Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №29/2002

БИОЛОГИЯ

Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН

Продолжение. Начало см. N 24, 28/2002

Биология. Человек

Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»

Уроки 4–5. Полушария большого мозга

Задачи: разъяснить особенности строения полушарий большого мозга, функции долей и зон коры полушарий; продолжить формирование знаний учащихся о строении и функциях головного мозга человека; сравнить строение и функции больших полушарий мозга человека и животных; воспитание патриотических чувств у учащихся, гордости за достижения отечественной науки.

Оборудование: см. урок 3, диафильм (видеофильм) «Строение и функции головного мозга», портреты отечественных ученых: И.П. Павлова, И.М. Сеченова.

? От чего зависят умственные способности и одаренность людей?

Методические рекомендации

I. Контроль знаний

Фронтальный опрос-беседа по вопросам рубрик «Проверьте свои знания», «Подумайте»; устный, индивидуальный опрос; тестовый контроль и пр.

1. Рассказать об особенностях строения головного мозга человека в сравнении с позвоночными (млекопитающими) животными.
2. Каковы функции отделов стволовой части мозга и мозжечка?
3. Каким образом осуществляется связь различных отделов головного мозга друг с другом, со спинным мозгом и другими органами организма человека?

Алгоритм комментирования

1. «Что сказано верно» или «С чем вы согласны в ответе?».
2. Какие допущены неточности и ошибки? Исправьте их.
3. Что не отражено в ответе?
4. Верно ли сделан вывод?

II. Изучение нового материала

1. Эволюция полушарий большого (переднего) мозга. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблиц(ы) с изображением головного мозга позвоночных животных.)
2. Особенности строения полушарий головного мозга человека. (Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника, таблицами, муляжами. Заполнение таблицы «Доли и зоны коры больших полушарий».)

Задание для самостоятельной работы

На модели (муляже) головного мозга человека найдите большие полушария переднего (большого) мозга. Найдите центральную извилину; борозду; левое и правое полушария. Рассмотрите борозды и извилины полушарий. Прочитайте учебник, с. 80, ответьте на вопрос: «Каковы особенности внешнего строения больших полушарий?»

Рассмотрите крупные борозды и определите относительные границы долей полушарий. Назовите их. Какие зоны в них находятся?

Установите особенности расположения серого и белого вещества в различных отделах, долях мозга. Заполните таблицу.

Сравните большие полушария мозга с мозжечком.

3. Левое и правое полушария большого мозга человека, их взаимосвязь и особенности. (Рассказ учителя.)
4. Связи коры больших полушарий с другими отделами головного мозга. (Рассказ учителя с элементами беседы о рефлекторном принципе работы нервной системы.)
5. Сообщения учащихся о И.М. Сеченове и И.П. Павлове. (Подготовлены по материалам учебника.) Дополнения учителя с демонстрацией опытов (или видеофильмов).
6. Закрепление знаний учащихся о полушариях головного мозга. (Практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради. Словарная работа. Формирование выводов. Выполнение заданий рубрик учебника: «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ», игра «Вертушка», «Проверьте свои знания», обсуждение вопросов «Подумайте».)

IV. Задание на дом: выучить текст учебника, подготовить дополнительный материал об особых свойствах мозга человека: умственной деятельности и одаренности, повторить материал о рефлекторном принципе работы нервной системы, ее отделах.

ТЕМА 6. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (2 ч)

Планирование темы

Урок 1. Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, ее особенности.

Урок 2. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

Урок 1. Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, ее особенности

Задачи: раскрыть понятие гуморальной регуляции; добиться усвоения знаний о железах эндокринной системы, особенностях работы желез внутренней секреции, их отличии от желез внешней секреции, о роли гормонов в жизнедеятельности организма.

Оборудование: демонстрационные таблицы с изображением кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы, вегетативной нервной системы; модель почки с надпочечником; видеофильм.

? Докажите, что гуморальная регуляция более древняя, чем нервная.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Сущность гуморальной регуляции. (Рассказ учителя с элементами беседы. Актуализация знаний учащихся с опорой на курс «Живые организмы». Работа со словариком.)

2. Железы внешней, смешанной и внутренней секреции организма человека. Особенности их деятельности. (Беседа учителя с элементами рассказа; демонстрация таблиц, модели (видеоматериалов). Заполнение таблицы «Эндокринная система человека».)

3. Гормоны, их свойства и роль в организме человека. (Беседа с элементами рассказа учителя; работа учащихся с учебником, заполнение таблицы; словарная работа.)

II. Закрепление знаний

1. Выполнение заданий рубрик «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ».
2. Обсуждение вопроса ? «Подумайте».

III. Задание на дом: выучить текст учебника; таблица в тетради; словарик. Повторить материал о вегетативной нервной системе.

Урок 2. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения

Задачи: показать учащимся особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека; познакомить школьников с примерами нарушений нервно-гуморальной регуляции; мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями.

Оборудование: см. урок 1.

? Какие происходят изменения в функциях организма человека в связи с нарушением деятельности желез внутренней секреции?

Методические рекомендации

I. Повторение изученного материала

Беседа по вопросам 1–9 рубрики «Проверьте свои знания»; устный опрос.

II. Изучение нового материала

1. Гипофиз – центральная железа в системе желез внутренней секреции. Связь гипофиза с центральной нервной системой. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
Гормон роста, стимулирующий работу рибосом. Гипофизарные нарушения. (Рассказ с демонстрацией таблиц, рисунков или видеоматериалов.)

2. Щитовидная железа, ее гормоны и митохондрии клеток. Нарушения функций щитовидной железы и заболевания. Профилактика заболеваний; меры поддержания нормальной жизнедеятельности людей с отклонениями в регуляции щитовидной железы. (Рассказ учителя, видеоматериалы, работа с учебником с. 57–58.)

3. Надпочечники и деятельность организма. Связь с вегетативной нервной системой. Саморегуляция и аутотренинг. (Рассказ учителя.)

4. Инсулин – гормон поджелудочной железы. Сахарный диабет, его причины, лечение; первая помощь при передозировке инсулина. Образ жизни людей, страдающих диабетом. (Рассказ учителя, беседа школьного врача.)

5. Вывод о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляций в поддержании нормального обмена веществ.

III. Закрепление знаний о железах внутренней секреции и заболеваниях, связанных с нарушением их функций, заполнение таблицы.

(Беседа с учащимися в ходе заполнения таблицы.)

IV. Задание на дом: подготовиться к обобщающе-зачетному уроку по темам «Общий обзор организма человека», «Нервная система», «Эндокринная система».

Зачет можно рекомендовать проводить по заданиям, предложенным в пособии для учителя «Биология. Человек и его здоровье» (авт. Резникова В.З., Сивоглазов В.И.), с. 32–33, с корректировкой учителей-практиков.

ТЕМА 7. АНАЛИЗАТОРЫ (4 ч)

Требования к результатам изучения темы

Учащиеся знают:

– органы чувств человека, части зрительного, слухового анализаторов, находят их на рисунках, таблицах, моделях;
– гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса, осязания (кожи);
– роль анализаторов в восприятии и анализе (различении) раздражений окружающей среды; взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека.

Учащиеся умеют:

– характеризовать свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, роль частей анализаторов в различении раздражений, взаимосвязь органов чувств (анализаторов) друг с другом.

Планирование темы

Урок 1. Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

Урок 2. Анализаторы слуха и равновесия.

Урок 3. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Урок 4. Чувствительность анализаторов. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

Урок 1. Анализаторы. Зрительный анализатор

Задачи: раскрыть содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере зрительного анализатора; сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей, особенностях восприятия окружающего мира; о мерах гигиены зрения; продолжить развивать у школьников умения выделять главное, сравнивать; формировать навыки самостоятельности в обучении.

Оборудование: демонстрационные таблицы «Зрительный анализатор», «Органы вкуса, обоняния»; разборная модель глаза; видеоматериалы.

Методические рекомендации

I. Актуализация знаний учащихся. Повторение материала о нервной системе, рефлекторном принципе ее работы и рефлексах. (Беседа по таблицам, моделям; изображение схемы рефлекторной дуги. Входное тестирование по теме «Органы чувств» на базе знаний курса (зоологии) «Живые организмы». Само- и взаимоконтроль по ключу ответов.)

II. Изучение нового материала. (План изучения темы на доске, учитель знакомит учащихся с планом урока; объясняет домашнее задание.)

  • Понятие «анализатор». Виды анализаторов, их роль в восприятии окружающего мира. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова об анализаторах.

  • Значение зрения.

  • Строение глаза и его частей, взаимосвязь строения и функций. Лабораторная работа «Строение глаза».

  • Механизм восприятия зрительных раздражений. Нарушения зрения, или «Как видит глаз?».

  • Зрительный анализатор, значение его частей.

  • Гигиена зрения. Меры первой помощи при травмах глаз.

1. Анализаторы, их строение, виды, роль в восприятии окружающего мира. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова. (Рассказ учителя; словарная работа учащихся с использованием текста учебника; составление схемы 1.)

Записать в тетради функции анализаторов.

2. Значение зрения. Строение глаза и его частей. Взаимосвязь строения и функций. (Лабораторная работа «Строение глаза». Работа с учебником: текстом и рисунками; моделями глаза, таблицами. Беседа по оформлению итогов лабораторной работы. Заполнение таблицы.)

3. Механизм восприятия зрительных раздражений. Нарушения зрения. (Рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; работа с заданием «Подумайте».)

4. Зрительный анализатор. (Беседа, закрепляющая знания учащихся об анализаторе)

5. Гигиена зрения. Меры первой помощи при травмах глаз. (Объяснение-рассказ учителя или школьного врача.)

III. Закрепление, обобщение знаний о зрительном анализаторе, его строении, значении; связи с окружающей средой. (Выполнение заданий рубрик «Выберите правильный ответ» и «Какие утверждения верны?». Само- и взаимоконтроль.)

IV. Задание на дом: изучить текст учебника. Ответьте на вопросы: «Почему нельзя пользоваться чужими очками?», «Как удалить соринку из глаза?», «Что нужно делать при попадании в глаза кислот и щелочей?»

V. Итоги урока. Выводы. (Оценка знаний учащихся, ответ на вопрос: «Что сегодня нового вы узнали на уроке?»)

Урок 2. Анализаторы слуха и равновесия

Задачи: сформулировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха; показать роль анализаторов в связи организма со средой; продолжить развитие общеучебных умений и навыков (работа с текстом и рисунками учебника, опорными схемами); разъяснить правила гигиены слуха и равновесия; способствовать выработке полезных привычек соблюдать эти правила; пpoдoлжить развитие интеллекта учащихся через решение биологических задач, требующих логического мышления и применения гигиенических правил на практике.

Оборудование: демонстрационные таблицы; модели органа слуха; видеоматериалы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний учащихся об изученных анализаторах. (Фронтальная беседа по вопросам учителя; взаимоконтроль в паре. «Проверьте свои знания» – письменная или устная работа; сравнение анализатора с рефлекторной дугой по таблицам, ответ на вопрос: «Что вы знаете о гигиене зрения?»)

1.Опрос-«цепочка» по следующим вопросам (ответ обосновать).

  • Почему рабочее место должно быть хорошо освещено?

  • С какой стороны должен падать свет на рабочее место?

  • Почему глаза нужно оберегать от загрязнения?

  • Почему не рекомендуется читать лежа и в идущем транспорте?

  • Почему курение оказывает отрицательное влияние на зрение?

  • Зачем рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь?

2. Индивидуальное дифференцированное задание.

I вариант

Как возникает изображение предметов на сетчатке? (Показать на схеме и объяснить.)

II вариант

Перечислите отделы глаза, через которые проходит свет.

III вариант

На «немой» схеме (модели) показать части глаза.

II. Изучение нового материала о слуховом анализаторе и анализаторе равновесия.

1. Строение органа слуха. (Лабораторная работа учащихся, самостоятельная работа с учебником: текстом, рисунками, моделями. Заполнение таблицы.)

2. Функции органа слуха. (Рассказ учителя с элементами беседы по результатам лабораторной работы. Формирование выводов.)

3. Орган равновесия. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы.)

4. Передача звуковых колебаний, их восприятие и анализ. (Рассказ учителя с элементами беседы о звуковом анализаторе.)

5. Причины ослабления слуха. Предупреждение нарушения слуха. (Рассказ учителя с элементами беседы; составление «Памятки по гигиене органов слуха и равновесия».)

6. Положение тела и его частей в пространстве. Состояние невесомости в космосе и полете. Нарушения в деятельности анализатора равновесия. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, видеоматериалов.)

III. Закрепление знаний об органах слуха и равновесия.

1. Фронтальная беседа учителя по вопросам.

  • Почему некоторых людей «укачивает» в транспорте? Где расположены слуховые косточки и каково их значение?

  • В какой части органа слуха механические колебания преобразуются в нервные импульсы?

  • Как защитить орган слуха от повреждения?

2. Составить план рассказа по теме «Анализаторы слуха и равновесия».

3. Групповая работа (задания-вопросы на карточках).

IV. Задание на дом: проработать все задания; повторить пройденный материал

Урок 3. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

Задачи: познакомить учащихся с различными видами анализаторов, их локализацией в организме; дать представление о строении и функциях каждого из них.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала о различных видах анализаторов.

1. Мышечное чувство. (Рассказ учителя с демонстрационным экспериментом на себе по контролю двигательных актов и внесении коррекции в случае ошибочных движений; запись в тетради учащимися вывода о роли мышечного чувства.)

2. Кожная чувствительность. (Эвристическая беседа с учащимися, направленная на выявление роли кожной чувствительности; демонстрация таблицы «Кожа»; повторение схемы строения анализаторов; запись в тетради вывода о роли анализатора; обсуждение вопроса: «Что произойдет с человеком, утратившим кожную чувствительность?»)

3. Обоняние. Расположение органа обоняния. Чувствительность рецепторов. Роль обоняния в жизни человека. Токсикомания и здоровье человека. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы, рисунков учебника; обсуждение вопроса о вреде резких запахов для здоровья человека. Запись в тетради вывода о роли обоняния и составление схемы обонятельного рефлекса.)

4. Вкус. Расположение рецепторов в ротовой полости. Вкусовой анализатор. Роль вкусовых раздражений в восприятии пищи и выработке пищевых рефлексов. Работы И.П. Павлова.

Эвристическая беседа по следующим вопросам.

  • Почему нельзя есть очень горячую пищу?

  • Почему нельзя отвлекаться во время еды на сильные раздражители (музыку, разговоры и т.д.)?

  • Почему у травоядных животных, в отличие от человека, очень хорошо развиты органы вкуса?

III. Закрепление знаний о видах анализаторов, их строении и роли в жизни человека.

1. Выполнение в рабочей тетради практической работы.

2. Проверочное тестирование по заданиям из рубрик «Выберите правильный ответ», «Какие утверждения верны?» по вариантам с организацией взаимопроверки и оцениванием.

IV. Домашнее задание: изучить материал учебника, ответить на вопросы рубрик «Проверьте свои знания» и «Подумайте!».

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru