А.Э. ВРИЩ,
Т.В. ГИЛЕВА,
Т.М. СОЛОВЬЕВА,
Приморский институт переподготовки
и повышения квалификации работников
образования,
г. Владивосток
Продолжение. См. No 37/2002
Лабораторные работы по ботанике и
зоологии
Методическое пособие для 6–8-х классов
Строение и расположение вегетативных
и генеративных почек
Почки бузины и сирени очень крупные и
уже осенью полностью сформированы. Эти растения
легко можно найти, и потому они являются
идеальным материалом для проведения работы.
Цель работы: сформировать понятия
о побеге, почке как зачаточном побеге, их
строении, функциях, научить различать виды почек,
определять расположение почек на стебле.
Материалы и оборудование: лезвие
бритвы, лупа, однолетние побеги (тополя, дуба,
клена, смородины, ивы, рябины, осины), побеги
бузины, сирени с почками.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите побеги различных
растений. Выясните, как располагаются почки на
побеге. С помощью лупы рассмотрите под почкой
листовой рубец. Найдите следы проводящих жилок.
Зарисуйте внешнее строение побега с боковыми и
верхушечными почками.
2. Рассмотрите внешнее строение почки.
Разрежьте почку пополам вдоль оси и рассмотрите
с помощью лупы. Найдите кроющие чешуи, зачаточные
бутоны или побеги, конус нарастания. Какого цвета
чешуи? Каковы они на ощупь? Какое значение они
имеют? Зарисуйте внутреннее строение и
подпишите.
3. На побеге бузины и/или сирени найдите
мелкие вытянутые почки и округлые, крупные.
Определите, какие это почки – вегетативные или
генеративные?
4. Сравните строение вегетативной
почки и цветочной. Что общего в их строении и чем
они различаются? Заполните таблицу.
ТАБЛИЦА. Вегетативные и генеративные
почки
Название почки
(растение) |
Сходство |
Различие |
Что развивается |
|
|
|
|
Внутреннее строение листа растения
Микропрепарат из листа традесканции
можно приготовить самостоятельно, зажав его
между двумя предметными стеклами с гладкими
краями (шлифованными) и делая лезвием бритвы
срезы, постепенно медленно передвигая стекла.
Тончайший срез мякоти листа на уроке сделать
трудно, поэтому рекомендуется рассматривать
готовые микропрепараты или приготовить их
заранее.
Цель работы: выяснить внутреннее
строение листа растения, взаимосвязь строения
листа и клеток покровной ткани с выполняемой
функцией.
Материалы и оборудование:
микроскоп, постоянный препарат «Поперечный срез
листа камелии», листья традесканции и/или
амариллиса, предметные стекла, лезвие бритвы,
вода в стаканчике.
ХОД РАБОТЫ
1. Для приготовления микропрепарата
поперечного среза листа берут лист амариллиса
или традесканции, вырезают кусочки с хорошо
заметными жилками, складывают вчетверо и режут
лезвием бритвы. Срезы переносят на предметное
стекло в каплю воды и рассматривают под
микроскопом при малом увеличении.
2. Рассмотрите микропрепараты
поперечного среза листа, найдите клетки верхнего
и нижнего эпидермиса, устьица, сосуды в
проводящих пучках.
3. Рассмотрите клетки мякоти листа.
Найдите различия между клетками, лежащими под
верхним эпидермисом и основной тканью листа.
Найдите межклетники. Зарисуйте поперечный
разрез мякоти листа, подпишите названия всех его
частей. Сравните микропрепарат с рисунком в
учебнике.
4. Заполните таблицу.
ТАБЛИЦА. Клеточное строение листа
Ткань |
Место расположения |
Строение клеток |
Значение |
|
|
|
|
Определение состояния устьичных
клеток
Из-за легкой воспламеняемости и
токсичности используемых химических веществ
работа проводится только на факультативных
занятиях и под контролем учителя.
Цель работы: выяснение
расположения устьиц на листе и их состояния в
зависимости от времени суток.
Материалы и оборудование: листья
различных растений, бензин.
ХОД РАБОТЫ
1. На нижнюю сторону листа капните
каплю бензина. Посмотрите лист на просвет. Если
появилось прозрачное пятно, это означает, что
устьица открыты и жидкость через них проникла в
лист. Если пятно не образуется – устьица закрыты.
2. Пользуясь указанным методом,
выясните: а) на какой поверхности листа находятся
устьица у различных растений; б) у каких растений
устьица открыты и днем и ночью, у каких – только
ночью.
Условие образования хлорофилла
Цель работы: выяснить, при каких
условиях у растений образуется хлорофилл.
Материалы и оборудование: семена
(горох, овес), 4 горшка (или стаканчика из-под
йогурта с дренажными отверстиями) с почвой.
ХОД РАБОТЫ
1. Посадите в два горшочка с почвой
семена овса, а в два других – семена гороха. По
одному горшочку из каждой пары выставьте на свет,
а другие поставьте в темноту. Почву в горшочках
умеренно поливайте.
2. Отметьте внешний вид растений,
выросших на свету и в темноте.
3. Выставьте на свет растения,
выращенные в темноте. Что с ними происходит через
некоторое время? Сделайте вывод об условиях,
необходимых для образования хлорофилла.
Обнаружение и выделение хлорофилла
Зеленая окраска хлоропластов
обусловлена наличием красящего вещества
(пигмента) хлорофилла, который легко извлекается
спиртом. В хлоропластах имеется два хлорофилла –
a и b, которые отличаются строением,
свойствами и массой. Кроме хлорофиллов в
хлоропластах имеются желтые пигменты – каротин
и ксантофилл.
Цель работы: выделение и
разделение растительных пигментов, изучение
свойств хлорофилла.
Материалы и оборудование:
свежесрезанные листья, ступка и пестик, ножницы,
стаканчик, пробирки, воронка, фильтр,
фильтровальная бумага, спирт (водка).
ХОД РАБОТЫ
I. Выделение хлорофилла из листьев
1. Срежьте свежие листья растения,
разрежьте на кусочки и, добавив немного спирта
(водки), быстро разотрите в ступке пестиком.
Растертую массу залейте спиртом и дайте
настояться 2–3 мин.
2. Получившийся раствор, окрашенный в
зеленый цвет, профильтруйте. Рассмотрите
полученный раствор хлорофилла в проходящем
свете (зеленый цвет) и в отраженном свете
(вишнево-красный – явление флуоресценции). Если
добавить несколько капель воды и встряхнуть, то
прозрачный раствор хлорофилла мутнеет (явление
флуоресценции исчезает).
II. Разделение хлорофиллов а и b
1. Вырежьте из фильтровальной бумаги
полоску, нанесите в ее нижней части метку простым
карандашом и опустите до уровня метки в
приготовленный ранее раствор хлорофилла.
2. На дно стаканчика налейте спирт
(водку).
3. Опустите полоску фильтровальной
бумаги в стаканчик так, чтобы она не касалась
стенок, но в то же время касалась жидкости на дне.
Через 5 минут выньте полоску и высушите. На ней
можно различить три полосы: карандашная (линия
старта), светло-зеленая (хлорофилл а) и
светло-желтая (хлорофилл b). Сделайте вывод,
почему хлорофиллы а и b поднялись по
фильтровальной бумаге вверх на разные
расстояния.
Определение по спилу возраста побега и
влияние внешних условий
Цель работы: выяснить структуру
спила дерева, скорость роста годичных колец в
зависимости от климатических условий и породы
дерева.
Материалы и оборудование: спилы
деревьев (дуб, ясень, тополь или ива, сосна),
таблицы, учебник, лупа.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите и зарисуйте спилы двух
деревьев. Найдите годичные кольца, сосчитайте их
и определите возраст стеблей.
2. Ответьте на вопросы.
Одинакова ли толщина годичных колец
по всей окружности? Как это можно объяснить?
Какие годичные кольца старше и
почему: те кольца, что находятся ближе к коре, или
те, что находятся ближе к сердцевине?
Измерьте толщину спилов и вычислите
скорость роста побега в толщину по формуле:
V = L/B (для каждого растения),
где V – скорость роста, L –
радиус, В – число колец. Какое растение
выгоднее выращивать для получения древесины?
Объясните, как зависит рост стебля в толщину от
условий внешней среды.
Строение видоизмененных побегов
(луковицы, клубня, корневища)
Цель работы: изучить строение и
выявить общие признаки видоизмененных побегов.
Материалы и оборудование:
пророщенная луковица с корнями, пророщенные на
свету и в темноте клубни картофеля, гербарии
пырея (майника, купены), таблицы, лупы,
препаровальная игла, лезвие бритвы.
Примечание: данную лабораторную
работу рекомендуется выполнять на двух уроках.
ХОД РАБОТЫ
I. Строение клубня картофеля
1. Рассмотрите клубень картофеля,
найдите верхушку и основание. Где находится
больше глазков?
2. Сделав тонкий поперечный срез
клубня, найдите слои (кору, древесину,
сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за
счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и
внутреннее строение клубня.
II. Строение луковицы
1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите
кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни.
2. Зарисуйте внешнее и внутреннее
строение луковицы и подпишите.
III. Строение корневища пырея
1. Рассмотрите кусочек корневища пырея
невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи,
почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как
располагаются почки и корни. Можно ли
рассматриваемую часть пырея в целом назвать
корнем, и почему?
2. Зарисуйте фрагмент корневища.
3. Рассмотрите гербарные образцы
ландыша, мать-и-мачехи, других корневищных
растений. Сравните строение их корневищ с
корневищем пырея. Укажите отличительные
признаки подземных побегов и корня. Заполните
таблицы.


Сделайте вывод, какие признаки
указывают на то, что клубень, луковица и
корневище – это видоизмененные побеги.
ЦВЕТОК И ПЛОД
Строение цветка
Для описания строения цветка
применяют формулы, в которых используют
специальные условные обозначения – буквенные
сокращения и значки. Более правильно
использовать при оформлении формул латинские
(международные) буквы, но русский алфавит,
конечно, будет понятнее для школьников. В
предлагаемой таблице использованы оба варианта.
Цель работы: изучить строение и
многообразие цветков (генеративных органов
размножения), научиться записывать, читать,
зарисовывать формулы и диаграммы цветков.
Материалы и оборудование: лупа,
препаровальная игла, лезвие бритвы, живые или
фиксированные цветки (вишня, яблоня, картофель,
горох или акация, редька дикая, огурец –мужской и
женский цветки), модели цветков, таблицы.

Диаграмма – это схематическая проекция
цветка на плоскость, которая перпендикулярна к
оси цветка. Составляют диаграмму по поперечным
срезам нераскрытых цветочных почек. Диаграмма и
формула дают более полное представление о
строении цветка.
Схема диаграммы цветка

Диаграммы цветков

Цель работы: изучить строение и
многообразие цветков (генеративных органов
размножения), научиться записывать, читать,
зарисовывать формулы и диаграммы цветков.
Материалы и оборудование: лупа,
препаровальная игла, лезвие бритвы, живые или
фиксированные цветки (вишня, яблоня, картофель,
горох или акация, редька дикая, огурец –мужской и
женский цветки), модели цветков, таблицы.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите, зарисуйте цветок и
подпишите его части. Рассмотрите цветок под
лупой. Из каких частей он состоит и сколько их?
Какова их окраска, срастаются они или нет?
2. Рассмотрите и определите главные
части цветка (пестик и тычинки) и их количество.
Познакомьтесь с условными обозначениями цветка
(формулой и диаграммой). Зарисуйте цветок, его
формулу и диаграмму. Сделайте вывод о строении
цветка растения как об органе полового
размножения.
Приспособленность растений к
опылению.
Строение мужских и женских соцветий
Соцветия – это побеги, несущие на себе
цветки и не имеющие типичных вегетативных
листьев. Объединение многих цветков в одном
месте повышает вероятность их опыления, а
возможность неодновременного распускания
цветков в соцветии снижает вероятность опыления
пыльцой того же растения.
Цветки в соцветиях могут быть с
цветоножками и сидячими.
Соцветия могут быть простыми и
сложными.
Различные типы соцветий связаны с
присущими растению типом соплодия и
приспособлениями для распространения плодов и
семян.
Цель работы: познакомить с
наиболее распространенными типами соцветий, их
биологической ролью и с приспособлениями,
связанными с ветроопылением.
Оборудование и материалы:
микроскоп, предметные и покровные стекла, вода в
стаканчике, иголки, лезвия бритвы,
увеличительные стекла, веточки ольхи (орешник,
береза) с женскими и мужскими соцветиями,
гербарии различных типов соцветий, таблицы,
фиксированные соцветия редьки дикой, вишни,
клевера, одуванчика, смородины, подорожника,
образцы соцветий пшеницы, кукурузы, овса,
ромашки, подсолнечника, открытки и другой
иллюстративный материал.

Типы и строение соцветий
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите с помощью лупы внешнее
строение побега. Найдите мужские и женские
цветки и соцветия, зарисуйте их.
2. Соберите пыльцу растения из мужских
сережек.
3. Ответьте на следующие вопросы. Где и
как (одиночно или группами) произрастают
растения, соцветия которых вы рассмотрели? Есть
ли у этих растений листья во время цветения?
Какие цветки и соцветия (мужские или женские)
раскрываются первыми и с чем это может быть
связано?
4. Заполните следующие таблицы.

Продолжение следует
|