Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №36/2001

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Т.С. СУХОВА

Продолжение. См. No 31, 32, 34, 35/2001

Человек

Планирование. Опорные схемы

Схема урока

Ведущие понятия

Моча.
Мочевина.
Искусственная почка – аппарат, способный очищать организм от шлаков, когда собственные почки на какое-то время (во время операции, при отравлении сулемой) выходят из строя.
Нефрит – воспаление почек с поражением в первую очередь почечных клубочков.
Пиелит – воспаление почечных лоханок.

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли отнести к органам выделения легкие и кожу? Дайте обоснованный ответ.
2. Почему присутствие в моче белка или сахара указывает на возможное заболевание почек?
3. Почему в холодную погоду количество мочи возрастает?
4. Какие условия отрицательно влияют на нормальную работу почек?
5. В чем, на ваш взгляд, принципиальное различие между экскретами и экскрементами?

Тема 7. Кожа

Планирование темы

Урок 1.

Строение и функции кожи

Содержание урока

1. Кожа – зеркало здоровья:
– упругая, гладкая кожа (здоровый организм);
– вялая, отечная, бледная (болезнь, возраст);
– кожа с желтушной окраской (при заболевании печени);
– отечная, с синюшной окраской (при нарушениях деятельности сердца);
– кожа с сероватой, землистой окраской (при желудочно-кишечных заболеваниях);
– аллергические реакции.
2. Кожа – пограничный орган, отделяющий организм от внешней среды:
– защита от повреждений и проникновения микробов;
– участие в теплорегуляции;
– выделительная и дыхательная функции;
– участие в осуществлении рефлексов, связанных с наличием в коже рецепторов (на 1 см2 кожи приходится 100–200 болевых, 12–15 холодовых, 1–2 тепловых и около 25 точек давления).
3. Строение кожи, взаимосвязь строения кожи с выполняемыми ею функциями:
– эпидермис;
– собственно кожа (дерма);
– подкожная жировая клетчатка;
– волосы и ногти – производные кожи;
– роль потовых и сальных желез; молочная железа – видоизмененная потовая железа.
4. Цвет кожи:
– зависимость цвета кожи от количества пигмента меланина;
– колебание количества меланина у разных рас и национальностей;
– различное количество меланина в коже блондинов и брюнетов;
– защитная функция меланина.
5. Особенности кожи лица, связь с мимическими мышцами.

Схема урока 1

Ведущие понятия

Эпидермис.
Дерма.
Подкожная жировая клетчатка.
Рецепторы.
Железы внешней секреции.
Меланин.
Функции кожи.
Взаимосвязь строения с выполняемой функцией.
Организм – единое целое.

Вопросы для обсуждения

1. Почему при большом потреблении воды происходит потеря солей из организма?
2. В чем заключается защитная функция кожи?
3. Действительно ли после бани «легче дышится»?
4. Можно ли специальными упражнениями «добиться» большей выразительности лица?
5. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. Почему?

Поисковые задачи (дополнительная информация)

Факты

Причины

Окраска кожного покрова у разных людей различается оттенком и цветом. После пребывания на солнце появляется загар.

Окраска кожного покрова определяется количеством красящего пигмента – меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается.

Худые люди быстрее замерзают, чем полные.

Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения.

Специальными упражнениями можно «добиться» большей выразительности лица.

Мимические мышцы придают лицу живость и выразительность, сокращаясь, они образуют складки кожи, определяющие выражение лица.

При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас волосы «встают дыбом».

У корня волоса есть крошечная мышца, сокращение которой поднимает волос. Это рудимент тех мышц, которые «топорщат» мех испуганного или переохладившегося животного. Человек в таких случаях покрывается «гусиной кожей».

Ногти на руках за неделю вырастают на 1 мм, на ногах в 4 раза медленнее. Летом они растут быстрее, чем зимой.

Рост ногтя происходит за счет деления клеток его корня и зависит от состояния организма, его возраста, профессии и других факторов.

После бани «легче дышится».

Кожа участвует в газообмене. Дыхание кожи составляет примерно 2% всего газообмена. Воздух проникает в полость трубки потовой железы.

От холодного воздуха наша кожа вначале краснеет, а при длительном охлаждении бледнеет.

Изменение цвета кожи обусловлено тем, что кровеносные сосуды под влиянием холода вначале несколько расширяются, а затем суживаются. Приток крови к поверхности тела уменьшается, и потеря тепла организмом снижается.

При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки.

Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. Вместе с потом выделяются ядовитые и лекарственные вещества, попавшие в организм. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован.

Урок 2.

Роль кожи в терморегуляции. Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях

Содержание урока

1. Постоянная температура тела и относительная независимость теплокровных от изменений температуры окружающей среды.
2. Энергетический обмен и теплообразование. Способы теплоотдачи. Значение потоотделения. Расход на парообразование.
3. Теплорегуляция – поддержание равновесия между количеством выработанного тепла в организме и отдачей его во внешнюю среду.
4. Нервно-гуморальная регуляция повышения или понижения выработки тепла и теплоотдачи.
5. Условия, способствующие теплорегуляции и затрудняющие ее (влажность воздуха, температура окружающей среды, гигиеническое состояние кожи, одежда).
6. Симптомы и первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Профилактика тепловых и солнечных ударов.
7. Первая помощь при ожогах и обморожениях.

Схема урока 2

Ведущие понятия

Теплоотдача.
Теплорегуляция.
Тепловой удар – нарушение теплорегуляции при перегреве организма и затруднении теплоотдачи.

Вопросы для обсуждения

1. Почему человек, долго находящийся в холодной воде, синеет и дрожит?
2. Какой климат труднее переносить и почему: жаркий влажный или жаркий сухой?
3. Почему пьяный человек может замерзнуть и умереть, заснув на морозе?
4. Почему в горячих цехах лучше пить слегка подсоленную воду?
5. Некоторые люди легко простужаются. Объясните, каким образом это может быть связано с нарушением теплорегуляции организма.

Урок 3.

Гигиена кожи. Закаливание организма

Содержание урока

1. Функции кожи. Взаимосвязь строения кожи с выполняемой функцией.
2. Потоотделение. Состав пота. Гигиенические правила ухода за кожей. Особенности ухода за кожей в подростковом возрасте.
3. Гигиена волос и ногтей.
4. Гигиена одежды и обуви.
5. Закаливание – комплекс воздействий на организм, повышающих способность к теплорегуляции и сопротивляемость заболеваниям.
6. Простудные заболевания и их причины. Факторы закаливания: воздух, вода, солнце.
7. Способы закаливания.

Схема урока 3

Ведущие понятия

Гигиена.
Закаливание.
Организм – единое целое.
Факторы закаливания.
Способы закаливания.

Вопросы для обсуждения

1. Составьте правила ухода за кожей. Объясните, как соответствуют требования гигиены кожи ее функциям?
2. С какими функциями кожи связывают основные гигиенические требования к одежде?
3. Кожа – зеркало здоровья. Правомерно ли такое утверждение и почему?
4. Закаливание – комплекс воздействий на организм. Почему же понятие «закаливание» связывают с понятием «кожа»?
5. При закаливании происходит тренировка нервной системы и сосудов. Как вы это понимаете?

Урок 4.

Взаимосвязь систем органов в процессе жизнедеятельности человека (обобщающий)

Содержание урока

1. Особенности строения кровеносной системы, обеспечивающие постоянную температуру тела человека (и теплокровных животных).
2. Пища – источник энергии. Роль белков, жиров и углеводов пищи как источников энергии.
3. Значение пластического и энергетического обмена, происходящего в клетке, для обеспечения процессов жизнедеятельности всего организма.
4. Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем и их роль в обеспечении организма энергией.
5. Участие кровеносной, дыхательной систем и кожи в удалении продуктов распада.
6. Влияние различных условий (нагрузка, перегрев, охлаждение) на обмен веществ. Роль теплорегуляции.
7. Вывод об организме, как едином целом, находящемся под влиянием условий среды.

Схема урока 4

Проверочная работа

Докажите зависимость организма человека от жизненных ресурсов, заполнив таблицу.

Справка

Второе начало термодинамики: при любых превращениях энергии часть ее теряется в виде тепла.

Тема 8. Железы внутреннеЙ секреции

Планирование темы

Сравнительная характеристика желез организма человека (дополнительная информация)

Урок 1.

Биологически активные вещества и их роль в организме.
Гормоны – биологические регуляторы

Содержание урока

1. Биологически активные вещества:
а) ферменты – биологические катализаторы;
б) витамины – участвуют в образовании ферментов;
в) гормоны – биологические регуляторы.
2. Свойства гормонов:
а) действие в малых концентрациях;
б) воздействие через кровь и лимфу;
в) строгая направленность действия.
3. Участие гормонов в гуморальной регуляции функций организма. Сравнительная характеристика гуморальной и нервной регуляции.

Схема урока 1

Ведущие понятия

Ферменты.
Витамины.
Гормоны.
Нервно-гуморальная регуляция.
Организм – единое целое.

Самостоятельная работа

Выберите соответствующие признаки, занесите их в таблицу.

Сравнительная характеристика нервной и гуморальной регуляции

Признаки для сравнения.

1. Более древняя форма взаимодействия.
2. Сигналы передаются с большой скоростью – до 100 м/с.
3. Передача сигнала осуществляется через кровь или лимфу.
4. Сигнал проходит точно адресату.
5. Связь осуществляется по принципу «всем, всем, всем!».
6. Сигналом служит нервный импульс.
7. Сигналом является химическое вещество.
8. Действие сигнала более продолжительное.

Урок 2.

Внутрисекреторная деятельность желез внутренней секреции

Содержание урока

1. Понятие о железах внешней и внутренней секреции, смешанных железах.
2. Взаимосвязь строения и функции различных желез:
а) наличие выводных протоков;
б) выделение секретов (в кровь или в полость);
в) функции желез (участие в процессе пищеварения, выделения – железы внешней секреции и смешанные железы; участие в гуморальной регуляции – железы внутренней секреции и смешанные железы).
3. Функция желез внутренней секреции – действие гормонов через кровь.
4. Функции надпочечников и гормона адреналина.
5. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Роль гормона инсулина.
6. Щитовидная железа. Гипофиз. Роль половых желез в развитии организма. Первичные и вторичные половые признаки.
7. Нарушения деятельности желез внутренней секреции.

Справка

Тестостерон – мужской половой гормон, вырабатываемый семенниками.
Яичники вырабатывают несколько женских половых гормонов (эстроген, прогестерон).
Группа мужских половых гормонов (андрогены) образуются не только в семенниках, но и в яичниках и коре надпочечников обоих полов.

Ведущие понятия

Железа – орган, вырабатывающий и выделяющий особые вещества – секреты, участвующие в физиологических процессах организма. Железа внутренней секреции.
Гормон.
Нервно-гуморальная регуляцияю

Самостоятельная работа

Тема 9. Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность

Планирование темы

 Урок 1.

Строение и функции нервной системы

Содержание урока

1. Центральная и периферическая нервная система. Взаимосвязь строения с выполняемой функцией.
2. Функции нервной системы:
а) регулирует работу органов;
б) согласует работу клеток, тканей, органов и их систем как единого целого;
в) обеспечивает взаимосвязь организма с внешней средой;
г) является основой психических функций человека: мышления, сознания, речи.
3. Возбуждение и торможение. Роль нервных импульсов в осуществлении нервной регуляции.
4. Сравнительная характеристика функций нервной системы животных и человека.

Схема урока 1

Ведущие понятия

Возбудимость – способность клеток к возбуждению.
Возбуждение – переход любой живой системы от состояния относительного физиологического покоя к активной деятельности (условно- и безусловнорефлекторной).
Торможение – нервный процесс, выражающийся в задержке возбуждения в ответ на раздражение или в снижении интенсивности уже возникшего в коре головного мозга возбуждения.
Условный рефлекс.
Безусловный рефлекс.
Функции нервной системы.

Вопросы для обсуждения

1. Какими свойствами обладает нервная ткань? Приведите конкретные примеры, подтверждающие эти свойства.
2. Докажите, что нервная система обеспечивает работу органов в соответствии с потребностями организма.
3. В каком состоянии будет находиться рука, если центры, регулирующие двуглавую и трехглавую мышцы, возбуждены?

Урок 2.

Спинной мозг. Вегетативный отдел нервной системы

Содержание урока

1. Строение спинного мозга:
а) расположение спинного мозга в позвоночном канале;
б) спинномозговой канал;
в) расположение серого и белого вещества;
г) нервы, отходящие от спинного мозга;
д) расположение восходящих и нисходящих проводящих путей в белом веществе и вставочных и исполнительных нейронах в сером веществе.
2. Функции спинного мозга:
а) рефлекторная (безусловные рефлексы);
б) проводниковая.
3. Регуляция головным мозгом деятельности спинного мозга.
4. Подразделение нервной системы по функциональным признакам:
а) соматическая;
б) вегетативная.

Схема урока 2

 

Ведущие понятия

Спинномозговые рефлексы
Спинномозговые нервы.
Передние и задние корешки спинного мозга.
Соматическая нервная система.
Вегетативная нервная система.
Симпатический отдел.
Парасимпатический отдел.

Вопросы для обсуждения

1. Какую опасность представляют повреждения спинного мозга?
2. Вегетативная нервная система имеет свои центры, нервные узлы и нервы. Приведите примеры противоположного действия вегетативных нервных центров на органы.
3. Приведите примеры органов, работу которых регулирует вегетативная нервная система, и органов, регулируемых соматической нервной системой.
4. Организм – единое целое. Поясните, связана ли деятельность вегетативного и соматического отделов нервной системы.

Урок 3.

Строение и функции головного мозга

Содержание урока

1. Строение головного мозга:
а) отделы головного мозга;
б) распределение серого и белого вещества;
в) кора, ядра, проводящие пути.
2. Безусловно-рефлекторная деятельность продолговатого мозга, моста и среднего мозга.
3. Деятельность мозжечка, подчиненная центрам коры полушарий головного мозга.
4. Передний мозг:
а) промежуточный мозг;
б) большие полушария.
5. Строение и функции больших полушарий:
а) серое вещество (кора); 
б) белое вещество, имеющее скопления серого вещества (нервные центры).
6. Подкорковые центры и эмоции:
а) зависимость проявления эмоций от подкорковых центров;
б) влияние положительных и отрицательных эмоций на работу органов.
7. Кора больших полушарий:
а) доли больших полушарий и их функции;
б) физиологические процессы коры головного мозга, связанные с психическими функциями (внимание, память, мышление и др.).
8. Нарушения работы мозга:
а) наследственные заболевания;
б) нарушения, вызванные факторами внешней среды.

Схема урока 3

Ведущие понятия

Отделы головного мозга.
Функции отделов мозга.
Условно- и безусловно-рефлекторная деятельность.
Головной мозг – материальная основа психической деятельности человека.
Гипоталамус – «эндокринный мозг», отдел промежуточного мозга.

Самостоятельная работа

Заполните третью графу таблицы, пользуясь текстом учебника.

Функции головного мозга

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru