Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №14/2003

ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

П.И. ЛИПАТОВ,
учитель биологии, многопрофильный лицей «Единство»,
г. Междуреченск Кемеровской области

Биологические кроссворды

Предлагаемые вашему вниманию кроссворды составлены учащимися. Задания по их составлению способствуют развитию у ребят интеллектуальных умений, углубленному усвоению и закреплению учебного материала. При этом ребенок, с одной стороны, еще раз обращается к литературе, повторяет программный материал, вычленяет главное, существенное в характеристике объекта, с другой, – учится четко ставить вопросы, дополнительно прорабатывает понятийный аппарат. Одновременно такие творческие задания, будучи занимательными по форме, помогают прививать интерес к предмету.

Конечно, для того, чтобы составление кроссвордов приносило удовольствие, необходимы как определенные личностные качества, так и некоторые навыки. Поэтому я предлагаю эту работу – в виде творческого домашнего задания – только тем, кто сам хочет взяться за ее выполнение. Однако многолетняя практика показывает, что со временем количество желающих существенно возрастает. Подобные задания особенно эффективны при работе учащихся в парах, когда партнеры обмениваются своими кроссвордами и оценивают друг друга.

Лучше всего такая форма работы подходит для учащихся 6–8-х классов, в более старшем возрасте интерес к ней у ребят несколько теряется.

Составляемые детьми кроссворды в дальнейшим используются не только при проведении предметных конкурсов, викторин, но и в качестве карточек-заданий на последующих уроках и в других классах. При этом ученики осознают важность проделанной работы – ее результаты находят практическое применение.

«Строение цветка»

1, 2, 5. Части пестика.

3. Окрашенная часть околоцветника.

4, 9. Главные части цветка.

6. Совокупность лепестков.

7. То, что окружает главные части цветка.

8. Основание, на котором располагаются все части цветка.

10. Совокупность чашелистиков.

Ответы: 1. Рыльце. 2. Завязь. 3. Лепесток. 4. Тычинка. 5. Столбик. 6. Венчик. 7. Околоцветник. 8. Цветоложе. 9. Пестик. 10. Чашечка.

«Водоросли»

По вертикали:

1. Одноклеточная зеленая водоросль.

2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.

3. Основная среда обитания водорослей.

4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.

5. Светочувствительный элемент клетки.

6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей.

По горизонтали:

7. Клетка, участвующая в половом размножении.

8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток.

Ответы: 1. Хлорелла. 2. Хроматофор. 3. Вода. 4. Циста. 5. Глазок. 6. Жгутик. 7. Гамета. 8. Зигота.

«Грибы»

1. Гриб, выращиваемый в искусственных условиях.

2. Трубчатый гриб, растет в конце июня, часто в сосновых борах.

3. Съедобный гриб, имеющий то же название, что и бабочка.

4. Обобщенное название ядовитых грибов.

5. Один из самых красивых и самых ядовитых наших шляпочных грибов.

6. Светло-желтый гриб, названный по имени лесного зверька.

7. Съедобный пластинчатый гриб, растущий «семейками» на пнях.

8. Пластинчатый гриб оранжевого цвета, подходит для засолки.

9. Гриб, растущий под березой.

Ответы: 1. Шампиньон. 2. Масленок. 3. Белянка. 4. Поганки. 5. Мухомор. 6. Лисичка. 7. Опенок. 8. Рыжик. 9. Подберезовик.

«Кишечнополостные»

По горизонтали:

1. Способ размножения гидры.

5. Оплодотворенная яйцеклетка, покрытая оболочкой.

7. Наружный слой клеток гидры.

8 . Часть тела гидры.

9. Клетка наружного слоя гидры.

По вертикали:

2. Слияние половых клеток.

3. Внутренний слой клеток.

4. Клетка наружного слоя гидры.

6. Процесс восстановления поврежденных частей тела.

10. Морское кишечнополостное, имеющее «скелет».

11. «Морская анемона».

Ответы.

По горизонтали:

1. Почкование. 5. Яйцо. 7. Эктодерма. 8. Подошва. 9. Стрекательная.

По вертикали:

2. Оплодотворение. 3. Энтодерма. 4. Нервная. 6. Регенерация. 10. Коралл. 11. Актиния.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru