Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №7/2002

Я ИДУ НА УРОК

О.С. БЕЛОУСОВА,
учитель биологии Бубновской школы
Корочанского р-на Белгородской обл.

КВН «Пернатые»

В игре принимают участие ученики 6–8-х классов. Игру можно провести во время Недели биологии, приурочить ко Дню птиц или же просто организовать весенний праздник.
Чтобы КВН удался, необходима тщательная подготовка, которая начинается примерно за месяц. В каждой команде выбирается капитан, который получает задание для команды и организует его выполнение. В подготовке КВН принимают участие учитель биологии и учащиеся старших классов. К игре ребята должны выполнить следующие задания:

– придумать название команды, эмблему, девиз, приветствие команде соперников и жюри;
– выпустить газету, посвященную птицам;
– подготовить три вопроса о птицах и свои варианты ответов;
– выполнить домашнее задание «Сохраните птиц!»: составить устное письмо-обращение в защиту птиц (особенно редких) и инсценировать его;
– изучить (восьмиклассникам – повторить) строение и физиологию птиц, их происхождение и классификацию, научиться определять птиц по внешнему виду и по голосу.

В качестве ведущего выступает ученик 10–11-го класса или учитель биологии. В жюри также могут быть ученики старших классов. Каждому члену жюри выдается заранее подготовленный протокол.
Зал, в котором проходит праздник, украшается скворечниками и синичниками, плакатами, газетами и картинами, изготовленными командами и болельщиками. За каждый экспонат команда получает по 3 дополнительных балла.

Подобные командные соревнования вызывают огромные оживление и интерес у ребят, актуализируют их знания. Учащиеся могут проявить себя в игре очень разносторонне: кто-то блеснет эрудицией, кто-то артистизмом, а кто-то откроет в себе такие способности, которые не проявляются в обычной учебной деятельности. Подготовка КВН сплачивает ребят, учит действовать сообща и в то же время состязаться умом и находчивостью друг с другом. И, естественно, подобные мероприятия расширяют кругозор школьников, стимулируют возникновение устойчивого интереса к предмету, бережного отношения ко всему живому на планете.

Ведущий. Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на наш КВН: зрителей, болельщиков, жюри и, конечно же, команды. Сегодняшняя игра посвящена пернатым, ведь без птичьего щебета скучен был бы мир. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловья. А сколько вредителей уничтожают птицы! Поэтому нашу встречу мы посвящаем им.

Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами! Итак, мы начинаем КВН! (Далее ведущий перед каждым конкурсом объявляет условия его проведения.)

Представление команд

Команды по очереди выходят на сцену и представляют свое название, девиз, эмблему, приветствуют команду соперников и жюри.
Максимальная оценка за представление команд – 5 баллов.

Первый конкурс. Разминка «Узнай загадку»

Команды получают листы с недописанными загадками. Их задача – восстановить пропущенные слова в загадке и отгадать ее. За каждую загадку (правильно дописанную и отгаданную) команда получает по 2 балла. За весь конкурс команда может получить максимальную оценку 10 баллов. Время – 5 мин.

Загадки для первой команды (количество звездочек соответствует количеству пропущенных слов).

1. В * *, а из болота не идет. («Болоте плачет», кулик.)
2. Без рук, без * * избенка. («Топоренка построена», гнездо.)
3. На шесте дворец, * * *. («Во дворце певец», скворец.)
4. Не *, не плотник, а первый в лесу работник. («Дровосек», дятел.)
5. Он серенький на вид, но * знаменит. («Пеньем», соловей.)

Загадки для второй команды

1. В воде купался, а * *. («Сухим остался», гусь.)
2. * *, сзади вильце, на груди белое полотенце. («Спереди шильце», ласточка.)
3. Не ездок, а * *, не сторож, а всех будит. («Со шпорами», петух.)
4. Днем спит, * * и прохожих пугает. («Ночью летает», сова.)
5. Весной за * *, а под зиму с криком уходит. («Пахарем ходит», грач.)

Второй конкурс. «Угадай птицу»

Команды должны угадать птицу по отрывку из художественного произведения. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

Задание первой команде

«В таком возрасте у птенцов необыкновенно добродушный вид. Еще не выросли тонкие ушки-рожки, как у взрослых, и вместо них над глазами, как шишки, два коротеньких пучка пуха. И вся голова в густом пуху, таком мягком и нежном, что ладонь не чувствует его прикосновения. В хвосте и крыльях уже настоящие полетные перья, а на боках, на груди такой же пушистый полупух-полуперо. Головастый птенец в темной пуховой маске похож на простодушного гномика, заблудившегося в ночном лесу и не попавшего к своим. Не найдя ход под землю, кряхтя, взобрался он на дерево, чтобы там отсидеться до вечера, и притих, нахлобучив парик-невидимку. Не птица сидит на ветке, а один парик. Под париком короткий, круто загнутый клюв и пара ярких глаз. Кажется, что такие яркие глаза должны светиться в темноте. Но не светятся в ночи эти глаза ни своим, ни отраженным светом. Ночью яркая радужка растягивается в узенькое кольцо, и почти весь глаз занимает огромный черный зрачок. Днем зрачок чуть больше просяного зерна, а глаз, как желтый фонарь». (Ушастая сова.)

Задание второй команде

«И в те мгновения, когда вот-вот исчезнет граница между зубчатой стеной леса и потемневшим небом, то ли из болотного туманчика, то ли из пустеющего мрака неожиданно возникает черный силуэт беззвучно летящей птицы с узким длинным хвостом, острыми крыльями, имеющими по белому пятну на концах. Полет черной птицы необыкновенно изящен. Ударив крылом о крыло, будто хлопнув в ладоши, и сделав красивый вираж, она опускается на нижнюю ветку сосны и сливается с ней. Через мгновение оттуда раздается негромкая, но отчетливо слышная на всей поляне рокочущая трель. Это даже не трель, а какое-то переливчатое мурлыканье, лягушачье урчание. На одном выдохе оно тянется двадцать, тридцать секунд, минуту, полторы... Мгновенная пауза – и новая трель, продолжительнее первой, которая опять обрывается внезапно, как и началось... Так исполняет свою сумеречную песню таинственная птица...
Днем только случай позволит увидеть где-нибудь неподалеку от этой полянки внезапно вспорхнувшую с земли или с ветки темную птицу, которая, несколько раз взмахнув крыльями, исчезает среди деревьев или, наоборот, опустившись на ветку рядом, превращается в ее сухой обломок, покрытый тусклыми лишаями. Не птица, а сучок сучком. Подойти к такому сучку можно, не прячась, так близко, что станет виден частый птичий пульс. Только вечерние сумерки снимают с птицы неведомое и вечное заклятие, а новый рассвет опять превращает ее в лесное изваяние, и до вечера она не может пошевелиться по своей воле». (Козодой.)

(Отрывки взяты из книги Семаго Л.Л. Золотая флейта: Рассказы натуралиста. – М.: Мол. гвардия, 1990.)

Третий конкурс. «Чей голос?»

Каждой команде предлагается прослушать записи птичьих голосов. Например иволги, зарянки, дрозда, зяблика, жаворонка – каждой команде по 5 записей (одинаковых или разных). За каждую правильно отгаданную по голосу птицу команда получает 1 балл.

Четвертый конкурс. «Птичий сканворд».

Каждой команде предлагается за 10 минут разгадать как можно больше слов из сканворда. Слова в нем «ломаются» в горизонтальном и вертикальном направлениях. В скобках возле задания указано количество букв в слове-отгадке. Отгаданное слово нужно найти в сканворде и зачеркнуть. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл, максимальное количество баллов за сканворд – 20.

Задания

1. Странствующий ... (6 букв). 2. Птенец этой птицы имеет на крыльях по два пальца с когтями (6 букв). 3. «Лесная флейта» (6 букв). 4. Птица отряда куриных (6 букв). 5. Певчая птица, в песне которой можно насчитать до 40 колен (7 букв). 6. «Всяк ... хвалит свое болото» (5 букв). 7. Попугай (3 буквы). 8. Крупный южноамерикан–ский лесной орел, питается обезъянами (6 букв). 9. «Вестник весны» (7 букв). 10. Красивая воробьиная птица, зимой собирается в стайки и кочует в поисках корма (7 букв). 11. Крупная красивая водоплавающая птица (6 букв). 12. Эта птица полностью уничтожена человеком – бескрылая ... (7 букв). 13. Птица, изображенная на картине А.Саврасова (4 буквы). 14. Венценосный ... (7 букв). 15. Самая крупная из наших сов (5 букв). 16. У этой тропической птицы клюв по длине равен туловищу (5 букв). 17. Одна из самых быстро летающих птиц (5 букв). 18. «Индийский скворец» (5 букв). 19. У этой птицы на ноге всего 2 пальца (6 букв). 20. Черный дятел (5 букв).

Ответы

1. Голубь. 2. Гоацин. 3. Иволга. 4. Рябчик. 5. Соловей. 6. Кулик. 7. Ара. 8. Гарпия. 9. Скворец. 10. Снегирь. 11. Лебедь. 12. Гагарка. 13. Грач. 14. Журавль. 15. Филин. 16. Тукан. 17. Стриж. 18. Майна. 19. Страус. 20. Желна.

Пока команды выполняют задание, болельщики зарабатывают командам дополнительные очки: называют песни, стихи, сказки, в которых упоминаются птицы.

Пятый конкурс. «Конкурс капитанов»

Капитанам команд предлагается кубик, на каждой грани которого указан номер, написана загадка и отгадка на предыдущую загадку. Необходимо угадать загадки и восстановить их последовательность, пользуясь кубиком. Для этого на листе бумаги записывают слово-отгадку с одной из граней кубика, читают на той же грани загадку, ищут ответ на других гранях кубика, записывают его, читают на грани с ответом следующую загадку и т.д. Выигрывает и получает 2 балла капитан, который быстрее выполнит задание.

Загадки для капитана первой команды
  • 1-я грань кубика. Сорока.
    Крылатый, горластый, красные ласты.

  • 2-я грань. Сова.
    Всех я за день навещу, все, что знаю, растрещу.

  • 3-я грань. Гусь.
    В синем небе голосок, будто крохотный звонок.

  • 4-я грань. Петух.
    Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.

  • 5-я грань. Ласточка.
    Хвост серпом, голова с гребешком.

  • 6-я грань. Жаворонок.
    Желанный гость с далекого края под окном живет.

(Последовательность ответов: гусь, сорока, жаворонок, сова, петух, ласточка.)

Загадки для капитана второй команды
  • 1-я грань. Сорока.
    Пестрая крякуша ловит лягушек.

  • 2-я грань. Цапля.
    Птица сверху прилетает и цыплят с собой хватает.

  • 3-я грань. Цыпленок.
    Вертится, стрекочет весь день хлопочет.

  • 4-я грань. Филин.
    Ходят по озеру клещи, ищут съедобные вещи.

  • 5-я грань. Утка.
    Днем сидит он, как слепой, а лишь вечер – за разбой.

  • 6-я грань. Ястреб.
    Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки.

(Последовательность ответов: утка, ястреб, сорока, цапля, филин, цыпленок.)

Шестой конкурс. «Блиц-эрудиты»

Ведущий в быстром темпе зачитывает вопросы, команда отвечает. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для первой команды

1. Клюв птицы состоит из двух частей – ... (Надклювье и подклювье.)
2. Размах крыльев у этих птиц достигает 3 м 20 см, а у одной, пойманной в 1965 г., составлял 3 м 63 см. (Гигантский альбатрос.)
3. Кожа птицы покрыта ... (Перьями.)
4. Птенцы какой птицы не знают матери? (Кукушки.)
5. Большинство птиц может поворачивать голову на ... (180°.)
6. Самая маленькие в мире птица ... (Колибри.)
7. Грудина у птицы имеет снизу высокий гребень, который называется ... (Киль.)
8. Какая птица «поет» хвостом ... (Бекас.)
9. У некоторых птиц в начале пищевода имеется расширение – ... (Зоб.)
10. Название этой утки такое же, как и фамилия писателя ... (Гоголь.)
11. В процессе дыхания у птиц участвуют ... (Легкие и воздушные мешки.)
12. Птица, не садящаяся ни на землю, ни на ветки, ни на воду ... (Стриж.)
13. Сердце в покое у голубя сокращается 165 раз в минуту, а в полете ... (400 раз в минуту.)
14. Название этих птиц сходно с названиями растений. (Рябчик, подорожник.)
15. Это чувство у птиц развито сильнее остальных. (Зрение.)
16. Эта ночная птица не вьет гнезда. (Козодой.)
17. Птица, которая переносит птенцов в лапах. (Вальдшнеп.)

Вопросы для второй команды

1. Передние конечности птиц – это ... (Крылья.)
2. Птицы, вынашивающие яйца на лапах. (Пингвины.)
3. Под контурными перьями расположены ... (Пуховые.)
4. Какая наша птица может двигаться по стволу дерева и вверх и вниз головой? (Поползень.)
5. Совы могут поворачивать голову на ... (270°).
6. Гнезда какой птицы употребляют в пищу? (Стрижа саланганы.)
7. Часть нижней конечности, характерная только для птиц. (Цевка.)
8. Эти птицы делают запасы, накалывая добычу на колючки кустарников. (Сорокопуты.)
9. Пища у птиц перетирается в этом отделе желудка. (Мускульном.)
10. В покое у голубя происходит 26 дыхательных актов в минуту, а в полете ... (400.)
11. Эти птицы кочевали огромными стаями – более миллиарда особей. (Странствующий голубь.)
12. Название этой птицы сходно с названием танца. (Чечетка.)
13. Отряд птиц, содержащий наибольшее число видов. (Воробьиные – 5100 видов, а всего птиц – около 8000 видов.)
14. Яйца, откладываемые птицами на голые скалы, имеют форму ... (Грушевидную.)
15. Птенцы какой птицы «шипят» из дупла, как змеи? (Вертишейки.)
16. Яйца дуплогнездников обычно имеют ... цвет. (Белый.)
17. У этих птиц птенцы появляются на свет чаще всего в конце зимы. (Клесты.)

Седьмой конкурс. «Для болельщиков»

На сцену выходят по одному болельщику от каждой команды. Они становятся на одинаковом расстоянии от жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и их значении для человека, каждый раз делая шаг вперед. Побеждает тот, кто первым дойдет до жюри. Он зарабатывает команде дополнительные баллы.

Восьмой конкурс. «Вопросы и ответы»

Команды по очереди задают друг другу приготовленные заранее вопросы и дают свои варианты ответов. Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.

Девятый конкурс. Домашнее задание «Сохраните птиц!»

Команды инсценируют обращение в защиту птиц. Максимальная оценка – 5 баллов.

По окончании игры жюри подводит итоги, поздравляет команды, награждает победителей и активных болельщиков.

Рейтинг@Mail.ru