Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №43/2002

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

А.Э. ВРИЩ,
Т.В. ГИЛЕВА,
Т.М. СОЛОВЬЕВА,
Приморский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования,
г. Владивосток

Окончание. См. No 37, 38, 39, 40, 41/2002

Лабораторные работы по ботанике и зоологии

Методическое пособие для 6–8-х классов

Строение раковин двустворчатых моллюсков

Цель работы: выявить характерные черты строения раковин двустворчатых моллюсков.

Материалы и оборудование: раковины различных двустворчатых моллюсков.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите внешнее строение раковин различных моллюсков, отметьте их цвет и форму (вытянутая, овальная, округлая), выпуклость створок, наличие радиальных утолщений («ребер») и толщину стенок раковины. Раковины каких моллюсков обычно более толстостенные – пресноводных или морских? Почему?

2. На раковинах отдельных видов (например на наружном темном роговом слое беззубок или мидий) найдите линии годового прироста и по ним определите возраст.

3. В местах, где верхний роговой слой стерся, рассмотрите средний белый фарфоровый слой. У каких моллюсков на внутренней поверхности раковины имеется перламутровый или кальцитовый слой?

4. При наличии свежих раковин, в месте соединения их створок отыщите упругую связку, за счет которой раковина удерживается в раскрытом состоянии. За счет чего раковина живого моллюска удерживается закрытой?

5. На внутренней стороне свежих раковин постарайтесь найди отпечатки мышц-замыкателей, а при наличии живых моллюсков – найдите сами мышцы. Отметьте их количество.

6. Зарисуйте внешнее строение раковин различных двустворчатых моллюсков.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Внешнее строение бокоплава

Работу можно провести с живыми объектами. В этом случае бокоплавов, собранных в чистых, холодных ручьях помещают в глубокую банку с водой. После проведения работы необходимо выпустить животных.

Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения бокоплава как представителя класса ракообразных и отметить признаки его приспособленности к среде обитания.

Материалы и оборудование: живые или фиксированные животные, лупа, чашки Петри (ванночки) с водой, препаровальные иглы.

ХОД РАБОТЫ

1. Поместите бокоплава в чашку Петри. Пронаблюдайте за поведением, движением и рассмотрите внешнее строение. Переместив бокоплава на предметное стекло в меньшее количество воды, можно хорошо разглядеть его тело и ножки, а на переднем конце – глаза и усики.

2. Зарисуйте бокоплава, отметив такие особенности, как сегментированное тело, глаза, усики, членистые конечности. Сделайте вывод о характерных чертах строения животного, позволяющих отнести его к типу членистоногих.

Строение и образ жизни мокрицы

Живых мокриц можно собрать в основаниях старых деревянных зданий с затененной стороны и содержать в аквариуме с землей, укрытиями и растительными остатками.

Цель работы: выявить характерные черты внешнего строения мокрицы как представителя класса ракообразных и отметить признаки ее приспособленности к среде обитания.

Материалы и оборудование: мокрица, лупа, чашки Петри (ванночки), препаровальная игла.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите мокрицу, отметьте форму ее тела и окраску. Выясните по возможности количество сегментов, строение и расположение конечностей. Пронаблюдайте как передвигается животное.

2. Пронаблюдайте за тем, как мокрица отреагирует на прикосновение.

3. Зарисуйте мокрицу и сделайте вывод, о характерных чертах строения животного, которые позволяют отнести его к типу членистоногих.

Строение и приспособленность к среде обитания иксодового клеща

Препарат можно сделать самостоятельно. Пойманного клеща надо предварительно зафиксировать в спиртосодержащей жидкости, а затем поместить между предметными стеклами и залить бесцветным лаком для ногтей.

Цель работы: определить систематическое положение, выяснить особенности строения иксодового клеща и черты его приспособленности к паразитическому образу жизни.

Материалы и оборудование: микроскоп, постоянный или временный препарат клеща.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите на препарате внешнее строение взрослой особи клеща невооруженным глазом. Рассмотрите препарат под малым увеличением микроскопа. Отметьте основные отделы тела клеща, количество и особенности строения конечностей.

2. Рассмотрите при среднем увеличении микроскопа ротовой аппарат клеща. Найдите челюсти и ногощупальцы. Объясните значение зубцов на челюстях.

3. Определите пол клеща (у самки щиток прикрывает лишь переднюю часть тела, а у самца – всю верхнюю часть).

4. Зарисуйте внешнее строение клеща и ротовой аппарат.

5. Какие особенности внешнего строения позволяют иксодовому клещу вести паразитический образ жизни? К какому классу типа членистоногих относятся клещи? Почему их выделяют в отдельный отряд?

Строение ротового аппарата насекомых

Препараты для работы можно сделать самостоятельно, поместив объекты (головки комара, мухи-дрозофилы, бабочки, жука) между предметными стеклами и залив их бесцветным лаком для ногтей.

Цель работы: познакомиться со строением типов ротовых аппаратов разных насекомых.

Материалы и оборудование: готовые препараты ротовых аппаратов комара, мухи, бабочки, жука, микроскоп.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите под микроскопом препараты ротовых аппаратов разных насекомых, определите их тип. Зарисуйте.

2. По учебнику выясните, чем питаются личинки данных животных и, следовательно, тип их ротового аппарата на личиночной стадии. Сделайте вывод о приспособительном значении разницы в строении ротового аппарата у личинок и взрослых особей.

Строение крыла бабочки

Насекомых (бабочек) для лабораторной работы можно легко насобирать летом вдоль проселочных дорог, где они часто оказываются сбитыми автомобилями.

Цель работы: выявить характерные признаки представителей отряда чешуекрылых.

Материалы и оборудование: микроскоп, крылья бабочек, предметные стекла, кисточка.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа крыло бабочки, зажав его между двумя предметными стеклами.

2. Найдите жилки крыла, сделайте предположение об их функциональном значении.

3. Как (в каком направлении) располагаются чешуйки на крыле бабочки? Отметьте форму чешуек. Кисточкой аккуратно снимите с крыла чешуйки, найдите на крыле волоски.

4. Зарисуйте крыло бабочки, отразив строение и расположение чешуек и волосков.

ТИП ИГЛОКОЖИЕ

Строение скелета и ротового аппарата морского ежа

Панцири морских ежей и их ротовые аппараты можно в больших количествах собрать на скалах морского побережья, они остаются там после трапезы чаек.

Цель работы: выявить черты, характерные для животных типа Иглокожие, их приспособленность к среде обитания и способу питания.

Материалы и оборудование: скелет шаровидного морского ежа и его ротовой аппарат («аристотелев фонарь»).

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите скелет шаровидного морского ежа. Найдите и зарисуйте места прикрепления иголок, ротовое и анальное отверстия, ряды известковых пластинок (отметьте расположение и количество рядов).

2. Рассмотрите и зарисуйте строение ротового аппарата, обратите внимание на его симметричность. Какие черты строения указывают на принадлежность морского ежа к типу Иглокожие?

Внешнее строение морской звезды

Можно работать как с живыми объектами, так и с зафиксированными животными. Если взят живой организм, работа должна производиться максимально быстро – с тем чтобы отпустить звезду обратно в море. Часто можно найти погибших морских звезд в штормовых выбросах. В этом случае животное желательно зафиксировать и залить в прозрачную эпоксидную смолу, чтобы препарат долго прослужил.

Цель работы: выявить черты, характерные для типа Иглокожие и отражающие приспособленность морской звезды к типу питания.

Материалы и оборудование: живая морская звезда в ванночке с морской водой или зафиксированный препарат.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите и зарисуйте строение морской звезды сверху, отметив центральный диск и лучи.

2. Рассмотрите и зарисуйте строение морской звезды снизу, отметив рот, борозду с амбулакральными ножками и расположенные по краям иглы. Какие черты строения указывают на принадлежность морской звезды к типу Иглокожие?

Спонсор публикации статьи: автономная некоммерческая организация "Центр Судебных Экспертиз" предлагает услуги по проведению экспертизы изобретения, которая является существенной частью патентно-технической экспертизы. Услуги осуществляются высококлассными экспертами с глубокими познаниями и опытом работы в области патентной специальности и гражданского законодательства. Сведения о деталях проведении экспертизы изобретений, а также иную информацию и отзывы об АНО "Центр Судебных Экспертиз" можно узнать на официальном сайте компании www.sud-expertiza.ru.

 

Рейтинг@Mail.ru