Я ИДУ НА УРОК

Г.В. ПИЧУГИНА
ИОСО РАО

Наш «второй хлеб»

Социально-педагогический проект

Основная цель проекта: организовать в сельской школе разнообразную учебную и внеурочную развивающую деятельность школьников, содержательно связанную с сельскохозяйственным образованием и обеспечивающую активную связь с сельским социумом, направленную на улучшение культурной и социально-экономической ситуации на селе.

Социальная цель: повышение культуры ведения приусадебного хозяйства, обеспечение стабильных урожаев картофеля в личных приусадебных хозяйствах (ЛПХ) за счет распространения среди населения высококачественного посадочного материала и ознакомления с новыми агроприемами, организация содержательного взаимодействия различных групп населения и объектов социума.

Образовательная цель: обучение школьников современной технологии выращивания картофеля и решению проблем, возникающих у картофелеводов, углубленное изучение хозяйственно-полезных качеств этой культуры.

Воспитательная цель: формирование у школьников коммуникативных умений, интереса к проблемам сельского социума, предоставление им возможностей для самовыражения в разнообразных видах деятельности, содержательно связанной с сельскохозяйственным трудом.

Продолжительность проекта: один учебный год.

Проект начинается осенью, после сбора урожая. Его особенность в том, что он состоит из нескольких малых проектов, выполняемых учащимися индивидуально или в группах. Первое задание – оценить эффективность выращивания картофеля на приусадебных участках – выполняется в рамках образовательной области «Технология» группой старшеклассников, которые собирают информацию о выращиваемых сортах, их урожайности, сортообновлении и севооборотах. По результатам проводится урок-конференция, где формулируются основные выявленные проблемы и намечаются пути их решения (выращивание и распространение здорового посадочного материала новых сортов, ознакомление населения с новинками в агротехнике картофеля).

Кроме выполнения проектов, в течение года учащиеся в той или иной форме расширяют и углубляют свои знания о картофеле. Для начальной школы можно рекомендовать уроки «Картофельной арифметики», во время которых умения проводить арифметические расчеты закрепляется на разнообразных примерах, связанных с выращиванием и потреблением картофеля в селе, в стране, в мире и т.д. Для старшеклассников могут быть разработаны междисциплинарные уроки «История картофеля и картофель в истории», «Все о картошке с точки зрения химика» и т.д. Можно провести творческий конкурс сочинений, например, на тему: «Картошка в жизни нашей семьи». Старшеклассники активно знакомятся со специальной литературой, новыми сортами, находят источники их приобретения (возможно, по переписке, в том числе и с другими образовательными учреждениями).

Весной и летом начинается практическая работа на учебно-опытном участке. Направления работы могут быть самыми различными: сортоиспытание, размножение картофеля семенами, выращивание через рассаду, новые агроприемы, удобрения, подкормки, подготовка клубней к посадке. По желанию школьники могут проводить опыты (индивидуальные проекты) и на своих приусадебных участках совместно с родителями.

Завершается проект следующей осенью после сбора урожая праздником «Картошкин день», на который приглашают родителей, других жителей села. В рамках праздника проводятся разнообразные личные и командные конкурсы (желательно, чтобы команды формировались по семейному принципу): «Самый высокий урожай», «Самый большой клубень», «Семейный рецепт» (самое необычное блюдо из картофеля, самое большое число рецептов блюд из картофеля и т.д.). Организуются тематические викторины по типу телевизионных игр: «Все о картошке», «Агротехника картофеля в цифрах» и т.д., различные выставки: результаты опытов-проектов, лучших рабочих тетрадей проектов, презентации новых сортов картофеля, дегустация блюд из картофеля (конкурс рецептов) и т.д.

По результатам проекта могут быть подготовлены и напечатаны (в компьютерном варианте) советы картофелеводам.

Ниже приведены дидактические материалы для проведения мероприятий, которые могут быть организованы в рамках этого проекта.

Проблемы «второго хлеба» в нашем селе

Цель: выявить проблемы приусадебного картофелеводства в селе и наметить пути их решения силами учащихся школы.

В рамках этого проекта старшеклассники проводят социально-экономическое исследование. Необходимо собрать как можно в большем числе ЛПХ информацию, которая позволит оценить эффективность приусадебного картофелеводства в селе, выявить основные проблемы.

Подготовка к выполнению проекта

Этот проект могут выполнять учащиеся 8–11-х классов, которые изучают основы сельского хозяйства по программам образовательной области «Технология». Сбор и анализ информации по этому вопросу может быть выполнен учащимися и как обязательный домашний проект по биологии. Показатели, которые следует оценить, обсуждаются на уроках, в результате составляется список вопросов и разрабатывается форма дневника (таблица).

Примерный перечень вопросов

1. Какова урожайность картофеля за последние 3 года?

2. Какие сорта выращивают?

3. Когда последний раз меняли сорт?

4. Каков источник семенного материала?

5. Применяются ли научно обоснованные севообороты и какие?

6. Через какой период времени меняют на данном участке культуру?

7. Какой предшественник был у картофеля на данном участке?

8. Какие применяются удобрения?

9. Как определяют дозы и сроки внесения удобрений?

10. Какие применяются пестициды?

11. Как определяются дозы пестицидов?

12. Какой литературой пользуются?

13. Какие болезни и вредители беспокоят больше всего?

14. С какими проблемами столкнулись в этом году?

15. Какую проблему картофелеводства считают самой сложной для себя?

16. Какой помощи ждут от школы?

На этом этапе проекта желательно участие как можно большего числа школьников, чтобы получить достаточный для статистической обработки материал.

Основной объем информации учащиеся соберут в ЛПХ своих родителей, но необходимо, чтобы они посетили и ЛПХ других жителей села, особенно пенсионеров, это важно для развития коммуникативных умений.

Второй этап проекта – аналитический – может выполняться одним классом или группой учащихся. На этом этапе проводится статистическая обработка результатов, определяются средние показатели урожайности, выявляются основные проблемы картофелеводства.

Третий этап – планирование опытнической работы, в основном по сортоиспытанию. Изучается литература (журналы «Приусадебное хозяйство», «Картофель и овощи»), уточняется перечень сортов, которые могут представлять интерес, составляется план проведения опытов. Сортоизучение 3–4 сортов картофеля – минимальный объем опытнической работы, который надо выполнить по этому проекту. Какие еще опыты будут проводиться в рамках проекта, зависит от возможностей школы.

Рекомендуемые темы опытов

1. Выращивание картофеля из семян.

2. Выращивание картофеля через рассаду.

3. Способы предпосевной обработки клубней (микроэлементы, стимуляторы роста).

Дидактические материалы для проведения общешкольного праздника

Сорта картофеля.

Сорта картофеля.
1 – Лорх; 2 – Ранняя роза; 3 –Берлихинген; 4 – Приекульский ранний; 5 – Бродянский

Экспресс-викторина «Все, что мы знаем о картошке»

Проводится по типу телеигры «Счастливый случай».

1. К какому ботаническому семейству относится картофель? (Пасленовые.)

2. Какой континент является родиной картофеля? (Южная Америка.)

3. Какое ядовитое вещество образуется в клубнях картофеля при прорастании? (Соланин.)

4. Как называется распространенное грибное заболевание картофеля, томата? (Фитофтороз.)

5. Какое лакомство из картофеля любят дети во всем мире? (Чипсы.)

6. Какого органического вещества больше всего в клубнях картофеля? (Крахмала.)

7. Какое насекомое – главный враг картофеля? (Колорадский жук.)

8. Какого химического элемента особенно много в картофеле? (Калия.)

9. Название оладьев из картофеля в белорусской кухне (Драники.)

Екатерина IIПетр I10. С именами каких русских царей связано распространение в России картофеля? (Петр I, Екатерина II.)

Екатерина II
Петр I

11. Из какой страны попали в Россию первые клубни картофеля? (Из Голландии.)

12. Как называется способ, которым преимущественно размножают картофель? (Вегетативное размножение.)

13. Как называется опасный вредитель картофеля, относящийся к классу круглых червей? (Нематода.)

14. Какой отход крахмального производства используется на корм скоту? (Мезга.)

15. Какой отход спиртового производства используется как корм для скота? (Барда.)

16. К какому классу химических соединений относится крахмал? (К углеводам.)

17. Как называются подземные побеги картофеля? (Столоны.)

18. Как называется подготовка клубней к посадке? (Проращивание.)

19. Какое вещество придает клубням зеленый цвет при их хранении на свету? (Хлорофилл.)

20. Какой орган растения представляет собой клубень картофеля? (Утолщенный стебель.)

21. Как называется вегетативно размножаемое потомство одного куста картофеля? (Клон.)

22. Как называли картофель русские крестьяне в первые годы после его появления? (Земляные яблоки.)

23. Как называло картофель русское духовенство? (Чертовы яблоки.)

24. Кто был первым советским ученым-картофелеводом? (Лорх.)

25. Как назывались первые отечественные сорта картофеля? (Лорх, Кореневский.)

26. Какой распространенный лекарственный препарат получают из картофеля? (Глюкозу.)

27. На территории какой страны в Южной Америке был обнаружен дикорастущий картофель? (Перу.)

28. Без какого простого агротехнического приема невозможно вырастить картофель? (Окучивание.)

29. Как называется агротехнический прием, состоящий в искусственно вызываемом старении растений картофеля перед уборкой? (Сеникация.)

30. Как называется группа химических препаратов, применяемых для борьбы с сорняками? (Гербициды.)

31. Как называется процесс слишком сильного развития ботвы картофеля при избытке в почве азота? (Жирование.)

32. Как называются препараты для химического удаления ботвы? (Десиканты.)

33. В какой стране мира едят больше всего картофеля? (В Ирландии.)

34. Какие существуют типы сортов картофеля? (Столовые, технические, кормовые.)

35. Какими (кроме клубня) частями растения может размножаться картофель? (Стебли, проростки, листья.)

36. Как называют картофель в Белорусии? (Бульба.)

37. Что объединяет картофель с помидорами? (Семейство пасленовых.)

Викторина «Агротехника картофеля в цифрах»

1. Сколько сортов картофеля известно в мире? (Более 3400.)

2. Какой должна быть средняя масса семенных клубней? (50–80 г.)

3. При какой температуре почвы нельзя сажать картофель? (Ниже +7...+8 °С.)

4. При какой отрицательной температуре воздуха начинает чернеть ботва? (От –1 до –1,5 °С.).

5. На какую глубину надо сажать клубни? (Для глинистых почв – 6–8 см, для супесчаных 10–12 см.)

6. Сколько дней обычно проращивают клубни перед посадкой? (30–35.)

7. При какой температуре лучше всего проращивать клубни? (8–14 °С.)

8. Через сколько дней после посадки обычно появляются всходы картофеля? (Через 20–30.)

9. Через сколько дней после появления всходов начинается цветение? (Через 30–40.)

10. Через сколько дней после посадки получают урожай ранних сортов? (Через 55–65.)

11. Через сколько дней после посадки получают урожай поздних сортов? (Более чем через 110.)

12. Какова средняя урожайность картофеля в России? (250–300 ц/га.)

13. Из скольких стеблей обычно состоит куст картофеля (Из 4–5, реже 6–8.)

14. За сколько дней до уборки урожая рекомендуют удалять ботву? ( За 10–14.)

15. Каково оптимальное расстояние между рядками и между клубнями при посадке вручную? (70 см и 30–40 см.)

16. Если посадку приходится проводить частями клубня, какую минимальную массу должны они иметь? (30 г.)

17. Сколько глазков должно быть на разрезанной части семенного клубня? (1–2.)

18. Сколько в среднем ведер картофеля необходимо для посадки на одной сотке? (3.)

19. При какой температуре лучше всего хранить картофель? (+5–7 °С.)

20. При какой температуре у клубней появляется сладкий вкус? (+1–2 °С.)

21. Через какое время после появления всходов проводят первое окучивание?

22. Через какое время после первого окучивания проводят второе?

Заседание клуба знатоков-картофелеводов

Проводится по типу телеигры «Что? Где? Когда?»

1. Все знают, что на свету картофельные клубни зеленеют и их можно употреблять в пищу и на корм животным только после проваривания. Наличием каких химических соединений можно объяснить зеленый цвет клубней и их непригодность в пищу?

Ответ. Зеленый цвет обусловлен наличием хлорофилла, а непригодность в пищу – образованием соланина.

2. Требования к столовым сортам картофеля знают все потребители: приятный вкус, устойчивость при хранении. А какие требования предъявляют к техническим сортам картофеля? К кормовым?

Ответ. Как техническая культура картофель используется прежде всего для производства крахмала и спирта, поэтому основное требование к техническим сортам – высокое содержание крахмала. Питательность кормовых культур, в том числе и картофеля, оценивают прежде всего по содержанию в них сухого вещества и переваримого протеина: чем меньше в клубнях воды и больше переваримого протеина, тем ценнее кормовой сорт.

3. Известно, что ирландцы едят картофеля больше всех других народов. Как вы думаете, чем можно объяснить страшную эпидемию цинги, поразившую эту страну в 1845–1848 гг.?

Ответ. Картофель является неплохим источником витамина С, а в эти годы был неурожай картофеля в Ирландии.

4. Со словом «картофель» связаны несколько хорошо известных исторических событий: картофельный бунт в России в 30–40 гг. ХIХ в. и две «картофельных войны»: одна – в 1877 г. между Австрией и Пруссией, вторая – уже в 70-е гг. ХХ в. между Великобританией и Нидерландами. Какую роль играл картофель в каждом из этих событий?

Ответ. Картофельные бунты в России связаны с насильственным внедрением культуры картофеля в крестьянские хозяйства, под него было приказано отводить самые лучшие земли, что вызвало бурный протест крестьян, не знакомых с этой культурой. «Картофельная война» между Австрией и Пруссией за Баварское наследство была, наверное, самой гуманной войной в истории человечества: ни одна из сторон не хотела приносить в жертву человеческие жизни, и военные действия ограничивались взаимной порчей картофельных полей. Картофельная война ХХ в. была вызвана отказом Великобритании от импорта голландского картофеля, что нанесло экономический ущерб Нидерландам.

5. Помимо картофеля, хорошо известны во всем мире еще две продовольственные культуры, у которых в пищу употребляют подземные сочные сладковатые клубни. Это батат (иногда его называют сладкий картофель), широко распространенный в Юго-Восточной Азии, и топинамбур, которого сейчас много и в России. Что общего между этими тремя видами растений и чем они принципиально отличаются друг от друга? Как можно отличить блюдо из топинамбура от блюда, приготовленного из картофеля?

Ответ. У этих культур общие хозяйственно-полезные признаки: у всех в пищу употребляют подземный клубень сладковатого вкуса. Но они принадлежат к разным ботаническим семействам: батат – к вьюнковым, топинамбур – к астровым, а картофель – к пасленовым. Отличить блюдо из картофеля от блюда из топинамбура можно с помощью йода: он дает с крахмалом синее окрашивание, а сладкий вкус топинамбура обусловлен инулином, который не дает с йодом синего окрашивания.

6. Почему именно картофель стал единственной сельскохозяйственной культурой, у которой получить хороший урожай невозможно без окучивания?

Ответ. Потому что клубни картофеля образуются на многочисленных подземных побегах – столонах, которые должны получать достаточно питания из почвы.

7. Многие знают, что клубни пищевого картофеля нельзя хранить на свету. Но для семенных клубней действует обратное правило: сразу же после уборки их специально выдерживают на рассеянном солнечном свету до позеленения. В чем сущность этого приема с точки зрения химика и агронома?

Ответ. На свету в клубнях образуется соланин, который ядовит для человека и животных и хорошо подавляет развитие в клубне болезнетворных грибов и бактерий. Последнее очень важно для хорошей сохранности семенных клубней.

8. Все знают, что картофель, который хранили при слишком низких температурах, имеет сладковатый привкус. Как это можно объяснить с точки зрения химика и биолога и как избавиться от этого привкуса?

Ответ. В клубнях картофеля постоянно происходит превращение крахмала в сахара, которые расходуются на дыхание клубней. При пониженных температурах (ниже 2 °С) дыхание клубней сильно замедляется, и начинается накопление глюкозы. Если такой картофель подержать 5–7 дней при комнатной температуре, сладкий вкус исчезнет. Исчезает он и при прорастании клубней.

9. Все хозяйки сталкивались с потемнением очищенного картофеля. Какое вещество придает ему темный цвет и как избежать потемнения?

Ответ. За темный цвет ответственность несет аминокислота тирозин, а избежать потемнения можно, если хранить очищенный картофель в воде с добавлением уксусной или лимонной кислоты.

10. Как в русском языке появилось слово «картофель»?

Ответ. Слово картофель – интернациональное. В 1536 г. испанцы называли эти вывезенные из Южной Америки диковинные клубни «трюфели» за их сходство с грибами. Итальянцы познакомились с ними в 1580 г. и назвали «тартуфолли», немцы – тартофель, и это слово по звучанию ближе всего к современному русскому слову «картофель».

Конкурс «Наша посевная» (для учащихся 5–7-х классов)

Теоретические задания

1. По каким признакам агрономы определяют, что настало время сажать картофель?

2. Какие народные приметы говорят о наступлении сроков посадки картофеля?

Практические задания

1. Правильно разрезать клубни для посадки. (Оценивается размер частей клубня, количество глазков, производилась ли дезинфекция ножа.)

2. Отобрать клубни для посадки по внешнему виду. (Оценивать по следующим показателям: выбраковать все клубни неправильной формы – грушевидные, веретенообразные, с трещинами, с детками, явно относящиеся к другому сорту, слишком крупные или мелкие.)

Конкурс презентаций «Товар лицом»

Этот конкурс можно проводить в следующих двух вариантах.

1. Участники должны в течение 10 мин. составить и озвучить короткий текст рекламного характера на заданную тему.

2. Конкурсанты заранее готовят выступления-презентации (по результатам выполнения своих проектов в течение года).

Объектами презентации могут быть сорта картофеля, блюда из картофеля, агротехнические приемы возделывания, новые препараты для борьбы с болезнями и вредителями.

Оцениваются следующие характеристики: насколько точно отражены отличительные особенности объекта презентации, оригинальность составленного текста, его юмор, умение конкурсанта выступать публично.

Конкурс «Искусный картофелевод»

Лучше всего проводить этот конкурс как командный. Команды могут формироваться по семейному принципу. Командам предлагаются практические проблемные задания, связанные с технологией выращивания картофеля.

1. Вы заметили, что ботва картофеля развивается слишком сильно, а клубней образуется мало и они медленно растут. Что может быть причиной этого явления и как можно приостановить этот процесс?

Ответ. Это так называемое жирование, которое свидетельствует об избытке в почве легко усваиваемых форм азота и недостатке фосфора и калия; чтобы его приостановить, надо провести в начале цветения внекорневую подкормку фосфорными и калийными удобрениями.

2. На вашем огороде только появляются всходы картофеля, а синоптики обещают ночью сильные заморозки. Что можно предпринять для защиты растений?

Ответ. Глубоко окучить, то есть полностью закрыть всходы землей.

3. Проращивать семенной картофель лучше всего при температуре 12–14 °С, так как при более высоких температурах клубни высыхают, ростки деревенеют. Но многим картофелеводам-любителям, особенно горожанам, приходится проращивать его в жилых помещениях при комнатной температуре. Что им можно посоветовать, чтобы получить посевной материал хорошего качества?

Ответ. Клубни надо ежедневно опрыскивать водой, а еще лучше – раствором минеральных удобрений.

4. Все картофелеводы знают, что семенной материал надо периодически (не реже чем один раз в 5 лет) менять или оздоравливать. Лучше всего закупить новую партию проверенных сортовых клубней. Но если у вас нет такой возможности, какие меры можно предпринять для улучшения и оздоровления собственного посадочного материала во время вегетации?

Ответ. Во-первых, в течение всего периода вегетации проводят негативный отбор посадок, т.е. помечают кусты, которые слабо развиваются, поражаются болезнями. Лучше их удалять, но в крайнем случае можно использовать урожай от этих кустов на корм скоту. В период цветения помечают наиболее развитые кусты, с большим числом стеблей, и урожай от них оставляют на семена. В период уборки урожая выкопанный картофель оставляют в лунках и сразу же отбирают наиболее урожайные кусты. Этот прием называется покустно-гнездовой отбор.

5. Вы приобрели небольшую партию картофеля для посадки и хотите отобрать из нее самые здоровые клубни. Как это можно сделать?

Ответ. Прежде всего надо провести визуальный отбор и выбраковать все клубни с признаками гнили, болезней, деформированные, неправильной формы. Затем провести сортировку по плавучести: в 10 л воды растворить 600 г NH4NO3, 800 г суперфосфата и 600 г калийного удобрения. В этот раствор погрузить небольшими партиями все клубни, и те, которые всплывают, удалить. Это прием основан на том, что клубни, пораженные вирусными заболеваниями, содержат меньше крахмала и имеют меньшую удельную плотность.

6. Вы выращиваете картофель на одном участке 4 года, используете свой семенной материал и заметили, что урожай снизился, растения стали поражаться болезнями. Какие меры вы примете, если другого участка под картофель у вас нет?

Ответ. Осенью провести глубокую зяблевую вспашку, весной внести побольше золы или извести, полностью обновить семенной материал. Но все-таки желательно хотя бы один год выращивать на этом участке другую культуру.

Конкурс практических умений

1. По внешнему виду клубней и их разрезу определить заболевание картофеля и рассказать, как с ним бороться.

2. По внешнему виду определить сорта (кто больше).

3. По плакатам определить болезни картофеля.

Командные игры-мини-конкурсы

1. Знаем ли мы сорта картофеля. Две команды по очереди называют сорта, проигрывает та, на которой игра остановится.

2. Знаем ли мы картофельный фольклор. Две команды по очереди называют пословицы и поговорки о картофеле, проигрывает та, на которой игра остановится.

3. Знаем ли мы профессии, которые связаны с выращиванием картофеля и его переработкой. Команды по очереди называют профессии, проигрывает та, на которой игра остановится.

Конкурс кулинаров

1. Как правильно варить картофель: бросать в холодную или в кипящую воду, варить на сильном или слабом огне, когда солить?

2. Как правильно жарить картофель: как изменять интенсивность нагрева в процессе жарки, на каких жирах лучше всего жарить, когда солить, закрывать ли крышкой?

3. В чем особенности приготовления блюда, известного как «картофель фри»?

4. В какой момент бросают в овощной суп (борщ, щи) картофель: до или после капусты?

5. Как избежать потемнения очищенных клубней картофеля?

Практическое задание: кто быстрее и тоньше очистит картошку с завязанными глазами.

Конкурс хозяек «Домашние профессии картошки»

Побеждает та команда (или хозяйка), которая назовет больше способов использования картофеля и продуктов, полученных из него, для решения бытовых проблем. Например: крахмалом можно чистить светлый мех, пересыпать резиновые перчатки; очистками отмывать пустые бутыли и канистры; картофельный отвар использовать для мытья хрусталя, стирки шерстяной одежды, очистки потемневших серебряных изделий; клеить бумагу вареным картофелем; из сырого картофеля и его сока можно делать косметические маски; пятно йода с ткани можно вывести кусочками сырого картофеля; передвигать мебель легче, подложив под ножки кружочки сырого картофеля, и т.д.

Конкурс знатоков народной медицины «Картошкина аптека»

Побеждает та команда, которая назовет больше способов лечения различных заболеваний с помощью картофеля. Надо учитывать и умение конкурсантов объяснить, в чем суть того или иного способа.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru