Вступительное задание биологического отделения ВЗМШ

ИНФОРМАЦИЯ

Вступительное задание биологического отделения ВЗМШ

Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа» при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова объявляет очередной, 28-й набор на биологическое отделение. По результатам вступительной работы набираются два потока: трехгодичное обучение на базе 8-х классов и двухгодичное – на базе 9-х классов.
Наряду с отдельными учащимися в лицей принимаются группы, которые должны выслать коллективно выполненную работу и список всех членов с указанием названия организации, при которой группа будет работать, фамилии, имени и отчества руководителя.
Работу следует выполнить в тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя, отчество, полный домашний адрес с индексом, номер школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с работой пришлите конверт с маркой и заполненным адресом (для отправки вам решения приемной комиссии).
В ответах можно использовать и факты, найденные в литературе (в этом случае приведите ссылки на источники), и собственные идеи.
Поступающим на трехгодичное обучение необходимо решить задачи 1–5, на двухгодичное обучение – задачи 3–8.

Работа должна быть отправлена не позднее 22 сентября 2001 г. (по почтовому штемпелю). Наш адрес: 117234, Москва, В-234, МГУ, ВЗМШ-Биология, конкурс.

1. Известно, что разные годы сильно отличаются по урожаю грибов. От чего зависит, будет ли год грибным? (Не ограничивайтесь одной идеей; перечислите все существенные причины, объяснив их связь с урожайностью.)

2. Зачем стрекочут кузнечики? Или, быть может, слово «зачем» в данном случае неприменимо и следует спрашивать, почему они стрекочут? (Предложите несколько гипотез о причинах этого явления. Опишите опыты, которые позволят подтвердить либо опровергнуть выдвинутые вами гипо тезы.)

3. Какие особенности строения, физиологии и поведения помогают разным животным уменьшить угрозу поедания их хищниками? (В ответе не нужно описывать однотипные особенности разных видов. Выделите принципиально разные группы приспособлений, защищающих животное от хищника. Для каждой из этих групп приведите по одному-два примера.)

4. Перед вами перечень растений: виноград, заразиха, кедр, ламинария, лещина, маршанция, можжевельник, орляк, рогоз, росянка, сфагнум, тутовник, хара, хлопчатник, хлорелла, чеснок. Предложите как можно больше критериев, по которым их можно разделить на две группы. Для каждого критерия укажите, какие растения в какую группу попадут.

5. Приведите как можно больше примеров, показывающих, что на основании данных о численном соотношении представителей разных систематических групп в экосистеме можно делать выводы о ее благополучии. Для каждого примера поясните, как связаны наблюдаемый рост либо падение численности определенных организмов и то или иное негативное воздействие на экосистему.

6. Вам поручили проверить, действительно ли лосось руководствуется запахами, возвращаясь для нереста в водоем, где он родился, или же он использует какой-либо другой способ навигации. Опишите план ваших исследований.

7. Довольно часто в организме больного человека для восстановления нормальной работы пораженного органа включаются компенсаторные процессы, связанные с повышенной нагрузкой на другие органы. Однако через какое-то время болезнь все же развивается, хотя и с другими проявлениями (симптомами). Объясните, почему это происходит, рассмотрев конкретные примеры различных заболеваний.

8. Клетки крови человека крайне разнообразны. Гистологи разделяют их на десятки групп. Какими методами можно выяснить родственные отношения между этими группами (т.е. доказать превращение одних клеток в другие в ходе их индивидуального развития)?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru