ИСТОРИЯ НАУКИ

П.КОШЕЛЬ

Минеральное питание растений и почва

Познания ученых Древнего мира в вопросе о плодородии почв сводились к ряду чисто эмпирических рецептурных правил, почерпнутых из практики рабовладельческой системы сельского хозяйства.

Древнеримские писатели Катон, Вергилий, Варрон и Колумелла указывали на необходимость механической обработки почвы перед посевом семян растений, на приуроченность этих подготовительных работ к определенным сезонам года, на желательность внесения в почву некоторых веществ, повышающих содержание «жира» в почве или же улучшающих ее физические свойства. В качестве таких веществ рекомендовались навоз, мергель, известь и т.п. В трудах этих авторов упоминается также и давно подмеченное древними земледельцами удивительное свойство бобовых растений повышать плодородие полей.

На протяжении Средних веков происходил скорее регресс, чем дальнейшее развитие или углубление этих знаний. Даже в XV–XVI вв. держались еще средневековые суеверия о необходимости приурочивать сельскохозяйственные работы к датам христианского календаря и к дням чествования церковью имени того или иного святого. Практические советы земледельцу были проникнуты духом грубых суеверий и магии. Так, сухую и теплую почву рекомендовалось удобрять сухим и теплым навозом, а влажную – влажным, ибо «подобное жаждет подобного».

В середине XVI в. были сделаны попытки научного подхода к почвенному питанию растений. Во Франции в 1563 г. опубликовано замечательное сочинение Бернара Палисси «Истинный рецепт, при помощи которого все французы могут научиться увеличивать свои богатства». Автор этой небольшой книжки с длинным названием был ремесленник, именовавший себя «мастером стекольного и гончарного дела, изобретателем лепных изделий (или фигулин) короля и герцога Монморансийского, пэра и коннетабля Франции, жительствующим в г. Сенте».

В своей книжке Палисси обсуждает различные актуальные для его времени хозяйственные вопросы, в том числе и вопрос о земледелии. Древние полагали, что соли вредят произрастанию. Палисси же высказывает мысль, что почти во всех телах природы, минералах, растениях и животных находятся соли или растворы солей, поэтому именно солевые вещества, находящиеся в почве и в удобрении, необходимы для питания растений. Мы приводим далее некоторые соображения Палисси, сохраняя его своеобразную старинную манеру изложения-диалога.

Вопрос. Я знаю, что многие смеются над тем, что ты говоришь, будто в навозе есть соль. Объясни мне это.

Ответ. Знай же, что нет семян, хороших ли, дурных ли, которые не заключали бы в себе известного рода соли, и что, когда солома, сено и другие травы гниют, воды, через них проходящие, отнимают у них эту соль. Все равно, как соленая рыба, если долго ее мочить в воде, теряет все свое солящее вещество и становится несолона на вкус. Так точно вымытые дождями навозные кучи теряют свою соль.

Вопрос. Ты целый век можешь говорить: я все-таки не поверю, что в навозе и во всех растениях есть соли.

Ответ. Я теперь представлю тебе доказательства, которые заставят тебя убедиться, если только у тебя на плечах не ослиная голова. Ты знаешь саликор – траву, которая растет в Нарбожи и Сентоньи. И вот, то вещество, которое аптекари и философы-алхимики называют содой, получается при сжигании саликора. Вот соль, получаемая из травы. Папоротник при сжигании также дает соляной камень, из которого, прибавляя некоторые вещества, делают стекло. Сахар есть также род соли, извлекаемой из сахарного тростника. Правда, что соли не имеют ни одинакового вкуса, ни одинаковых свойств, ни даже одинакового вида. Я могу уверить тебя, что на земле существует бесчисленное множество родов солей. Нет такой травы, такого растения, в котором не заключалось бы известного рода соли. Плоды были бы лишены вкуса, запаха и других свойств, если бы не содержали в себе солей. Их нельзя было бы предохранить от гниения. Я тебе приведу в пример очень употребительный у нас плод – виноград. Известно, что если сжечь винные остатки, то получается соль, называемая винным камнем. Она едка. В сыром месте она расплывается и образует виннокаменное масло, которое употребляется при лечении лишаев. Вот доказательства, которые должны убедить тебя, что в растениях и деревьях есть соли...

Вопрос. Я не поверю, пока ты не приведешь других доказательств.

Ответ. Если бы ты знал, зачем навоз вывозят на поля, то ты бы сразу поверил мне. Навоз возвращает земле часть того, что у нее было взято. Хлеб сеют в надежде, что каждое зерно принесет несколько. А это не может произойти без того, чтобы от земли что-нибудь не было отнято. Вещество поля, на котором сеяли и жали несколько лет, уносилось в виде соломы и зерна. Вот почему надо унаваживать землю и т.п. И если я говорю, что навозные кучи нельзя подвергать растворяющему действию дождевой воды, то потому, что она уносит соль, составляющую главное достоинство навоза.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru