Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №39/2002

Я ИДУ НА УРОК

И.Р. ПАВЛОВА,
учитель русско-татарской школы № 152,
г. Казань

Плесневые грибы. Дрожжи

Урок в 7-м классе

Оборудование: таблица «Плесневые грибы, дрожжи», натуральные объекты плесневых грибов и дрожжей, микроскопы, микропрепаровальные наборы, лупы, листы бумаги разных форматов, эпипроектор, микрофотография плесневого гриба.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Индуктор

(начало, мотивирующее творческую деятельность каждого).

На доске с помощью эпипроектора демонстрируется фотография плесневого гриба, сделанная при помощи сканирующего микроскопопа. Детям задается вопрос: что это? Ответы могут быть разными, учитель делает акцент на правильном ответе.
Ребятам предлагается вспомнить, когда они впервые увидели или обратили внимание на плесень. Каковы были их впечатления?
Впечатления – 2–3 предложения – записываются на листках бумаги.
Далее ребятам предлагается объединиться в группы по сходным воспоминаниям, чтобы обсудить вопрос: к какой группе организмов принадлежит плесень? Чем питается этот организм?

III. Работа с материалом

(начинается с «деконструкции» – превращения материала в «хаос»; после которой следует «реконструкция» – создание текста, рисунка, схемы, закона...).

На рабочих местах подготовлены микроскопы, микропрепаровальные наборы, лупы и живые объекты – плесневые грибы (пенициллиум, мукор) и дрожжи.
Предлагается сначала рассмотреть объекты с помощью лупы, затем под микроскопом и сделать рисунки на небольших листах бумаги.
После этого учащимся предлагается объединиться в группы по сходным рисункам и каждой группе сделать общий уточненный рисунок на листе большего формата. Эти рисунки вывешиваются на доске, сравниваются и обсуждаются всем классом.

IV. Разрыв

(новое видение предмета; часто для этого требуется дополнительная информация – некоторые добывают ее самостоятельно, некоторые с помощью учителя, товарища...).

Учащимся предлагается рассмотреть вывешенную на доске таблицу «Плесневые грибы и дрожжи» и записанные там же термины, обозначающие составные части плесневых грибов и дрожжей (мицелий, спорангиеносцы, спорангии, конидиеносцы, конидии, споры, почкование).
Схемы строения грибов зарисовываются в тетрадях и подписываются.
После этого ребятам предлагается ответить на следующие вопросы. Чем пенициллиум отличается от мукора? Чем дрожжи отличаются от плесневых грибов? Каково значение плесневых грибов и дрожжей?
При подготовке ответов ученики используют учебник, задают уточняющие вопросы учителю, работают в парах.

V. Рефлексия

(самоанализ, закрепление; может проводиться по-разному – в данном случае учащимся предлагается тест).

1. Пенициллиум относится к:

а) плесеням;
б) дрожжевым грибам;
в) ржавчинным грибам.

2. Дрожжи размножаются:

а) только делением;
б) только почкованием;
в) делением и почкованием.

3. Дрожжи, которые сейчас используют в хлебопечении, в природе:

а) неизвестны;
б) встречаются часто в нектаре цветков, соке плодов;
в) встречаются, но очень редко.

4. Грибница мукора – это:

а) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и одним ядром;
б) сильно разросшаяся клетка с цитоплазмой и множеством ядер;
в) ветвящиеся нити, образованные клетками, каждая из которых имеет цитоплазму и ядро.

5. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:

а) нити грибницы погибают и загнивают;
б) с возрастом в нитях грибниц образуются вещества черного цвета;
в) в образующихся спорангиях развиваются споры.

По окончании работы ученикам предлагается обменяться тетрадями и сверить ответы.

В завершение учитель подводит итоги урока.

 

Рейтинг@Mail.ru