НОВОСТИ НАУКИ

И.Э. ЛАЛАЯНЦ

Ген речи и человек

Речь – функция мозга, которая присуща только человеку. Но обладал ли ею неандерталец? Последние «прочтения» аминокислотной последовательности белкового продукта гена речи говорят о том, что, по крайней мере, развитой речи у обитателей долины реки Неандер, притока Рейна, не было.

Все началось более 10 лет назад, когда в Англии была описана семья КЕ, три поколения представителей которой страдают расстройством речи и языка в более общем смысле этого слова. Мало того, что они говорили «улица Койкого», они к тому же изменяли порядок слов в предложении, что в английском просто недопустимо. При этом уровень их интеллекта в целом особенно не страдал.

Хромосомные исследования членов семьи позволили выявить ту зону, в которой предположительно располагался дефектный ген. Исследовательница, которая впервые описала семью КЕ, описала и 5-летнего мальчика со сходными нарушениями речи. Хромосомный анализ позволил выявить транслокацию (т.е. «перескок») участка 5-й хромосомы на 7-ю, в результате которой один из генов просто «разломился» пополам.

Ген назвали «Спич», что по-английски означает «речь». Он кодирует белок, который является важным регулятором генной активности. Повреждение гена приводит к точечной замене аргинина на гистидин в первичной структуре белка.

Статья в журнале Nature, посвященная описанию гена речи, была опубликована в октябре 2001 г. И вот в середине августа 2002 г. журнал вновь обратился к этой теме, опубликовав статью С.Паабо из Лейпцигского Института эволюционной антропологии.

В свое время Паабо прославился выделением и секвенированием ДНК мумии. На этот раз он секвенировал белки гена речи у человекообразных обезьян, человека и макак-резус. Предки человекообразных и макак разошлись друг с другом примерно 70 млн лет назад. Математический анализ последовательностей аминокислот показал, что человеческая версия гена речи фиксировалась 120 тыс. лет назад и никак не раньше 200 тыс. лет назад.

Какие же преимущества давала человеческая форма гена? Вполне возможно, что именно развитие речевой коммуникации как наиболее информоемкой и требующей минимума энергии стало тем преимуществом, которое позволило современному человеку «совладать» со своими неандертальскими братьями.

По материалам