ПРИГЛАШАЕМ К ОБСУЖДЕНИЮ

 

Требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания образования

Проекты

Вашему вниманию предлагаются проекты «Требований к уровню подготовки выпускников» и «Обязательного минимума содержания образовательных программ» начального, основного и полного среднего образования, разработанные в соответствие с Планом мероприятий Правительства РФ по модернизации образования. Эти документы являются исходной, взаимно дополняющей друг друга основой создания государственных образовательных стандартов общего среднего образования, которое намечено завершить в этом году.

«Требования к качеству подготовки выпускников» устанавливают уровень подготовки выпускников, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение полноценного и качественного общего образования.

«Обязательный минимум содержания образования» задает перечень дидактических единиц содержания образования, которые подлежат обязательному изучению в начальной, основной и полной средней школе.

Эти документы определяют уровень и объем содержания образования, которые государство обязуется гарантированно предоставить обучающимся во исполнение их конституционного права на образование, т.е. описывают, образование какого уровня и объема должно быть предоставлено школьникам бесплатно.

При отборе содержания образования всегда противоборствуют две тенденции – консервативная и радикальная. С одной стороны, соображения преемственности и требования разумного консерватизма вынуждают нас корректировать содержание образования только по самым серьезным основаниям. Поэтому любая модернизация содержания школьного образования отправляется от существующего содержания и сохраняет его традиционное ядро. Подобный подход, сберегающий лучшие традиции отечественного образования и отвечающий категорическому императиву «не навреди!», принят и в настоящей работе.

Так, в проекте сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования – будь то высокие духовные стандарты гуманитарного образования или основополагающие конструкции научной картины мира в естественно-научном образовании. Более того, в проекте заложены предпосылки существенного углубления подобной ориентации за счет явно выраженной тенденции гуманитаризации содержания образования.

Однако происходящие сегодня существенные изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации и производства требуют адекватного отражения в содержании общего образования. На наших глазах происходит невиданное ускорение информационного взаимодействия людей, сближающее народы и континенты и обеспечивающее процессы глобализации. Для школы это означает необходимость значительного усиления коммуникативных компетенций, будь то традиционные аспекты языковых коммуникаций или более современные направления использования информационных технологий.

С этой целью в проекте существенно усилена филологическая подготовка школьников. В первую очередь это относится к освоению русского языка – и как родного, и как языка межнационального общения народов России – за счет изучения его на всех ступенях общего образования. Принципиальные изменения предложены по отношению к освоению иностранных языков: проект предусматривает изучение по крайней мере одного иностранного языка на всех ступенях школы.

Проект закладывает серьезные предпосылки информатизации школы посредством современной трактовки содержания обучения информационным технологиям, предусматривающей общий подход к изучению информационных процессов, реальное освоение доступной компьютерной и аудиовизуальной техники, их применение в процессе изучения школьных дисциплин. В этом смысле проект учитывает как общую тенденцию компьютеризации образования, так и конкретные планы и программы информатизации российской школы.

Наконец, усиление коммуникативных компетенций требует адекватной ориентации содержания гуманитарного образования: необходимо формировать социальные умения общения, связанные с осознанием многообразия позиций, готовностью выслушать и понять другую точку зрения и терпимостью, критическим анализом аргументов и т.п. Соответствующие аспекты заложены в содержание обучения гуманитарным дисциплинам, и в первую очередь обществоведению.

Сущностные изменения в социально-политическом и экономическом устройстве страны, произошедшие в России за последние десять лет, потребовали серьезной коррекции содержания гуманитарных дисциплин. Проект закрепляет такие общепринятые сегодня положения, как отказ от навязывания идеологических доктрин при рассмотрении гуманитарных проблем и анализе социально-экономических явлений и процессов. Это достигается, в частности, посредством снятия идеологических оценочных клише, представлением различных, зачастую противоборствующих, позиций. Тем самым для учащихся создаются возможности самостоятельного суждения и осознанного выбора точки зрения.

В блоке социально-экономических дисциплин значительно усилены вопросы правового и экономического образования. В частности, на старшей ступени предусмотрено систематическое изучение вопросов экономики. Экономический аспект подчеркнут и в содержании технологического образования.

Необходимость коррекции содержания образования вызывается не только внешними причинами. В неменьшей степени она продиктована соображениями, связанными с внутренними проблемами самой системы общего образования.

Так, отказ от осуществления всеобщего среднего образования порождает проблему, вытекающую из линейной конструкции многих курсов, которые начинаются на основной и продолжаются на старшей ступени школы. В результате те учащиеся, которые завершают общее образование в основной школе, не получают целостного образования. Поэтому переход к концентрической системе изложения, реализованный в проекте, является вынужденной мерой, обеспечивающей полноценный характер базового образования.

Значительно более серьезной проблемой школы является перегрузка содержания образования. Эта проблема обязана своим происхождением предшествующей реформе 60-х гг., проводившейся под лозунгом «приближения содержания школьного образования к уровню современной науки». К сожалению, реализация реформы проходила со значительными издержками, связанными с перенасыщением школьных предметов чрезмерным объемом научного содержания, не доступного для большинства детей.

Педагоги старшего поколения помнят бурную реакцию общества конца 70-х гг. на неутешительные итоги этой реформы в области математики. Отделение математики АН СССР тогда отвергло демагогические доводы, апеллировавшие к необходимости «повышения научного уровня школьной математики», и заняло принципиальную позицию в интересах детей, что позволило существенно разгрузить школьные программы по математике. Этот пример, однако, не оказался заразительным. Не случайно поэтому важнейшим лозунгом реформы 1984 г. стало требование «разгрузки содержания образования от чрезмерно усложненного и второстепенного материала». Однако по многим причинам эта реформа оказалась в значительной степени нереализованной.

Избыточный объем школьных программ далеко не пустяк. Поговорите с учителями любого предмета, и они вам скажут – чтобы выполнить программу, фактически на каждом уроке надо вводить новые понятия, объяснять новые факты, доказывать новые теоремы, запоминать новые правила и т.д. Детям некогда обдумать новый материал, некогда потренироваться в его практическом усвоении, некогда рефлексировать и переживать, некогда решать интересные творческие задачи. Школа превратилась в конвейер знаний, который движется с чрезмерно большой и непосильной для большинства учащихся скоростью, что приводит к стрессовым перегрузкам и возникновению негативных психологических комплексов у добросовестных школьников. Подавляющее же большинство школьников вынуждено игнорировать заметную часть учебного материала, что порождает лавину лжи и обмана как со стороны учащихся, так и со стороны учителей.

Между тем в отечественной педагогике в работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера и М.Н.Скаткина давно сформирована прогрессивная концепция содержания образования, утверждающая необходимость освоения школьниками, помимо знаний, умений и ценностных ориентаций, еще и опыта эмоциональной и творческой деятельности. Но чтобы реализовать эти идеи, необходимо преодолеть односторонний «знаниевый» подход и потеснить знания в пользу других компонентов содержания образования.

В пользу этого говорят и традиции отечественной школы, девизом которой вплоть до последнего сорокалетия было правило «лучше меньше, да лучше». Об этом свидетельствует опыт зарубежной школы, предоставляющей учащимся основной (непрофилированной) школы значительно больше «воздуха», чем обеспечивается развитие детей, а не формальное усвоение большого объема знаний.

Поэтому разгрузка содержания образования необходима прежде всего для восстановления педагогически и психологически обоснованной структуры содержания образования. Надо ли объяснять, что только реализация этого подхода способна обеспечить такие направления образования, как нравственное воспитание школьников, реализация развивающего обучения, прикладная и практическая ориентацию обучения, осознанное и качественное усвоение знаний, формирование интересов и предпочтений!

С этой целью в проекте осуществлена достаточно серьезная разгрузка обязательного содержания путем исключения ряда вопросов, не имеющих общеобразовательного значения. Тем самым создаются условия для повышения качества образования за счет высвобождения учебного времени для отработки учебных и практических умений, освоения опыта эмоциональной и творческой деятельности.

Другоe направление разгрузки относится к тому материалу, который, не обладая общеобразовательной ценностью, оказывается полезным или даже необходимым для продолжения образования по данному предмету в высшей школе. Как правило, именно этот «технический» материал и является недоступным для тех детей, сфера интересов которых находится за пределами данного предмета.

С целью решения возникающей таким образом проблемы в проекте реализована двухуровневая структура содержания образования на старшей ступени школы, обеспечивающая возможность изучения интересующих старшеклассника предметов на углубленном – профильном– уровне. Именно в профилированную старшую ступень проект переносит «техническое» содержание предметов. Подобная дифференциация обучения на старшей ступени, с одной стороны, освобождает учащихся от изучения ненужных для них специальных вопросов. С другой стороны, она же создает возможности и условия для существенного повышения качества образования по профилю по сравнению с сегодняшней школой, на необходимости чего настаивают представители вузов.

Наконец, проект предусматривает некоторую дифференциацию содержания образования с точки зрения требований к его усвоению посредством явного выделения учебного материала, подлежащего обязательному изучению, но не обязательному усвоению. Думается, однако, что в указанном направлении деятельностной разгрузки сделан лишь первый, далеко не достаточный шаг. Однако подлинное обеспечение такой разгрузки возможно лишь на основе четко определенных операциональных критериев успешности усвоения содержания образования, прямо выходящих на процедуры оценки и аттестации, и разработки механизма трансляции этих критериев школьникам. Проект предусматривает создание таких критериев и осуществление на этой основе соответствующей коррекции «Требований...» и особенно «Обязательного минимума...», что должно стать ближайшим направлением работы авторского коллектива в этом году.

Авторы рассматривают настоящий проект как предварительный, который будет неоднократно уточняться и совершенствоваться.

Важнейшим этапом этой процедуры должно стать общественное обсуждение предлагаемого содержания образования в российской школе. Широкая публикация проекта преследует цель инициировать такое обсуждение. При этом недостаточно ограничиться дискуссиями исключительно внутри профессионального сообщества, ибо содержание проекта выходит за границы собственно педагогических задач. «Рамочные» ограничения образовательных стандартов призваны стать полем просвещенного консенсуса, достигнутого не только представителями разных областей образования, науки и культуры, но и общества в целом.

Общественное обсуждение проекта будет организовано в федеральных округах и регионах в ближайшие несколько месяцев. Мы рассчитываем на помощь и участие коллег, на конструктивную и содержательную критику, которая призвана стать существенным элементом в реализации итеративного подхода. Мы планируем также получить официальные заключения государственных учреждений, научных организаций и вузов страны. Окончательная коррекция проекта будет осуществлена с учетом хода и итогов обсуждений и результатов разработки критериев успешности усвоения содержания образования.

Просьба замечания и предложения направлять по адресу:

Москва, 101856, Чистопрудный б-р, 6, Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ или по электронной почте по адресу: www.firsov@online.ru.

В.В. ФИРСОВ

Требования к уровню подготовки выпускников по биологии и ОБЖ

Данный проект публикуется для организации общественного обсуждения, к которому приглашаются педагоги, ученые, родители.
Замечания и предложения позволят содержательно откорректировать предлагаемый проект.
В ходе обсуждения важно получить ответы на следующие вопросы.

1. Обеспечивает ли проект фундаментальный характер и практико-ориентированную направленность образования?

2. Отвечает ли данное содержание общего образования современным потребностям личности, общества и государства? В какой степени освоение представленного содержания общего образования необходимо для каждого выпускника начальной, основной и полной средней школы?

3. Достаточна ли разгрузка содержания образования? Оправдано ли исключение некоторых вопросов содержания и переноса определенной части содержания в профильное обучение?

4. Как вы предполагаете, реально ли выполнение указанных требований учащимися? Какой объем учебного времени необходим для обеспечения отработки учебных и практических умений, освоения опыта эмоциональной и творческой деятельности?

Просьба замечания и предложения направлять по адресу:

Москва, 101856, Чистопрудный б-р, 6, Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ или по электронной почте: www.leohtieva@MTU-Net.ru

Общеобразовательный уровень

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение биологии должно предоставить учащимся возможность:

– ознакомиться с методологией биологического исследования, овладеть умениями проводить наблюдения за организмами и экосистемами, описывать, выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе;

– овладеть системой знаний о наиболее общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы: клеточном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном;

– познакомиться с фундаментальными открытиями в биологической науке, историей развития и становления современных представлений о живой природе;

– научиться обосновывать единство живой и неживой природы; родство живых организмов; меры профилактики наследственных заболеваний и ВИЧ-инфекции; необходимость охраны видов, экосистем, биосферы, сохранения равновесия в природе; соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Биология

Обязательный минимум содержания образования

Биологические методы изучения природы

Наблюдение, эксперимент, моделирование, формулирование гипотез, решение практических задач. Роль биологии в формировании научного мировоззрения

Уровни организации живой природы

Клеточный уровень. Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица живого. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества, их роль в клетке. Строение клетки. Ядро. Хромосомы. ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Матричное воспроизводство белков. Многообразие клеток. Вирусы. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез, его роль в природе.

Организменный уровень. Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Гены и признаки. Основная генетическая терминология и символика. Методы генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Закономерности изменчивости. Ненаследственная и наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на организм. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни, их профилактика. Основные методы селекции. Биотехнология, ее значение.

Популяционно-видовой уровень. История эволюционных идей. Эволюционное учение. Доказательства эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Результаты эволюции. Пути эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины биологического регресса. Сохранение многообразия видов как основа сохранения равновесия в биосфере. Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Происхождение человека.

Экосистемный уровень. Экологические факторы. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Динамика экосистем. Агроэкосистемы. Биосфера. Биомасса. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы.

Профильный уровень

 Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение биологии должно предоставить учащимся возможность:

– научиться моделировать, прогнозировать и оценивать изменения в экосистемах и биосфере; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; пользоваться генетической терминологией и символикой; составлять схемы скрещивания и решать генетические задачи;

– ознакомиться с исследовательскими методами биологических наук; цитологии (микроскопирование, центрифугировании, культуры клеток и тканей), генетики (гибридологический, генетический анализ, цитогенетический, близнецовый, биохимический, генеалогический), селекции (искусственный отбор, гибридизация, получение гетерозиса и полиплоидов, экспериментальный мутагенез), биотехнологии (гибридизация соматических клеток, выращивания клеток на питательных средах), экологии (моделирование, мониторинг);

– глубоко освоить знания о биологических системах (клетке, организме, популяции, виде, биогеоценозе, биосфере), присущих им закономерностях;

– овладеть фундаментальными биологическими теориями и законами и уметь их использовать для обоснования единства живой и неживой природы; родства различных таксонов и эволюции органического мира;

– освоить умение анализировать, критически осмысливать и использовать информацию о живых объектах, уверенно пользоваться биологической терминологией и символикой.

Обязательный минимум содержания образования

Биологические методы изучения природы

Наблюдение, эксперимент, математическое моделирование, формулирование гипотез, решение практических задач. Роль биологии в формировании научного мировоззрения. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Биологические системы

Клетка – биологическая система. Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории, ее основные положения. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира. Методы изучения клетки. Химическая организация клетки. Элементарный состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства. Строение и функции частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом. Многообразие клеток. Вирусы, их строение и функционирование.

Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Клеточный метаболизм, роль ферментов в нем. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. Клетка – генетическая единица живого. Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Организм – биологическая система. Организмы разных царств живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов – основа целостности организма. Прокариоты и эукариоты. Гетеротрофы (сапрофиты, паразиты) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения организмов. Оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы и чередование поколений.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Профилактика наследственных заболеваний у человека. Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления.

Популяция и вид – биологические системы. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Формы естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Результаты эволюции. Приспособленность к среде обитания. Способы видообразования. Пути и направления эволюции. Проблема сохранения биологического разнообразия. Проблема сущности жизни. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира на Земле. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы.

Биогеоценоз – биологическая система. Биогеоценоз. Биоценоз. Экосистема. Пространственная и видовая структура экосистем. Экологические факторы. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Пищевые связи в экосистеме. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Агроэкосистемы. Влияние деятельности человека на экосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере и живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы.

 Т.в. ИВАНОВА, Г.С. КАЛИНОВА,
А.А. КАМЕНСКИЙ, В.М. КОНСТАНТИНОВ,
В.С. КУЧМЕНКО, И.Н. ПОНОМАРЕВА,
В.И. СИВОГЛАЗОВ

Основы безопасности жизнедеятельности

Общеобразовательный уровень

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение основ безопасности жизнедеятельности должно предоставить учащимся возможность:

— предвидеть и по возможности предотвратить опасную ситуацию в повседневной жизни, в случае необходимости найти и реализовать выход из опасной ситуации с минимальным ущербом для себя и окружающей среды;

— понимать принципы, знать правила, владеть навыками защиты в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— иметь представления о задачах, структуре и деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в опасных ситуациях; иметь обобщенное представление о безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и мирового сообщества на этапе перехода цивилизации к устойчивому развитию; понимать необходимость комплексного решения современных проблем безопасности;

— быть подготовленным к гражданской и общественной жизнедеятельности: осознавать взаимосвязь личной безопасности с безопасностью общества, знать основы концепций безопасности России на этапе перехода к устойчивому развитию;

— понимать необходимость и проявлять готовность личного участия в защите Родины, иметь представление об основах обороны государства, знать основные положения о воинской обязанности граждан Российской Федерации;

— знать и обосновывать принципы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности, применять их с учетом индивидуальных особенностей, иметь представление о взаимосвязи духовного здоровья и безопасности жизни и жизнедеятельности;

— знать правила, владеть основными навыками и проявлять готовность к оказанию первой медицинской помощи, знать принципы предотвращения заболеваний и травм.

Обязательный минимум содержания образования

Понятие о безопасности человека. Опасные ситуации природного, техногенного и социального характера. Закономерности их появления, меры предотвращения, принципы защиты. Понятие о жизнедеятельности человека как источнике опасностей.

Безопасное поведение в повседневной жизни: в жилище, на улице, в транспорте, в общественных местах (в городе и в сельской местности), в природных условиях. Безопасность в процессе профессиональной деятельности.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи *. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в том числе в условиях гражданской обороны), международное гуманитарное право гражданского населения. Организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Действия граждан в условиях чрезвычайной ситуации. Профессии, связанные с обеспечением безопасности.

Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности. Осознание мировым сообществом глобальных угроз от жизнедеятельности человека, действия сообщества по защите окружающей среды и развитию. Прогнозные варианты будущего с позиций безопасности жизнедеятельности.

Пути обеспечения комплексной безопасности. Общий комплекс угроз от природы и от жизнедеятельности. Основные уровни безопасности: индивидуальный, национальный, глобальный. Безопасность жизнедеятельности как условие устойчивости жизни на Земле. Переход к устойчивому развитию – путь обеспечения комплексной безопасности. Необходимость компромиссов для решения общего комплекса проблем безопасности. Безопасность результатов профессиональной деятельности.

Национальная безопасность России. Особенности страны. Угрозы национальной безопасности России при переходе к устойчивому развитию. Основы Концепции национальной безопасности.

Основы обороны государства. Уроки отечественной истории: личная заинтересованность граждан в обороне государства. Патриотические традиции защитников России. Роль современных Вооруженных Сил России в системе национальной безопасности, основы их организации.

Воинская обязанность. Закон о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, физическим, психологическим и профессиональным качествам человека. Военные профессии, связи военных и гражданских специальностей, карьера офицера.

Современное понятие о здоровье. Здоровье физическое и духовное. Здоровье индивида и общества. Значение духовного здоровья для безопасности жизни и жизнедеятельности. Репродуктивное здоровье и его значение для человека и для национальной безопасности.

Здоровый образ жизни с учетом закономерностей физиологического, психического и социального развития человека. Здоровая семья как основа общества. Предотвращение заболеваний и травм, первая медицинская помощь при травмах, отравлениях, тепловом и солнечном ударах. Профессии, связанные с медициной.

 В.В. САПРОНОВ, Б.И. МИШИН, А.Т. СМИРНОВ


* Курсивом в тексте выделены дидактические единицы, подлежащие обязательному изучению, но не обязательному усвоению всеми учащимися.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru