Я ИДУ НА УРОК

М.Н. МИЧУРИНА,
УВК № 1825,
г. Москва

Растения и окружающая среда

6 класс

ХОД УРОКА

I. Организационная часть.

Записывается тема: «Взаимосвязь растений с окружающей средой».

II. Опрос по предыдущему материалу

(§ 55. «Основные процессы жизнедеятельности растительного организма»* ).

1. Рассказать о взаимосвязи корня, стебля и листьев растения.
2. Рассказать о взаимосвязи надземной и подземной частей растения.
3. Рассказать об обмене веществ в организме растения.
4. Рассказать о развитии и размножении растений.

Дополнительные вопросы

  • Как называется процесс образования в растении органических веществ?

  • Что выделяется и что поглощается в процессе дыхания?

  • Что выделяется и что поглощается при процессе фотосинтеза?

  • В какое время суток осуществляется процесс фотосинтеза?

  • Что называется обменом веществ?

  • За счет чего происходит рост растения?

  • Какие способы размножения растений вы знаете?

III. Изучение нового материала

1. Наука экология

Экологические факторы живой и неживой природы. Условия жизни растений определяются различными факторами. На их рост и развитие влияет количество света, температура окружающей среды, доступность воды и минеральных веществ. Растения взаимодействуют с другими растениями, с микроорганизмами, с животными, большое влияние на них оказывает деятельность человека.

Все эти процессы – предмет изучения экологии, науки о взаимоотношениях живых организмов (растений, животных, человека) между собой и влиянии на них условий внешней среды. Само слово «экология» происходит от двух греческих слов «ойкос» — дом и «логос» – учение. Такое название этой науке дал Эрнст Геккель в 1866 г., хотя изучением этих процессов ученые занимались с давних времен.

В настоящее время экология – это целый комплекс научных направлений. Схематично ее можно представить ее в виде «экологического цветка». (Рис. на доске – из учебника «Экология России» для 9—11-х классов, авторы – Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова.)

В центре «цветка» – Общая экология, наука о принципах взаимоотношений организмов и условий среды. А «лепестки» – это прикладные науки, изучающие конкретные проблемы (лесная экология, сельскохозяйственная экология, экология тундр, экология морей, химическая экология, медицинская экология, экология города и др.).

Это достаточно самостоятельные направления: специалист по экологии леса может не знать особенностей медицинской или химической экологии, а ученый, занимающийся проблемами экологии города, – лишь в общих чертах представлять себе то, с чем сталкивается специалист по сельскохозяйственной экологии. Но общую экологию должен знать специалист любого направления!

Сегодня мы рассмотрим влияние экологических факторов на жизнь и развитие растений. Все внешние факторы подразделяются на три большие группы:

– факторы неживой природы;
– факторы живой природы;
– факторы, возникающие в результате деятельности человека (антропогенные).

Схема на доске и в тетрадях

2. Свет и тепло

Свет необходим растениям – без него не может идти процесс фотосинтеза. При недостатке света побеги растения становятся бледными, длинными и тонкими (рис. 111 в учебнике).

Но не все растения требуют яркого освещения. Некоторые могут расти и в тенистых местах. Листья теневыносливых растений темно-зеленые, они содержат большее число хлоропластов, способных улавливать рассеянный свет.

Вспомним, какие растения растут в тени, под пологом леса? Это кислица, грушанка, ландыш, купена лекарственная (рис. 112 в учебнике). Из комнатных растений к теневыносливым относится узамбарская фиалка.

А какие растения светолюбивые? Они растут на лугу, где много солнечного света. Это ромашка, василек, колокольчик, лютик. Из комнатных растений – бегония, колеус. (Показать гербарные экземпляры ромашки, колокольчика и др.)

Тепло тоже необходимо для жизни растений. Одни растения теплолюбивы, а другие — холодостойкие.

Теплолюбивые растения – это кукуруза, фасоль, дыня, арбуз, пальма, кипарис и др. Теплолюбивые растения – южане по происхождению. А большинство растений средней полосы и северных районов нашей страны холодостойки. Их семена способны прорастать при температуре 1–3 °С, а всходы переносят легкие весенние заморозки. Холодостойкие растения – это пшеница, рожь, горох, морковь, ель, сосна, лиственница и др.

3. Вода и минеральные вещества

Вода входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой живой клетки растения. Без воды не могут передвигаться по растению и усваиваться питательные вещества, не происходит фотосинтез. Благодаря испарению воды растения не перегреваются.

Потребность в воде у разных растений различна. Например, кувшинка живет в воде (рис. 113 в учебнике). Рогоз, камыш, осока живут в заболоченных местах или на болотах, где много воды. Культурное растение капуста растет на суше, но нуждается в большом количестве воды. Все это влаголюбивые растения.

Но есть засухоустойчивые растения, например кактусы, молодило (рис. 114 и 115 в учебнике). Они приспособились запасать воду в различных органах: кактус — в стебле, молодило — в сочных листьях. (Можно показать комнатные растения – кактус, алоэ.)

Из почвы с водой в растения поступают минеральные вещества. Из них растениям больше всего нужны соединения азота, фосфора и калия, в меньшей степени – бора, марганца, железа и многих других.

4. Растения и живые организмы, растения и окружающая среда

Растения и окружающие их животные, другие растения и микроорганизмы взаимно влияют друг на друга. Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и семена. Крупные растения могут затенять мелкие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры (лианы). Микроорганизмы, разлагающие растительные остатки, возвращают в почву минеральные вещества, которые могут вновь поступать в растения. Другие микроорганизмы могут вызывать заболевания растений.

Растения влияют на состав воздуха: увлажняют его, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они изменяют и состав почвы, поглощая из нее одни вещества и выделяя другие. Корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, предохраняя их от разрушения. Лесные посадки защищают поля от суховеев.

5. Растения и человек

(Этот материал можно излагать в форме беседы с классом, предлагая ученикам самим приводить примеры влияния деятельности человека на растения.)

Деятельность человека по-разному влияет на природу. Человек осушает болота и орошает засушливые земли, создавая благоприятные условия для выращивания сельскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям сорта растений; борется с сорняками и способствует распространению ценных растений.

Но деятельность человека может и отрицательно влиять на растения – в том случае, когда нарушается экологическое равновесие в природе. Так, неправильное орошение может вызвать засоление почвы и привести к гибели растения. Вырубка лесов часто приводит к разрушению плодородного слоя почвы и даже образованию пустынь. В результате снижается природное биологическое разнообразие: гибнут леса, болота, тундра. Каждый десятый вид растений и животных в настоящее время находится на грани исчезновения, и список этих видов растет.

Нарушить экологическое равновесие можно очень быстро, а для его восстановления зачастую нужны годы упорного труда, большие вложения средств и хорошо продуманная программа действий. Наше правительство разрабатывает специальную долгосрочную программу «Экологическая безопасность России». Экология в нашу эпоху переживает небывалый расцвет и становится одной из главных наук о биосфере, превращается в науку о выживании, об охране природных ресурсов и грамотном управлении в процессе их эксплуатации.

Итак, повторим. Мы рассмотрели влияние экологических факторов на жизнь растений. Вспомните, на какие три большие группы делятся эти факторы? Назовите экологические факторы неживой природы. Назовите экологические факторы живой природы. (Можно использовать вопросы для повторения, приведенные в § 56 учебника.)


* Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6–7-х классов средней школы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru