ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Н.В.СОРОКИНА

Внеклассная деятельность учащихся сельской школы

Продолжение. См. No 10, 11/2002

5. В отличие от остальных культурных растений я могу расти на бедной почве и давать хорошие урожаи. Сеют меня рано, и на поле вы обязательно узнаете мои «сережки». В схеме севооборота я стою всегда последним. А вот каша из моих семян на столе первая, и всем она дает силу, поэтому и носит имя греческого силача. (Овес.)

6. Я не переношу соседства укропа – рядом с ним я плохо расту. Я люблю толстый слой плодородной почвы и не люблю пикировки. У меня много сортов и гибридов, но урожай от всех сортов и гибридов имеет один и тот же яркий цвет. Срок моей жизни – два года, и для того чтобы в первый год я не зацвела, а дала хороший урожай, надо, чтобы мои всходы не находились длительное время при низких температурах. (Морковь.)

7. Меня выращивают из семян. Обычно я расту на отдельной грядке в огороде или в теплице рядом с огурцами, а лучше – с томатами. Но своим видом я могу украсить любую цветочную клумбу. Я бываю курчавым, зеленым, желтым. Во мне много витамина С. Меня очень просто выращивать: я люблю рыхлую удобренную почву. Некоторые мои сорта образуют кочан. А отношусь я к зеленным культурам. (Салат.)

8. Без меня не обойдется ни один огород, ни одна домашняя заготовка. Меня выращивают все лето, постоянно подсевая новую порцию душистых семян. Мне нужны рыхлая огородная почва и полив. Если меня посеять в теплице рядом с томатами, то я вырастаю высоким и долго сохраняю свою сочность и яркую зелень. А вот томатам рядом со мной плохо. Морковь тоже плохо растет рядом со мной. (Укроп.)

9. У моего растения используют и корешок, и вершок. Мои семена очень медленно прорастают, поэтому часто сорняки меня обгоняют и не дают расти. Я не переношу пикировки. Мне нужен толстый слой огородной почвы. Я двулетнее растение, поэтому на второй год еще и снег не сойдет, а я уже зеленею. С удовольствием расту в теплице рядом с огурцами или помидорами в течение всего года. Я нужен и для улучшения вкуса блюд, и для украшения. (Петрушка, сельдерей.)

10. Я – двулетнее растение. Из одного моего семени вырастает сразу четыре сеянца, поэтому мои всходы надо пикировать. Если мои всходы продолжительное время растут при низкой температуре, то в результате естественной яровизации я стрелкуюсь в первый год жизни, и тогда не ждите от меня урожая. Я кормлю человека винегретом и пою его сладким чаем, кормлю домашнюю скотину. Без меня всем плохо. Я бываю разных цветов и разных размеров. (Cвекла.)

ЦВЕТЫ

(Для учащихся начальной школы)

1. Большой бордовый, белый или розовый махровый цветок с красивыми темно-зелеными резными листьями. Многолетник. Цвету в начале лета. Название начинается на букву «п». (Пион.)

2. Я – двулетник. Меня используют для украшения клумб, балконов, сажают в вазоны. У меня два названия. Одно, говорящее о том, какой я красивый цветок, ты знаешь – оно состоит из двух слов, которые начинаются с букв «а» и «г», а другое, виола трехцветная, связывает меня с моими дикими предками. (Анютины глазки.)

3. Без меня не обходится ни один палисадник. Цвету я в конце мая, мои кусты покрыты красивыми большими кистями ароматных цветов, а называюсь я на букву «с». (Сирень.)

4. Я зацветаю к середине лета, в июле. Цветки могут быть розовыми, белыми, красно-бордовыми, белыми с розовой серединкой или, наоборот, розовые с красной серединкой. Мои зеленые кусты обычно сажают вдоль дорожек. Я расту и цвету много лет на одном месте, а мое название начинается с буквы «ф». (Флоксы.)

5. Мои цветки необычайно красивой формы, а листья в виде длинных зеленых полосок. Некоторые сорта предпочитают расти около воды, другие – на альпийской горке. Название начинается с буквы «и». (Ирис.)

6. Я цвету ранней весной, и мои цветки бывают самой разной окраски: красной, желтой, розовой, лиловой и даже черной, а размножаюсь я луковицами. Мое название начинается с буквы «т». (Тюльпан.)

7. Я размножаюсь луковицами, цвету ранней весной, цветки белые и желтые с сильным приятным запахом. Я получил свое название от имени очень красивого юноши, который был влюблен в свое отражение в воде. Мое название начинается с буквы «н». (Нарцисс.)

8. Я – царица всех цветов, мое название начинается с буквы «р». (Роза.)

(Для учащихся 5–9-х классов)

1. Как называется рукотворный газон, на котором в траве растут цветы и который никогда не стригут? Название газона начинается на букву «м». (Мавританский газон.)

2. Как называется однолетнее растение, семена которого сеют непосредственно в грунт? Цветки его похожи на ромашку, имеют оранжевый цвет. Растение используется как лекарственное. Оно имеет два названия, которые начинаются с букв «н» и «к». (Ноготки, или календула.)

3. Как называется однолетник, плети которого с желто-оранжевыми цветками красиво выглядят, если посадить его в висячий вазон? У растения красивые круглые листья. Название начинается с буквы «н». (Настурция.)

4. В первом столбце приведены русские названия цветочных культур. Впишите во второй столбец их общеизвестные ботанические названия на русском языке.

Анютины глазки. (Виола)
Борец. (Аконит)
Водосбор. (Аквилегия)
Шалфей. (Сальвия)
Шафран. (Крокус)
Шпорник. (Дельфиниум)
Бархатцы. (Тагетес)
Первоцвет. (Примула)
Ноготки. (Календула)

III. Веселые игры

(Для учащихся 5–7-х классов)

1. «В некотором царстве, в Цветочном государстве»

Игра проводится на уроке. За несколько дней до урока класс делится на группы. Каждая группа готовит сообщение о разных типах цветочных культур, их ботанических названиях и особенностях, о формах цветников, их оформлении и изображении на схемах, о составлении ландшафтного плана участка, о цветовой гамме в составлении цветников. Участники каждой группы должны подготовить к уроку материалы в игровой форме. Например, группы, работающие по темам «Ландшафтный план участка» и «Схемы цветников», должны нарисовать карту «Цветочного государства» и его городов.

Учитель. Предположим, что мы попали в Царство цветов. Это царство, как любая другая страна, имеет свою карту, с которой мы сейчас познакомимся. Мы узнаем о жителях цветочного царства – об их именах, «профессиях». Узнаем о том, как жители украшают свою страну.
После вступления учителя представитель каждой группы рассказывает о своем «Цветочном царстве-государстве». Затем проводится конкурс красоты на звания «Царица бала», «Вдохновение» (выбирается цветок, которому посвящены поэтические строки, который чаще используется художниками для написания натюрмортов), «Зимняя красавица» (выбирается самый красивый цветок, используемый для зимних букетов), «Очей очарование» (выбирается самый симпатичный цветок), «Сестра милосердия» (выбирается цветок, наиболее часто используемый в медицинских целях).

2. «Свет мой, зеркальце, скажи, кто на свете всех милее»

За несколько дней до урока класс делится на группы. Каждая группа готовит сообщение по одной из тем: о многообразии сортов и гибридов цветочных культур, о селекции и генетика, о понятиях «сорт» и «гибрид», «гетерозис», о создании новых сортов и гибридов цветочных культур.
Дети должны подготовить красочные наглядные материалы с изображениями различных сортов наиболее распространенных цветочных культур: анютиных глазок, пионов, флоксов, нарциссов, тюльпанов и т.п., а также составить схему, изображающую этапы технологии выведения сорта, гибрида.

IV. Научи и сделай сам!

(Для учащихся 5–7-х классов)

Игра проводится в весеннее время. Для ее организации следует заранее подготовить следующие материалы: семена крупные и мелкие, сеянцы цветочных или овощных культур, сухое комплексное удобрение для рассады, например, «Малыш», рассаду, воду.
Необходимое оборудование: ящик для выращивания сеянцев, чайная ложка, литровая банка, колышки, ножницы, карточки, полиэтиленовая пленка, емкости с песком, торфом, листовой землей, пустая емкость для составления почвосмеси, старые газеты, веник.
Заранее следует подготовить четное количество карточек и разделить их на две равные части. На одних карточках написать «Учитель», на других – «Ученик». В каждой карточке «Учителя» написать этапы одной из следующих технологий: подготовка почвосмеси, посев, пикировка, подкормка. В каждой карточке «Ученик» написать задание: «Выполнить этапы технологии...» и далее – название одной из перечисленных выше технологий.
«Учитель» должен найти своего «Ученика», продемонстрировать и подробно объяснить ему все этапы технологии. «Ученик» после объяснения и показа должен выполнить задание. После чего «Учитель» и «Ученик» меняются ролями, и теперь уже бывший «ученик» должен объяснить и продемонстрировать эту же технологию. В конце работы «Учитель» и «Ученик» делятся своими впечатлениями о сложностях, возникших у них по ходу выполнения задания, выясняют, на какие операции следует обратить особое внимание.
После игры дети убирают за собой все использованные материалы, подметают пол, расставляют рассаду на подоконнике, а рассадные ящики с посеянными семенами устанавливают вблизи от нагревательных приборов.

V. Магические таблицы

(Для учащихся основной и старшей школы)

Для игры необходимо подготовить следующий список культурных растений.

1. Огурец
2. Дыня
3. Томат
4. Чеснок
5. Перец
6. Шиповник
7. Свекла
8. Василек
9. Астра
10. Роза
11. Ландыш
12. Ирис

13. Мак
14. Жасмин
15. Сирень
16. Фасоль
17. Укроп
18. Салат
19. Горох
20. Репа
21. Капуста
22. Яблоня
23. Груша
24. Малина

25. Арбуз
26. Лимон
27. Слива
28. Бобы
29. Пион
30. Крокус
31. Мальва
32. Ромашка
33. Флокс
34. Нарцисс
35. Тюльпан
36. Люпин

 Кроме того, потребуются следующие 8 отдельных табличек с неполными списками тех же растений (без указания номеров таблиц).

Огурец

Арбуз
Астра
Горох
Капуста
Крокус
Лимон
Люпин
Малина
Мальва
Нарцисс
Пион
Ромашка
Салат
Сирень
Флокс
Яблоня

Дыня

Арбуз
Бобы
Горох
Ирис
Крокус
Ландыш
Люпин
Малина
Мальва
Репа
Ромашка
Сирень
Слива
Тюльпан
Укроп
Флокс

Томат

Арбуз
Астра
Горох
Жасмин
Крокус
Лимон
Люпин
Малина
Мальва
Нарцисс
Пион
Роза
Ромашка
Тюльпан
Укроп
Фасоль

 

Чеснок

Груша
Жасмин
Ирис
Крокус
Ландыш
Лимон
Люпин
Малина
Мальва
Нарцисс
Пион
Репа
Салат
Сирень
Слива
Тюльпан
Флокс

Перец

Арбуз
Астра
Бобы
Груша
Капуста
Крокус
Ландыш
Лимон
Люпин
Мак
Мальва
Нарцисс
Ромашка
Салат
Тюльпан
Укроп
Флокс

 

Шиповник

Арбуз
Бобы
Горох
Груша
Ирис
Лимон
Люпин
Малина
Мальва
Нарцисс
Пион
Репа
Ромашка
Слива
Тюльпан
Фасоль
Флокс
Яблоня

Свекла

Бобы
Горох
Жасмин
Капуста
Крокус
Лимон
Люпин
Мальва
Нарцисс
Пион
Роза
Ромашка
Слива
Тюльпан
Укроп
Фасоль
Флокс
Яблоня

Василек

Арбуз
Бобы
Груша
Капуста
Крокус
Люпин
Мак
Малина
Нарцисс
Пион
Репа
Ромашка
Салат
Сирень
Слива
Тюльпан
Флокс
Яблоня

 Первой буквой первого названия в каждой табличке закодирован номер таблички: «Огурец» = «О» = «один», «Дыня» = «Д» = «два», «Василек» = «В» = «восемь» и т.д. Сумма номеров таблиц, в которых встречается то или иное растение, равна его номеру в полном списке.
Предложите кому-либо из участников игры выбрать одно растение из полного списка, не называя его, и указать, в каких табличках встречается название этого растения. Таблицы, в которых нет названия этого растения, следует сразу отложить в сторону. Найдя сумму номеров таблиц, в которых растение встречается, легко определить загаданное растение.

Пример. Участник загадал растение «Малина». Сумма номеров таблиц, в которых встречается это название, равна 1+2+3+4+6+8=24. Под номером 24 в полном списке находится слово «Малина».

Кроссворд «Овощи и технологии их выращивания»

Кроссворд «Овощи и технологии их выращивания»

По горизонтали: 2. Двулетний корнеплод с большим количеством каротина, для хорошего развития которого не требуется пикировки. 3. Однолетнее растение, относящееся к зеленным. В теплице выращивается как дополнительная культура. 6. Однолетнее растение, предпочитающее свежий, но теплый воздух. Занимает большую часть теплицы в ее кругообороте. Современный метод выращивания этой культуры – гидропоника. 7. Двулетнее растение короткого дня с плодами, содержащими большое количество витамина С. Выращивается рассадным способом. 9. Однолетняя овощная культура, выращиваемая рассадным способом. Ранней осенью хорошо растет даже при низких положительных температурах. Требует большой площади питания и высокой влажности почвы. 10. Однолетнее пряное растение, рядом с которым плохо растут морковь, томат. 12. Овощная бобовая культура, не только не требующая дополнительного внесения азота, но и обогащающая им почву, так что на следующий год при выращивании других культур азот можно не вносить. Выращивается в средней полосе повсеместно в открытом грунте. 13. Овощная культура, для выращивания которой требуются свежий навоз, много солнца, теплая почва и теплая вода для полива. Не переносит сквозняков. 14. Теплолюбивое растение, которое выращивают в средней полосе в открытом грунте. Не требует внесения дополнительного количества азота в почву. 16.. Зеленная культура с пряным вкусом и ароматом. 17.. Однолетняя овощная культура, которая выращивается ради видоизмененного подземного побега. Дает большие урожаи в средней полосе на песчаных почвах на солнце, но плохо растет в южных регионах России. 19.. Двулетнее овощное растение, которое выращивается как зеленное растение и как корнеплод. 20. Двулетнее растение с длинным периодом прорастания, относящееся к зеленным и пряным культурам. Образует корнеплод. 21. Двулетнее растение, образующее корнеплод. Одно семя дает четыре сеянца.

По вертикали: 1. Внесение удобрений в течение всего периода вегетации культурных растений. 2. Укрытие поверхности почвы различными материалами – пленкой, торфом, сорванными сорняками – с целью уменьшения испарения влаги. Не рекомендуется использовать в северных регионах. 4. Для семян используют посев, а технология, используемая для растений – ... 5.. Пересадка сеянцев с целью увеличения их площади питания. 8. Овощная культура, при выращивании которой часто применяют выгонку. 11. Технология ухода за овощными культурами, которую необходимо проводить регулярно в сухую жаркую погоду. 18. Сооружение защищенного грунта. 20. Внесение семян в почву с целью их проращивания.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru