок позволяет не только приоткрыть внутренний мир пятиклассников (и восхититься их порой совсем не детской мудростью!), но и дает великолепный задел для перехода к следующей теме – «Человек на Земле».

Урок 2. Как человек появился на Земле

Введением в тему урока (и в весь раздел «Человек на Земле») могут стать стихотворные строки Д.Голубкова:

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

В начале урока мы поразмышляем о том, чем человек отличается от животных, и сформулируем главные вопросы первой темы. Как человек появился на Земле? Кто были его предки? Как они изменялись в процессе развития?
Обратимся к тексту учебника. В первых двух абзацах (с. 140) найдем главную мысль (о возрасте человечества), запишем в тетрадь ключевые слова (2 млн лет) и сформулируем вопросы по поводу этой мысли: Почему так давно появился человек? Как определили возраст человечества? Как выглядели первые люди?
Продолжим поиск информации. Прочитав следующие шесть строк, сформулируем вопрос, ответом на который является этот текст (кто такие дриопитеки?). Это позволит нам выяснить разницу между родственниками и предками (стоит изобразить на доске фрагмент родословного древа) и обратить внимание на наши родственные взаимоотношения с современными обезьянами.

После тщательной проработки текста в ходе беседы учащиеся вполне осилят самостоятельный вывод и запишут его в тетрадь: дриопитеки – общие предки человека и обезьян. Читая текст учебника дальше, нам непременно захочется получить ответы на следующие вопросы. Почему климат стал суше? К каким последствиям это привело? Почему некоторые из дриопитеков остались в лесах? Почему не все?

Таким образом, мы не только учимся устанавливать причинно-следственные связи, но и закладываем фундамент для формирования понятия «естественный отбор».
«Добравшись» до австралопитека, мы разделимся на три группы. Учащиеся первого ряда временно «превратятся» в австралопитеков, и по тексту учебника и рисункам подготовят «рассказ от первого лица», т.е. поведают нам то, что мог бы рассказать о себе австралопитек. Учащиеся второго ряда становятся дотошными журналистами (формулируют два вопроса для интервью с австралопитеком). Третий ряд (аналитики) отбирают самую важную информацию для записи в тетрадь.

После 5–7 мин подготовки «австралопитек» рассказывает о себе, его соседи по ряду уточняют ответ и дополняют его яркими деталями. Корреспонденты «мучают» австралопитеков вопросами, аналитики предлагают ключевые слова, которые после обсуждения все записывают в тетрадях. После этого – смена ролей: бывшие «австралопитеки» становятся аналитиками, корреспонденты превращаются в австралопитеков, а аналитики осваивают роль журналистов.
Подобным же образом на уроке мы успеваем проработать материал и про человека прямоходящего. Многократное повторение текста в разных вариациях не только делает урок динамичным и интересным, но и обеспечивает надежное усвоение материала. Учащиеся вполне готовы к тому, чтобы дома самостоятельно выписать ключевые слова для характеристики неандертальца и кроманьонца. На следующем уроке мы еще раз вернемся к этому материалу. Роль журналиста, интересующегося жизнью неандертальцев и кроманьонцев, возьмет на себя учитель. Закрепление материала о происхождении человека тоже возможно в разных формах.

Сначала расположим «портретную галерею предков» в правильной последовательности. Мы будем узнавать «предков» по изображениям на таблицах и рисунках, будем доказывать свою точку зрения, обращая внимание на отдельные детали рисунков. Поиграем в «да–нет» с рассуждениями вслух. При этом один из учеников будет снимать с «дерева знаний» листочек с названием своей роли, а класс будет задавать вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: пользовались ли вы огнем; была ли у вас одежда; умели ли вы говорить? После каждого ответа автор вопроса комментирует его, например: «Пользовались огнем, – значит, это не австралопитеки». Задача класса – как можно быстрее (т.е. с меньшим числом вопросов) определить, кто перед ними. Мы непременно поработаем с вопросами и утверждениями учебника, обратимся к рубрике «Подумайте» и, может быть, успеем написать маленькую проверочную работу.

Эмоциональным пиком урока могут стать следующие стихотворные строки:

Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил,
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, единственным,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной,
На неустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(Бездарность выжила б едва ли).
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще историй не писали.
А Прометей был после выдуман.
Огонь они добыли сами.

Можно попросить ребят описать свои чувства, которые они испытывают по отношению к этим людям. После этого вполне закономерными будут творческие домашние задания (для желающих): отчет о путешествии «На машине времени – к людям прошлого» или страничка из дневника «Один день из жизни...».

Урок 3. Многообразие растений

На уроке используются: гербарные экземпляры растений разных групп (водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, цветковые), рисунки с изображениями растений, магнитофонные записи «монологов» растений и «Вальса цветов».

Внимательно слушаем музыкальный эпиграф к уроку (звучит фрагмент «Вальса цветов» П.И. Чайковского). Какая группа живых организмов будет в центре нашего внимания сегодня на уроке? Правильно, растения!
Итак, тема нашего урока – «Многообразие растений» (запись на доске и в тетрадях).
В качестве интеллектуальной разминки я хотела бы предложить вам вопрос: в каких соотношениях находятся понятия «цветы» и «растения»? Учащиеся в течение минуты работают на «мыслительных» листах, записывая краткую формулировку ответа. После того, как листы будут сданы, обсуждаются варианты ответов и формулируется правильный.
Кроме цветковых на земле существуют и другие группы растений.

Цель : выяснить, какие бывают растения. По каким признакам можно различить растения разных групп?

Всего на Земле более 350 тысяч видов растений (запись на доске и в тетрадях). Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты нам понадобится почти 97 часов.
Все растения ученые разделили на несколько групп. Внимательно прослушайте монологи хорошо знакомых вам растений и определите названия этих групп.

Звучат записанные на магнитофон «монологи», учащиеся отгадывают названия растений, учитель задает ряд уточняющих вопросов. На доске записываются названия групп растений и вывешиваются изображения растений каждой группы.

С головой уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев; если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

– Почему водоросли «пропадут на суше»? Каких органов нет у водорослей?

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

– Почему нужно наклониться, чтобы встретиться с мхом?
– Почему мхи растут во влажных местах?
– По каким признакам можно распознать мхи?

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

– Чем папоротники отличаются от других растений?
– Объясните смысл фразы: «Наш очень древний род из прошлого планеты тепло и свет несет».

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем – никогда мы не цветем.

– Каковы признаки большинства голосеменных растений?
– Почему голосеменные получили такое название?
– Можно ли шишку считать плодом? Почему? И почему голосеменные несут нам радость?

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.

– Чем цветковые отличаются от всех других растений? Где они обитают?
– Какое название вы бы предложили для этой группы по аналогии с голосеменными?

Далее учащиеся выполняют практическую работу по инструктивной карте.

1. Рассмотрите выданные вам гербарии; определите, к каким группам относятся эти растения.
2. Сделайте в тетради рисунки, подпишите название каждого растения и группы, к которой оно относится.
3. Выпишите из текста учебника (стр. 104-105) отличительные признаки царства растений. При необходимости напишите дополнения, опираясь на собственные знания.

Почему растения считают клеточными ядерными организмами?

Урок 4. Жизнь на разных материках

При изучении этой темы за две недели до урока я прошу каждого ученика подготовить сообщение об одном из живых существ, предложив обширный список интересных представителей разных материков. При этом мы обговариваем требования: сообщение должно быть кратким (1 альбомный лист письменного текста, 3 мин устного выступления), понятным, умным (логичным), интересным и интригующим, красивым и аккуратным по оформлению. Договариваемся и о содержании сообщения: в нем непременно должен быть словесный портрет – описание внешнего вида растения или животного, необходимо также указать, где обитает данный организм, рассказать о его интересных привычках или особенностях. Дома учащиеся, используя дополнительную литературу, делают письменный вариант сообщения и готовятся к устному выступлению. Понятно, что выслушать все выступления на уроке невозможно, и в то же время необходимо дать возможность выступить каждому ученику. Разрешить данное противоречие можно следующим образом.
Перед уроком класс делится на группы. В каждой из них должны быть «представители» разных материков. Для этого целесообразно заранее подобрать иллюстративный материал и разложить его по рабочим столам в соответствии с намеченным составом групп. Отыскав изображения «своих» объектов, ребята образуют группы. Оптимальное количество учеников в группе для работы на данном уроке – 5 человек.

На уроке учащиеся работают по следующему алгоритму.

1. Откройте тетради.
2. Запишите тему урока: «Жизнь на разных материках».
3. С помощью жребия определите очередность выступлений.
4. Внимательно прослушайте сообщение.
5. Обсудите и оцените выступление по следующим критериям (по пятибалльной шкале):

– соответствует плану;
– умное и понятное;
– интересное и интригующее;
– аккуратность оформления;
– умение рассказать, правильность речи.

6. Оценки поставьте на обороте листа с сообщением, при необходимости кратко объясните их, например:

  • 3 (не все пункты плана отражены);

  • 3 (часто заглядывал в текст).

  • 4 (есть непонятные слова);

  • 4 (можно интереснее);

  • 5 (молодец!);

После каждого сообщения запишите в тетрадь:

– название организма;
– где обитает;
– несколько (3-5) прилагательных об этом существе;
– интересный или удивительный факт (1 предложение).

Прослушав все сообщения, определите лучшее для выступления перед всем классом на следующем уроке. Скажите о своем выборе учителю.
Остальные сообщения сдайте учителю для проверки и выставления оценок.
Если останется время, ознакомьтесь с содержанием учебника (с. 116-117). Это ваше домашнее задание. Запишите его в дневник.

На следующем уроке авторы самых лучших сообщений выступают перед всем классом. Чтобы внимание слушателей не рассеивалось, им можно предложить следующее задание.

Прослушав сообщение, запишите в тетрадь одно из предложений (по каждому сообщению предложения должны быть разные).

– Можно считать рекордсменом по...
– Я удивлен тем, что...
– Мне не совсем понятно, почему...
– Интересно знать, почему...
–Я и предположить не мог, что...
..., и поэтому...
..., потому что...

Выборочно можно оценить записи в тетрадях некоторых учеников, сделанные на протяжении двух уроков.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru