Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №2/2002

ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

Научный руководитель
А.М. ШЕВЧЕНКО

Влияние МКАД на деревья

Влияние МКАД на хвойные древесные растения

Целью нашей работы было показать влияние загрязнения воздуха, вызываемого автомобилями на Московской кольцевой автомобильной дороге  (МКАД) на хвойные деревья – сосны и ели.
Характерные темные верхушечные некрозы хвои являются удобным параметром для биоиндикации – они появляются сразу после образования хвоинок и их можно определять в течение всего года. Степень некроза можно оценивать по специальной шкале.
Контрольные пробы – шесть ветвей сосны и шесть ветвей ели – были взяты в Мытищинском лесничестве национального парка Лосиный остров. Затем пробы были взяты на участках на расстоянии 100, 200 и 300 м от МКАД. На каждом участке у взрослых деревьев из кроны вырезалось по одной ветви, которые и использовались для биоиндикации.
В непосредственной близости от МКАД елей было очень мало, они имели тонкий (приблизительно 10–15 см в диаметре) ствол и высоту 5–7 м. Сосны, находящиеся рядом с МКАД, имели диаметр ствола не более 20 см, а высоту – 10–15 м, их ветви располагались очень высоко и их было мало, они были тонкими и выглядели сухими.
Результаты исследований представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1
Рис. 1. Побеги сосны: А – контроль; Б – у дороги
Рис. 2
Рис. 2. Поражение сосен, растущих вблизи МКАД

Из них следует, что количество пораженных некрозом сосен уменьшается по мере удаления от МКАД. Чем дальше от дороги, тем реже встречаются сосны с тяжелыми степенями некрозов.
Ели сильнее, чем сосны, реагируют на присутствие рядом автомагистрали. По сравнению с соснами у них более высокий процент поражения некрозом.
Полученные результаты позволяют сделать общий вывод о том, что влияние МКАД на хвойные деревья очень велико и сказывается даже на расстоянии 300 м от дороги.

Влияние МКАД на лиственные древесные растения

Целью нашей работы было изучение влияния загрязнения воздуха, вызываемого автомобилями на Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД), на некоторые лиственные деревья – по видимым повреждениям листьев.
Пробы листьев были собраны в непосредственной близости от дороги и на расстоянии 200 м от нее. Контрольные пробы мы брали в окрестностях экоцентра.
Всего мы выявили 10 различных видов повреждений листьев: точечный некроз, хлороз, неравномерная плотность листа, мертвый край, мертвый кончик, межжилковый некроз, изменение формы листа, пятнистый некроз, асимметрия, измененная окраска листьев.

Рис. 3

Рис. 3. Побеги липы: А – контроль; Б – у дороги

Распределение этих повреждений у растений разных видов на различных участках показано на диаграммах (рис. 4–6), на которых цифры по оси абсцисс обозначают следующие признаки: 1 – точечный некроз; 2 – хлороз; 3 – неравномерная плотность листа; 4 – мертвый край; 5 – мертвый кончик; 6 – межжилковый некроз; 7 – изменение формы листа; 8 – пятнистый некроз; 9 – асимметрия; 10 – измененная окраска листа.

Рис. 4

Рис. 4. Липа мелколистная: А – контроль; Б – МКАД, у дороги; В – МКАД, 200 м
Рис. 5
Рис. 5. Клен остролистный: А – контроль; Б – МКАД, у дороги; В – МКАД, 200 м
Рис. 6
Рис. 6. Береза повислая: А – контроль; Б – МКАД, у дороги; В – МКАД, 200 м

Известно, что хлороз и деформация листьев связаны с действием этилена, а межжилковый и верхушечный некроз листьев, изменение окраски и хлороз – с действием двуокиси серы и окислов азота.

Из результатов нашей работы следует, что МКАД оказывает отрицательное влияние на растительный мир, которое сказывается даже на расстоянии более 300 м. Если МКАД и далее будет оказывать такое же пагубное влияние на лесное сообщество, то лес может погибнуть.

 

Рейтинг@Mail.ru