ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Н.И. ЧУПИНА,
Армавирский государственный педагогический институт,
А.И. ЧУПИН,
учитель биологии ср. школы No 3, пос. Балезино,
Удмуртская Республика

Терминологические диктанты

Учебно-методическое пособие для 9-х классов

Определяйте значения слов – и вы избавите
человечество от половины его заблуждений.

Рене Декарт

В процессе изучения биологии велико значение терминологической работы. Термин позволяет четко и ясно передавать суть излагаемого материала.

Учащиеся не всегда могут раскрыть содержание понятия, определяемого тем или иным термином. Более того, сами термины они нередко пишут с ошибками. Иногда в этом виноваты школьные учебники, в которых понятия и их определения даются не всегда четко. Сказывается и отсутствие систематической работы с терминами на уроке.

В разделе «Биология: Человек» встречаются новые для учащихся слова, не всегда понятные и трудные для запоминания. Для работы с терминами учащийся должен вести толковый словарь анатомических, физиологических и гигиенических терминов, пополняемый в ходе работы с учебной и научно-популярной литературой.

Изучить свой организм, процессы, протекающие в нем, условия, предупреждающие болезни, помогают такие науки, как анатомия, физиология и гигиена. Слово «анатомия» имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает «рассечение». «Физиология» в основе содержит греческое «физис» – «природа» и означает науку о жизнедеятельности организмов, о процессах, протекающих в системах органов, органах, тканях. Термин «гигиена» имеет также греческое происхождение, «гигиенос» – «здоровый, целебный, приносящий здоровье». В греческой мифологии Гигия – богиня здоровья, дочь Асклепия – бога врачевания.

Подобное уяснение значения и происхождения терминов способствует повышению интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся. Интересно, например, происхождение термина «иммунитет». В Древнем Риме граждане должны были платить своему городу денежные взносы, участвовать в постройке храмов, а также в несении гражданской или воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название «мунис». В этом случае человек получал именную грамоту (приставка «им» означает «не»), а его самого называли иммунисом – свободным от какой-либо повинности. В настоящее время под иммунитетом (лат. «иммунитас» – освобождение от чего-либо) понимают способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.

В процессе изучения анатомии, физиологии и гигиены человека школьники должны уметь излагать учебный материал с использованием специальной терминологии. Но иногда учащийся не понимает смысла специальных терминов. Учитель должен правильно записать их на доске с соответствующим переводом значения слова и пояснением его происхождения.

Вашему вниманию предлагаются терминологические диктанты по всем темам школьного предмета «Биология: Человек». Каждое задание – это вопросы-предложения, в которых пропущены определенные термины. Необходимо вписать эти термины соответственно их смысловому значению. Если количество правильно написанных терминов составляет 70%, ставится «удовлетворительно», если 80–90% – «хорошо» и если 100% – «отлично».

Введение

1. Наука, изучающая строение организма, его органов, тканей и клеток, – ... (анатомия).
2. Наука, изучающая функции организма, его отдельных органов и систем, – ... (физиология).
3. Наука о сохранении и укреплении здоровья – ... (гигиена).

Строение и химический состав животной клетки

1. Основным прибором для изучения строения клетки является … (микроскоп).
2. Изучением строения и функций клеток занимается наука … (цитология).
3. Вязкое полужидкое вещество клетки – ... (цитоплазма).
4. Органоид, который является обязательной составной частью клетки, способной к размножению, – ... (ядро).
5. Клетка снаружи покрыта … (мембраной).
6. Пространство между клетками заполнено жидким … (межклеточным веществом).
7. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры – ... (органоиды).
8. Органоиды с двойной мембраной, синтезирующие АТФ, – ... (митохондрии).
9. Всю цитоплазму пронизывает … (эндоплазматическая сеть).
10. Мельчайшие органоиды, на которых осуществляется биосинтез белка, – … (рибосомы).
11. Два тельца, активно участвующие в делении клетки, – ... (центриоли).
12. Тельца в ядре, содержащие генетический материал, – ... (хромосомы).
13. Число хромосом в соматических клетках человека – ... (46), а в половых клетках – ... (23).
14. К неорганическим веществам клетки относятся … (вода и минеральные соли).
15. К органическим веществам клетки относятся … (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).
16. Глюкоза, гликоген (животный крахмал) – это … (углеводы).
17. Органические вещества, нерастворимые в воде, служащие источником энергии в организме, – ... (жиры).
18. Органические вещества, состоящие из аминокислот, служащие главным строительным материалом, – ... (белки).
19. Белки, играющие роль ускорителей химических реакций, – ... (ферменты).
20. Два типа органических молекул, образующихся в клеточном ядре; носители генетической информации – ... (ДНК и РНК).

Физиология животной клетки

1. Процесс образования сложных органических соединений в клетке из более простых веществ – ... (биосинтез).
2. Между клеткой и внешней средой непрерывно происходит … (обмен веществ).
3. Свойство живых клеток и тканей реагировать на внешние и внутренние воздействия называется … (раздражимостью).
4. Способ деления, характерный для клеток человеческого организма, – ... (непрямой).

Типы тканей и их свойства

1. Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением, – это … (ткань).
2. Четыре основные типа тканей в организме человека – это: ... (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная).
3. Ткань, клетки которой плотно примыкают друг к другу и в которой мало межклеточного вещества, – (эпителиальная).
4. К производным кожного эпителия относят … (волосы и ногти).
5. Эпителий, выстилающий дыхательные пути, – ... (мерцательный).
6. Ткань, особенностью которой является сильное развитие межклеточного вещества, – ... (соединительная).
7. Ткань, состоящая из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток, – ... (кровь).
8. Ткань, в которой клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, – ... (хрящевая).
9. Ткань, состоящая из клеток, соединенных друг с другом многочисленными тонкими отростками, и твердого межклеточного вещества, – ... (костная).
10. Виды мышечной ткани: ... (гладкая и поперечнополосатая).
11. Мышечная ткань, входящая в состав стенок внутренних органов (кроме сердца), – ... (гладкая).
12. Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на … (скелетную и сердечную).
13. Нервная клетка, структурная единица нервной ткани, – ... (нейрон).

Системы органов

1. Часть организма, выполняющая определенную функцию, – ... (орган).
2. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, образуют … (систему органов).
3. Система, включающая органы ротовой полости, глотку, пищевод, желудок, кишечник, – ... (пищеварительная).
4. Система, участвующая в обеспечении организма кислородом и освобождении его от углекислого газа, – ... (дыхательная).
5. Система, выполняющая функцию удаления продуктов обмена веществ, – ... (выделительная).
6. Система, выполняющая функцию размножения, – ... (половая).
7. Система, включающая различные железы внутренней секреции, – ... (эндокринная).
8. Система, объединяющая все другие системы, регулирующая и согласовывающая их деятельность, – ... (нервная).
9. Специальные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды в специфическую активность нервной системы, – ... (рецепторы).
10. Схема уровней строения организма: молекулы – клеточные органоиды – клетки – ткани – ... (органы) – ... (системы органов) – организм.

Строение нервной системы и ее свойства

1. Нервная система подразделяется на … (центральную и периферическую).
2. От центральной нервной системы ко всем органам нашего тела отходят … (нервы).
3. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы, называется … (рефлексом).
4. Скопление тел нейронов образуют … (серое) вещество головного и спинного мозга, а скопление их отростков – ... (белое) вещество.
5. Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы – ... (нервные узлы).
6. Электрическая волна, распространяющаяся по нервному волокну, – ... (нервный импульс).
7. Нейроны, передающие в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов, называются … (чувствительными).
8. Нейроны, передающие нервные импульсы от мозга к мышцам и железам – ... (двигательные).
9. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называют … (рефлекторной дугой).
10. На передней и задней сторонах спинной мозг имеет … (продольные борозды), делящие его на правую и левую половины.
11. В центре спинного мозга проходит … (спинномозговой канал), заполненный спинномозговой жидкостью.
12. От каждого сегмента спинного мозга, отходит пара спинномозговых нервов, начинающихся двумя корешками – ... (передним и задним).
13. Основные функции спинного мозга – ... (рефлекторная и проводниковая) .
14. Головной мозг делят на три отдела – ... (передний, средний и задний).
15. Сверху большие полушария головного мозга покрывает серое вещество, называемое … (корой больших полушарий).
16. Доли коры больших полушарий – ... (лобная, теменная, затылочная и височная).
17. Определенный участок коры больших полушарий, осуществляющий анализ и синтез полученной информации, – ... (зона).

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru