Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №6/2002

Н.В. КНЯЗЕВА

Мифические кони

Южное созвездие Центавра – небесное воплощение Хирона

Южное созвездие Центавра – небесное воплощение Хирона

Наступивший 2002 г. по восточному календарю – год Лошади. Нетрудно заглянуть в энциклопедию и выяснить место лошади в системе органического мира: тип Хордовые, класс Млекопитающие, отряд Непарнокопытные, семейство Лошадиные, род Настоящие лошади. К этому же роду относятся квагга, горная зебра, кулан и тарпан, а также другие реально существующие их родственники. Однако гораздо интереснее вспомнить о многочисленных сказочных родственниках лошадей, выдуманных человеком за долгие тысячелетия жизни рядом с этими замечательными животными. Лошадь была одомашнена около 5 тыс. лет назад и с тех пор была верным спутником и помощником человека. Это нашло отражение в многочисленных мифах, сказаниях и былинах, героем которых является лошадь.

Еще за 18 веков до нашей эры месопотамские касситы ставили на границах своей империи огромные каменные изваяния крылатых существ с двумя лицами – человеческим, глядящим вперед, и драконьим, обращенным назад. Эти лица символизируют двойственную природу животного: в целом конь положительное и мудрое существо, но в то же время он склонен к буйным и непредсказуемым вспышкам.
Вообще, символы, связанные с конем, очень разнообразны и противоречивы. Он выступает как боевой товарищ и помощник героя, дает мудрые советы, предсказывает будущее. Реже образ коня связан с темными силами. Кони летают по небу, перепрыгивают через горы, несут солнечные колесницы, помогают строить города богов, как, например конь Свадильфари, строивший легендарный Асград – город богов у скандинавов.

Часто мифические кони имеют довольно странную внешность. Так, конь Одина Слейпнир (Скользящий) имеет восемь ног, Пегас – крылат, водяные демоны древних славян имеют руки, а кентавры и вовсе полукони-полулюди. И все они заслуживают отдельного рассказа.

ПегасПегас – пожалуй, самый знаменитый из волшебных коней – появился на свет из капель крови Медузы Горгоны, убитой Персеем. Пегас вознесся на Олимп и доставляет там громы и молнии Зевсу. Ударом копыта Пегас выбил на горе Геликон чудесный источник Гиппокрену (лошадиный источник), вода которого дарует поэтам вдохновение.

Пегас
Минерва с кентавромМинерва с кентавром

Кентавры лучше всего отражают двойственные представления о природе лошади. Образ кентавров, видимо, возник в Вавилоне во II тысячелетии до н.э. Позднее кентавры становятся популярными мифическими героями в Древней Греции. Греческий кентавр – практически человек, но его поведение ужасно меняется под воздействием вина. Большинство кентавров отличаются грубым нравом и невоздержанностью. Эти обитатели гор и лесных чащоб враждебны людям и противопоставляются героям. Но среди них есть и такие существа, как Хирон и Фол – воплощение мудрости и благопристойности, наставники героев. Древние греки даже поместили кентавров на небо: это всем известный зодиакальный Стрелец (небесное воплощение кентавра Кротоса, дикого и жестокого) и южное созвездие Центавра (небесное воплощение мудрого Хирона).

Слейпнир – восьминогий конь ОдинаКонь Одина Слейпнир является одновременно и огромным ясенем, объединяющим небесный, земной и подземный миры. Так что в данном случае образ коня связан с мирозданием в целом.

Слейпнир – восьминогий конь Одина

Что касается двуруких лошадиных демонов, то они пугали не только древних славян. Подобные им мифические существа были и у шотландцев. Коварные водяные духи, принявшие вид лошади, мирно паслись у воды и покорно подставляли спину путнику, с тем чтобы увлечь его на дно. Даже верные кони могут приносить своим хозяевам несчастья. Достаточно вспомнить Вещего Олега, принявшего смерть от своего коня, или растоптанного собственными конями Ипполита – сына Тессея. Что уж говорить о конях-людоедах греческого царя Диомеда, пожиравших мясо пленных, или о наводящей ужас на восточных славян Дикой Охоте – скачущих на ночных конях мертвецах. А четверка коней Апокалипсиса символизирует конец света: белый конь – чума, рыжий – война, вороной – голод и бледный конь – смерть, а за ними идет ад.

При этом многие народы обожествляют коней, посвящая им алтари и храмы. На конях гадали, приносили их в жертву. Древние греки даже следы конских копыт считали знаками, дарующими благодать (отсюда и обычай вывешивать над дверями подковы). Наши предки – славяне – при строительстве дома под «красным углом» закапывали конский череп, чтобы уберечь жилище от злых сил. Для того же делали и коньки на крышах изб. У древних пруссов был культ коней, они пили кумыс и считали его священным напитком. В древнеиндийской мифологии описан сложный ритуал жертвоприношения коня, совершив который, можно было считать себя царем Вселенной.

Славяне перед ответственными событиями гадали по коню: белого коня подводили к трем рядам положенных на землю копий и внимательно следили, какой ногой он перешагнет их. Если правой, то все будет хорошо, если левой – возможна неудача, а уж если не дай бог споткнется...

Кентавр Хирон

Кентавр Хирон

Уже зная о двойственности образа коня, мы не удивляемся, обнаружив, что лошадиные зубы и гривы являются знаками дьявола. А Троянский конь, построенный по совету Одиссея, стал символом коварства. Доверчивые троянцы ввели в город якобы брошенного ахейцами коня, чтобы посвятить его Афине. Ночью греки выбрались из чрева коня, открыли ворота – и Троя пала. Между прочим, и сам Одиссей закончил свой земной путь в облике коня, превращенный в него на склоне лет волшебницей Гальс.

Белый конь с давних пор символизировал войну, победу и доблесть полководца. На белом коне бился со змеем Георгий Победоносец. И на белом же коне по имени Калки должен выехать для битвы со злом один из высших богов Индии – Вишну.

Коней помещали на свои гербы властители и на торговые знаки — знаменитые фирмы, такие как «Феррари» и «Порше». А мы до сих пор подбираем на счастье теперь уже редко попадающиеся подковы. Мы любуемся на этих прекрасных животных и надеемся, что год Лошади принесет нам только удачу.

 

Рейтинг@Mail.ru