Я ИДУ НА УРОК

О.А. ТАЛЮТИНА,
средняя школа № 6,
г. Тутаев Ярославской области

Современный этап эволюции человека

Проведение урока предполагает использование знаний, полученных при изучении не только биологии, но и географии, истории, философии, литературы.
Перед проведением урока учащимся предлагается повторить ранее изученные материалы по теме «Эволюция человека. Видообразование», а также выполнить ряд индивидуальных заданий...
Перед началом урока класс делится на четыре группы. На столах:

– у каждого школьника информационный лист (Приложение 1), сигнальные карточки разных цветов, схема моноцентрического происхождения рас (Приложение 5);
– у каждой группы лист ватмана, фломастеры;
– у четвертой группы научная литература по данной теме, тексты для анализа (Приложение 4).
Класс оформлен плакатами, рисунками и таблицами, иллюстрирующими происхождение человека и рас.

Урок рассчитан на 45 мин.

Вступительное слово учителя

Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил, –
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, «единственным»,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Не обустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(Бездарность выжила б едва ли),
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали...
А Прометей был после выдуман –
Огонь они добыли сами.

Ребята, о каких особенностях эволюционного становления человека говорится в этом стихотворении?
(Беседа с учащимися о выделении человека из животного мира, эволюции предков человека, роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного типа).

Изучение нового материала

Тема нашего сегодняшнего урока – современный этап эволюции человека.
(Учитель напоминает правила работы с информационным листом. По ходу занятий на доске оформляется графическая модель урока – Приложение 2.)

Давайте вместе разгадаем кроссворд.
(Приложение 3. Раздается на парты на листочках или заранее вычерчивается на доске.)
Среди вопросов кроссворда был и связанный со словом «раса». А что такое раса? Расами называют большие группы людей, обладающие некоторыми передающимися по наследству признаками. Попробуем определить, о каких признаках идет речь.

1. Морфологические признаки рас

Три из четырех групп учащихся, используя портреты представителей трех основных рас, определяют их характерные морфологические признаки. Ученики записывают признаки в таблицу информационного листа и на листки ватмана, которые затем вывешиваются на доску как составная часть графической модели урока (Приложение 2).

Ребята из четвертой группы работают с дополнительной литературой и текстами Приложения 4, а при обсуждении уточняют и дополняют ответы других групп и делают выводы:

– всех людей можно отнести к трем основным расам;
– большие расы не однородны по своим морфологическим признакам и делятся на малые расы.

Используя информационный лист, учащиеся знакомятся со схемой классификации современного человека по расам, а также формулируют и записывают в информационном листе вывод: «В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки».

2. Доказательство принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду

Учащимся предлагается ознакомиться с представленными в информационном листе сведениями о генетических, биохимических, физиологических особенностях различных рас. Отвечая на поставленные в конце вопросы, ребята приходят к выводу: «Все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признаками, имеют неограниченные возможности скрещивания, рождают плодовитое потомство от смешанных браков. Это указывает на принадлежность всех рас к единому виду – Homo sapiens».
Исходя из признаков, характерных для представителей различных рас (предыдущий этап работы), учащиеся формулируют определение расы:
«Группа людей с общими биологическими особенностями, но с разными морфологическими признаками».
Вывод, записываемый в информационном листе: «Все расы биологически равноценны и относятся к одному виду – Homo sapiens».

3. Возникновение рас и механизм расогенеза

Для активизации познавательной деятельности учитель задает проблемные вопросы.

  • В чем причина биологической равноценности рас?

  • Как внутри вида Homo sapiens возникли разные человеческие расы?

Учащиеся восстанавливают в памяти знания о факторах и закономерностях эволюции.
Учитель предлагает рассмотреть схему моноцентрического происхождения рас (Приложение 5) и на основе приведенной на схеме информации и знания механизма возникновения внутривидовых группировок у животных, рассказать о возможных причинах возникновения человеческих рас и местах их первоначального обитания. На ранних стадиях развития человека естественный отбор способствовал формированию различных морфологических признаков в разных климатических условиях. Эти признаки имели адаптивное значение.
Сравнивая современные области расселения рас с местами их первоначального формирования, учащиеся приходят к выводу об их несовпадении, что объясняется поздними миграциями.
Одному из учащихся было заранее предложено подготовить сообщение о приспособительном характере цвета кожи каждой расы.
«Наиболее заметное различие между расами – по цвету кожи. Большинство современных приматов имеют темную пигментацию. Возможно, что и древний человек был темнокожим. Почему же слабо пигментирована кожа европейцев и монголоидов? Существует гипотеза, согласно которой в местах их расселения произошла адаптация к низкому уровню ультрафиолетового излучения. Ультрафиолет участвует в превращении в коже человека провитамина D в витамин, который необходим для кальцификации костей, его нехватка приводит к рахиту. Одно из проявлений рахита – деформация таза, нарушающая роды. В условиях первобытного строя этот признак мог подвергнуться сильному давление отбора. В районах обитания людей с высокой степенью пигментации кожи отмечается высокая интенсивность ультрафиолетового излучения».
Затем учащиеся самостоятельно, используя статью учебника, выявляют приспособительный характер других морфологических признаков. Данные заносятся в таблицу «Характеристика больших человеческих рас».
После доказательства адаптивного значения морфологических признаков на ранних стадиях развития человека учитель предлагает проанализировать значение этих признаков в настоящее время и подумать о перспективах эволюции и слияния рас.
Учащиеся формулируют и записывают в информационном листе вывод:
«Основные факторы расогенеза – это наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция».

4. Критика расизма

Основываясь на знаниях учащихся по истории и географии, учитель подводит их к выводу, что разный культурный уровень у разных народов, представителей различных рас не обусловлен их биологическими особенностями. Умственные способности, сообразительность, одаренность присущи людям разных рас.
Дается критика расовых теорий и выявляются причины их отстаивания реакционными учеными (оправдание господства одной нации над другой, национальных, колониальных войн).
Несостоятельность расизма доказана настоящей наукой о расах – расоведением.

Выводы по уроку

Учитель еще раз подчеркивает, что все современные люди принадлежат к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас.
Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей, но различия в морфологических признаках позволяют внутри вида Homo sapiens выделять большие расы. Для современного этапа эволюции человека (последние 30–40 тыс. лет) характерно резкое снижение роли биологических факторов, так как человек сам создает для себя среду обитания. Ведущую роль в эволюции человека стали играть социальные факторы.

Закрепление изученного материала

Учитель зачитывает вопросы, для ответа учащимся достаточно поднять зеленую (да) или красную (нет) карточку.

1. Группы людей с общими биологическими, но с разными морфологическими признаками называются расами. (Да.)
2. Основной причиной формирования рас стала географическая изоляция. (Да.)
3. Расовые признаки человека возникли путем ароморфоза. (Нет.)
4. Человеческие расы относятся к разным биологическим видам. (Нет.)
5. Одним из доказательств принадлежности человеческих рас к одному виду является рождение детей от родителей разных рас. (Да.)
6. Расизм – это наука о расах, их возникновении и развитии. (Нет.)
7. Социальная организация человека подчиняется законам природы. (Нет.)

Заключение

XX в. ушел в прошлое, началось третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывать в будущее.

Не насыщая пищей чрева,
Жует себя двадцатый век
И рубит, рубит жизни древо,
Как беспощадный человек.
Великий разум! Запрети ты
Рубить хотя последний сук.

М.Дудин

Двадцатый век впервые в истории человечества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, проверка способности людей, принадлежащих к разным расам, этносам, объединить усилия для спасения планеты. Только объединение всего человечества вокруг глобальных экологических проблем может позволить их решить.

Приложение 1. Информационный лист1

I. Рабочая страница

Тема урока______________________

1. Основные понятия к уроку.

  • Раса – исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками.

  • Расоведение – наука, изучающая расовые особенности, их происхождение, формирование и историю.

  • Расизм – реакционная теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие» расы.

  • Нация – совокупность граждан одного государства.

  • Метисация – смешение рас.

  • Мулаты – представители смешанного расового типа, потомки от браков между европеоидным и негроидным населением.

2. Характеристика больших человеческих рас.

Характеристика больших человеческих рас.

3. Схема расовой классификации современного человека.

Схема расовой классификации современного человека.

По окружности приведены названия больших рас, в секторах – названия малых рас, между большими расами по две переходных.

4. Проанализируйте следующие данные.

В клетках человека любой расы содержится по 46 хромосом; от брака людей белой расы с людьми желтой или черной расы рождается нормальное плодовитое потомство; кровь человека одной расы можно переливать человеку любой другой расы (если соответствует группа крови).
Объясните: а) к каким критериям вида относятся перечисленные выше признаки людей; б) какие выводы вытекают из этих фактов.

5. Выводы по уроку.

а) В основе деления человечества на расы лежат ______________ .
б) Все расы ______________ равноценны и относятся к одному виду – __________ .
в) Основные факторы расогенеза это _______________ .

6. Твой вывод по теме.

II. Домашнее задание

1. Учебник2 , статья “Человеческие расы...”, §18.
2. Ответьте письменно на следующие вопросы.

  • Сменит ли нас на Земле новый вид, более разумный?

  • Каковы критерии вида?

  • Какие формы эволюции приводят к видообразованию?

  • Наблюдается ли у человека мутационная изменчивость?

  • Идет ли в пределах вида Homo sapiens естественный отбор?

  • Наблюдаются ли волны жизни (колебания численности населения)?

  • Существует ли изоляция?

  • Каковы социальные факторы антропогенеза?

  • Каково будущее человека как биологического вида?

3. Подумайте, почему ни одна из рас не достигла в своем обособлении уровня вида.

Приложение 2. Современный этап эволюции человека. Вид Человек разумный

Лицо узкое,
нос узкий, выступающий,
губы тонкие,
разрез и цвет глаз – горизонтальное расположение, от светло-голубого до черного,
волосы прямые, волнистые, от светлых до брюнетов,
цвет кожи – светлый.

Лицо узкое с выступающей челюстной частью,
нос широкий плоский,
губы толстые,
разрез и цвет глаз – широко открытые, карие,
волосы черные, курчавые,
цвет кожи – темный.

Лицо широкое уплощенное, скулы сильно выступают,
нос уплощен,
губы средние по толщине,
разрез и цвет глаз – раскосость, узкие, кожная складка на верхнем веке,
волосы темные, жесткие, прямые,
цвет кожи – желтовато-смуглый.

Приложение 3. Кроссворд «Происхождение человека»

Кроссворд «Происхождение человека»

По горизонтали:

3. Период кайнозойской эры, в котором происходило эволюционное формирование человека. (Антропоген.)
5. Предшественник человека, останки которого найдены в Южной Африке. (Австралопитек.)
6. Человекообразная обезьяна. (Орангутан.)
7. Недоразвитая структура, утратившая свое значение в процессе филогенеза. (Рудимент.)
8. Первые современные люди. (Кроманьонцы.)

По вертикали:

1. Представитель одной из больших рас. (Монголоид.)
2. «Обезьяночеловек». (Питекантроп.)
4. «Китайский человек». (Синантроп.)
5. Хвостатость у человека, как биологическое явление. (Атавизм.)

Приложение 4

1. Прочитав текст, ответьте на следующий вопрос.

Все ли группы людей можно отнести к трем основным расам? Какой вывод можно сделать на основе этих данных?

Американских индейцев по традиции относят к монголоидам. Но эпикантус (складка верхнего века) у взрослых индейцев редок, а лицо с орлиным выступающим носом профилировано как у европеоидов. Тоже можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам.

2. Прочитав текст, ответьте на следующие вопросы.

Однородны ли по своим морфологическим признакам группы людей, составляющих одну большую расу? Какой вывод можно сделать на основе этих данных?

Известно, что южане, жители Южной Европы, чаще всего брюнеты, среднего роста. А на севере Европы обитают высокие, светловолосые и голубоглазые люди. Разнородны и монголоиды, даже если исключить америндов. Внешность, например, вьетнамца отличается от внешности бурята, а китайца – от киргиза. Негроиды также отличаются друг от друга. Среди них известны самые маленькие люди нашей Земли – пигмеи бассейна реки Конго (средний рост взрослого мужчины 141 см) и самые высокие, живущие у озера Чад (182 см). Австралоиды не менее разнообразны: иногда у них бывают курчавые волосы, цвет кожи, профилированность лица и другие признаки варьируют не менее сильно.

Приложение 5. Схема моноцентрического происхождения рас

На основе знания механизма возникновения внутривидовых группировок у животных и используя следующие данные, расскажите как возникли человеческие расы.

Древний человек – неандерталец жил 500–300 000 лет назад.

Общий предок всех рас жил примерно 90 000 лет назад.

Останки неандертальцев не были обнаружены только в Америке и Австралии.

100 000 лет назад громадная площадь Земли была покрыта льдом. Гималаи и Алтайские горы с расположенными на них ледниками разделили Евроазиатский континент на три области: западную, восточную и южную с различными природно-климатическими условиями.

Схема моноцентрического происхождения рас

Схема моноцентрического происхождения рас


1 Информационный лист – это часть рабочей тетради, который вклеивается туда после заполнения. Учащиеся заполняют его на уроке – пишут тему урока, заполняют таблицу, записывают выводы, оценивают свою деятельность на уроке.

 2 Общая биология. Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений/Под ред. Ю.И. Полянского.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru