Я ИДУ НА УРОК

Т.Н. ПОДОЛЬСКАЯ,
зам. директора по учебной работе
Станции юных натуралистов,
Е.М. ШАРОВА,
учитель биологии школы № 101,
г. Железногорск Красноярского края

Экологическая игра «Бытовые отходы»

(6-7-е классы)

Цель игры: формирование отношения детей к проблеме бытовых отходов.

Оборудование: самодельные плакаты: «Время разложения материалов в природной среде», «Потребление воды в быту», выставка (старые газеты, бутылки, банки пластиковые и стеклянные, кастрюли, разбитые тарелки, сломанные игрушки и т.д.; карточки; информационный плакат; письмо-телеграмма; шифровка (4 экз.); жетоны (зеленые, синие, желтые, красные); музыкальное оформление.

Шифровка – 6 прямоугольников, на каждом из которых написано одно слово или словосочетание: «не», «плюй», «в колодец», «пригодится», «водицы», «напиться». Прямоугольники укрепляются на доске обратной стороной к классу.

Игра рассчитана на 2 урока.

ХОД ИГРЫ

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин. Он принес «письмо-телеграмму» экологам школы № 101 от комитета по экологии г. Железногорска. Учитель принимает телеграмму и зачитывает ее.

Уважаемые экологи!
С каждым годом растет количество бытового мусора в городе. Ежегодно выбрасывается 36 500 т мусора (это примерно 20 000 машин), и мусорная свалка занимает уже 20 га. Жители выбрасывают бытовые отходы в пригородных лесах, в реки и озера. Загрязнение окружающей среды бытовым мусором способствует увеличению количества мышей, крыс, ворон в городе, а эти животные являются переносчиками многих заболеваний.
Вы могли бы нам очень помочь в борьбе за чистоту нашего города и здоровье его жителей. Для этого жителям города надо разъяснить, как можно уменьшить количество выбрасываемого мусора.
Надеемся на вас и заранее благодарны за помощь.

Комитет по экологии

Учитель. Давайте подумаем, как мы можем помочь городу в решении проблемы ликвидации бытового мусора. Нам придется провести свои собственные исследования. Для этого разделимся на 4 группы (по 3–6 человек) и создадим Экспертную группу (2 человека). Эксперты будут оценивать качество исследований, проведенных в группах. За правильные и оригинальные решения и ответы на вопросы группы будут получать жетоны: зеленые, синие, желтые, красные.

На доске прикреплены бумажные прямоугольники. На обратной стороне каждого написано слово. В конце игры группа может перевернуть столько прямоугольников, сколько у нее зеленых жетонов. Группа, прочитавшая пословицу полностью, будет победителем в игре.
(Класс делится на группы под руководством учителя или по результатам жеребьевки.)

Время разложения материалов в природной среде

Бумага .................................. 2–10 лет

Консервные банки .................. 80 лет

Полиэтиленовые пакеты ........ более 200 лет

Пластмасса ............................ 500 лет

Стекло .................................. 1000 лет

 

1. «Исследование»

Вспомним, что мы дома выбрасываем в мусорное ведро. Заполним мусорное ведро отходами – в изображение ведра на доске впишем бытовые отходы (пищевые отходы, сломанный карандаш, газета, старая книга, сломанные игрушки, порванные колготки, старое платье, погибшие комнатные растения и т.д.).
Каждая группа должна выбрать из получившегося перечня те предметы бытового мусора, которые можно использовать повторно. Свой выбор нужно обосновать.
Эксперты оценивают работу групп. Группа, которая заберет больше предметов из мусорного ведра, используя их повторно, получает зеленый жетон, остальные группы – синий, желтый, красный по результатам экспертной оценки.

2. «Очумелые ручки»

Каждой группе из набора предметов бытового мусора нужно изготовить 1–2 вещи (наборы одинаковы для всех групп) и предложить их рекламу. Изготовленные вещи и реклама оцениваются экспертами. Группы получают жетоны за каждую изготовленную вещь и ее рекламу.
(Во время работы звучит музыка.)

3. Исследование «Экономь воду»

На Земле воды много – около 1,4 млрд км3, однако это, в основном, соленая вода морей и океанов и льды Арктики, Антарктики. Запасы пресной воды гораздо меньше и составляют только 1% от мировых запасов воды. Пресная вода распределена неравномерно, и часто ее много там, где она не нужна, и не хватает там, где ее потребление высоко. Примерно 98% пресной воды находится в подземных источниках, но чаще всего так глубоко, что ее невозможно использовать. К пресной воде нужно относиться бережно – не только не допускать загрязнения источников пресной воды, но и лучше использовать доступную воду.

Вопрос: «Как уменьшить загрязнение воды?»

Группы вносят предложения, эксперты их оценивают и выдают группам жетоны.
Потребление воды очень разное в разных странах. В США нормой считается расход 380 л на человека в день, а в некоторых развивающихся странах он составляет всего 15 л. В среднем мировое потребление воды составляет около 60 л на человека в день.
Вывешивается плакат «Потребление воды в быту».

Потребление воды в быту
(семьей из 3-х человек ежедневно)

Питьевая вода .............................. 2  л

Приготовление пищи ................ 10  л

Ванна ......................................... 200  л

Сливной бачок ............................ 30  л

Мытье полов ............................... 10  л

Гигиена
(чистка зубов, умывание) ........6–8  л

Стирка белья .........................40–100 л

Душ ..........................15–20 л в минуту

 

Вопрос: «Как и насколько можно уменьшить расход воды в быту?»

Эксперты оценивают ответы групп и выдают жетоны тем, кто больше сэкономил воды и доказал, что это оправданно.

4. «Аварийная ситуация»

Каждая группа дает обоснованные ответы на следующие вопросы.

  • Что делать с разбившимся градусником?

  • Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)

  • Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжелых металлов.)

Эксперты оценивают ответы групп и выдают жетоны за правильные и оригинальные решения.

5. «Листовка»

Каждой группе поручается составить листовку – обращение к жителям города с предложением уменьшить количество выбрасываемого бытового мусора.
Эксперты оценивают листовки и выдают жетоны группам.

6. Подведение итогов игры

Группы переворачивают листы шифровки. Объявляется победитель.

Учитель. Сегодня мы убедились, что каждый может сделать полезное дело для охраны окружающей среды. Чистый город – это не только красиво, но и необходимо для сохранения здоровья каждого из вас и окружающих вас людей.

Фото М. Кабанова

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru