ЗООЛОГИЯ

Г.А. МАМОНОВ

Березовая курица

Пара белых куропаток

Пара белых куропаток

Какие птицы спят под снегом? Раньше это был обычный вопрос зоологических викторин и юннаты без особого труда на него отвечали, а вопрос: «Какие птицы ветки деревьев едят?» – был уже потруднее. Был и третий, еще более сложный вопрос: «Кого в Германии зовут березовой курицей?» Ответ на все три вопроса один – «тетерев». Впрочем, ночуют под снегом и употребляют в пищу концевые отростки веточек деревьев, молодые побеги и шишечки, почки и хвою и другие представители семейства тетеревиных – глухари, рябчики, куропатки.

Разумеется, эти птицы едят не только древесные побеги. Летом они питаются семенами, травой и, особенно, ягодами. Меню птенцов в первое время в значительной степени состоит из насекомых. Но осенью тетеревиные переходят на более грубые корма – у тетерева, например, они составляют основу питания на протяжении 5–6, а то и 8 месяцев в году. Березовой курицей немцы прозвали его за особое пристрастие к сережкам, молодым побегам и почкам именно березы. Но кроме них, в европейской части России, эта птица употребляет в пищу около 80 видов растений, в том числе почки, побеги и молодые шишечки осины, ольхи, ивы, лиственницы, ягоды и хвою можжевельника. На севере России, в Сибири, Забайкалье, на Тянь-Шане тетерев ест еловую хвою и молодые сосновые шишечки. В Альпах, где мало берез, – молодые листья и почки рододендронов – довольно ядовитых растений.

Ломать побеги деревьев на мелкие кусочки птицам помогает мощный клюв. Не только крупный глухарь, но и куропатки способны успешно разламывать побеги толщиной до 2,6 мм. Мускульный желудок тетеревиных выстлан жесткой кератиновой оболочкой, предохраняющей стенки от повреждения, и содержит гастролиты – камешки или твердые косточки плодов, выполняющие роль жерновов. Летом их мало или нет совсем, а осенью птицы начинают усиленно склевывать мелкие камешки, запасая их для перетирания пищи в зимнее время. В желудке глухаря находили даже крохотные золотые самородки!

Часть перетертого гастролитами корма, особенно более нежные компоненты – почки и сережки, усваивается уже в желудке. Но в основном ферментативный гидролиз древесного корма происходит в слепых кишках (у птиц слепая кишка парная) при участии бактерий. Длина этого отдела кишечника, например, у белой куропатки в зимнее время может составлять 140% от общей длины тонкой и прямой кишок.

Кроме этого, зимой у тетеревиных мочевая кислота, выделяемая в кишечник, не выводится наружу, а благодаря обратной перистальтике также попадает в слепые кишки, где под воздействием бактерий вновь переходит в усваиваемые организмом азотсодержащие соединения. Это повышает эфективность использования белка, поступающего с пищей.

Способность поедать грубый корм с высоким содержанием клетчатки делает тетеревиных уникальными представителями мира пернатых. Наряду с зайцами, лосями, бобрами они занимают особое место в цепях питания, свойственных лесным биоценозам наших широт.

Каков же смысл столь необычного для птиц типа питания? На самом деле веточный корм не такой уж низкокалорийный. Он содержит мало воды, размораживание которой в организме в зимнее время требует затрат тепла. Но самое главное – веточный корм не надо искать, он всегда «под рукой» в неограниченном количестве. А поиск корма для птиц, живущих на севере, где в зимнее время световой день может длиться всего несколько часов, – очень важная проблема. Большой, способный расширяться зоб тетеревиных может вмещать в себя сразу всю суточную порцию пищи, которая потом поступает в желудок и кишечник. Задержка пищи в слепых кишках также оказывается выгодной: если обычно процесс прохождения пищи у куриных занимает 4 часа, то зимой у тетерева полное переваривание происходит за 1–2 и более суток. Все это время организм понемногу «подпитывается» энергией, что позволяет птице не собирать корм во время метелей или сильных морозов.

Таким образом, питание веточным кормом – важное приспособление к обитанию в холодном климате. Действительно, тетеревиные – в основном жители умеренных и северных широт. Из всего семейства только представители американского рода Tympanuchus доходят в своем распространении до субтропиков юга США. А вот куропатки (род Lagopus) хорошо приспособлены к жизни в тундре, их ареал заходит далеко за Полярный круг. Белая куропатка в экспериментах способна выдерживать внешнюю температуру до –93 °С, а в природе в Америке при –64 °С кормится на воздухе не менее 3,5 часа. В России эта птица встречается на севере Колымы, где морозы доходят до –69 °С. Рябчик кормится при –49° и встречается в долине Ольхона, где морозы зимой достигают –67 °С.

Приспособлением тетеревиных к перенесению морозов можно считать и то, что их экскременты содержат очень мало воды и поэтому не пачкают и не мочат оперение птиц, что также способствует экономии тепла. Густое оперение на ногах также помогает тетеревиным птицам переносить холода. Но самое замечательное их приспособление – ночевки в снегу.

Осенью, при плюсовой температуре, тетерева ночуют на деревьях. А зимой, во время морозов, птицы с лета бросаются в снег и, двигая крыльями и головой, делают углубление в виде пещерки, иногда прорывая ход длиной до 10 м и более в 7–11 см от поверхности. В такой камере-пещерке даже при –60°С снаружи температура может быть –4...–5 °С.

Передвигаться в снегу тетеревам помогает мягкая зубчатая бахрома, расположенная по бокам пальцев. Ее роговые зубчики придают пальцам форму совка, помогая быстрее зарываться в глубокий снег. Кроме того, бахрома увеличивает площадь лапы в 2–2,5 раза, что облегает передвижение по рыхлому снегу.

При температуре воздуха ниже –10 °С тетерев проводит под снегом не только ночь, но и значительную часть дня, а при –20 °С – и все 23 часа, лишь ненадолго вылетая утром на окрестные деревья для кормежки. В сильные же метели тетерев может просидеть в норе и полные сутки.

Лунки тетерева обычно располагаются на расстоянии 2–3 м одна от другой, но прячутся птицы всегда в новых норах, никогда не возвращаясь в старые, – чтобы избежать нападений хищников.

Будучи приспособленными к условиям суровой зимы, тетеревиные распространены достаточно широко. Белая (Lagopus lagopus) и тундряная (Lagopus mutus) куропатки встречаются не только в тундре, но и в горных и таежных лесах, в лесостепи. Рябчик (Bonasa bonasia) и глухарь (Tetrao urogullus) – в основном лесные птицы. Кстати, в той же долине Ольхона летом жара может достигать +35 °С, т.е. в целом за год птицы сталкиваются с перепадом температур больше чем в 100 оC. Тетерев (Lyrurus tetrix) населяет леса и лесостепи Евразии от Шотландии и Испании до Северной Монголии и Восточного Китая. В отличие от глухаря, он избегает глухолесья и предпочитает опушки, края полей и болот с кустарниками и мелколесьем, селится рядом с ягодниками возле вырубок и гарей.

Летом тетерева держатся скрытно на земле, среди кустов и травы и редко летают, больше бегают. Осенью они начинают собираться в стаи, ночевать на деревьях и переходить на веточные корма. В марте стаи тетеревов понемногу разбиваются. Самцы начинают бормотать, «чуфыкать» – приближается сезон токования.

Глухарь на току

Глухарь на току

Для тока птицы слетаются на особые постоянные места – токовища, расположенные на опушках, полянах и т.д. Ток происходит перед восходом солнца. Самцы то бегают, приседают, подпрыгивают, а то важно выступают, запрокидывая голову, раздув шею и подняв хвост. Время от времени петухи дерутся, подпрыгивают, сшибаются, но серьезных травм друг другу обычно не наносят. Булькающие звуки тетеревиного бормотания на току не очень громкие, но в тихую погоду слышны за 3,5 км.

Наиболее активные 3–4-летние самцы собираются в центре токовища, а более слабые молодые и старые птицы, которые не в силах удержаться в центре, располагаются по краям. Время от времени в центр тока залетают рыжевато-серые самки и спариваются с сильными самцами, после чего вскоре откладывают яйца в устроенных на земле гнездах.

После появления птенцов наседка уводит их от гнезда, и выводок кочует поблизости в хорошо укрытых местах. Сначала птенцы питаются насекомыми, а потом и растительными кормами. Оперение у них появляется на 3–4-й день, в 7 дней они перепархивают, в 14 – летают, а в месячном возрасте становятся похожими на мать.

Семья глухарей

Семья глухарей

Насиживают яйца и водят птенцов у тетеревов только самки. Когда они садятся на яйца и перестают посещать ток, он вскоре распадается, самцы прячутся поодиночке в укрытые места и линяют.

У рябчиков самец и самка образуют пару, и самец не терпит на своем участке токования других самцов. Однако его роль в воспитании птенцов не совсем ясна. А у куропаток самец не только охраняет гнездовой участок, но и вместе с самкой выкармливает и оберегает выводок.

Продолжительность жизни рябчиков и тетеревов обычно не превышает 5–6, а глухаря – 14 лет.

Численность тетеревиных птиц подвержена значительным периодическим колебаниям – то их много, то они почти исчезли, то появились вновь. Такие циклы у разных видов составляют от 3 до 10 лет, и причины их окончательно не ясны. По ряду наблюдений, выживаемость потомства у тетеревиных птиц составляет около 50%. У глухарей от разных причин гибнет до 80% потомства, у рябчика – до трети яиц и потом до 50% птенцов, у тетерева – около 10% яиц и 25–55% птенцов. Часто птенцы тетеревиных гибнут при резких похолоданиях в начале лета – в первые недели жизни у них плохо развита терморегуляция. Многие из них становятся жертвами хищников. Испытывают пресс хищников – лис, куньих, ястребов-тетеревятников – и взрослые птицы.

До 50% случаев гибели тетеревиных отмечается в зимний период. Когда после оттепели наступает похолодание, побеги деревьев, почки и сережки замерзают, покрываясь ледяной коркой. Птицы не могут их сорвать и гибнут от истощения.

В какой-то степени изменения численности тетеревиных могут быть связаны и с миграциями – тетерева, например, кочуют в поисках более кормных территорий.

Тетеревиные – «боровая дичь» – издавна были важным объектом охоты. В древней Европе они, наряду с мамонтами, были основной пищей первобытных людей, о чем свидетельствуют находки их костей на стоянках эпохи палеолита. Усиленный промысел тетеревиных велся в Западной Европе до конца XIX в. До 1980 г. в СССР ежегодно добывали до миллиона тетеревов, в Норвегии и Финляндии – десятки тысяч. Но численность тетеревиных постепенно сокращается.

Во Франции глухарь исчез уже в XVII в., в Ирландии и Шотландии (сейчас этих птиц там вновь расселяют) – в XVIII в. Резкое сокращение численности глухарей в Западной Европе связано с уничтожением лесов. Мало осталось этих птиц и на европейской части бывшей территории СССР. В 1998–1999 гг. в России, по официальной статистике, было добыто 145 тыс. глухарей. На Украине глухарь занесен в Красную Книгу – здесь осталось чуть более тысячи птиц и их число медленно сокращается из-за уничтожения лесов.

Тетерев сейчас фактически тоже перестал быть массовой охотничьей птицей. В Дании, несмотря на все принимаемые меры, этот вид уже исчез из природы. В альпийских районах Франции – Савойе, в 70-е гг. тетерев был кандидатом в Красную Книгу, но принятые меры, создание обширной заповедной зоны позволили увеличить его численность и в 1990-е гг. даже открыть ограниченную охоту. В России 1998–1999 гг., также по официальной статистике, было добыто 220 тыс. тетеревов. На Украине тетеревов сейчас более 10 тыс., и ежегодно разрешается добыча 10–15 птиц в западных областях.

Раньше на токовищах наблюдались скопления до ста и более тетеревов, сейчас же на токах собирается по 10–15 самцов, еще чаще по 3–5 птиц, и даже встречаются одиночные самцы. Территории для токов используются тетеревами иногда по 20 и более лет, но если самцы остаются одинокими, без группы, то они в следующий сезон покидают это место.

Большое значение для тетеревиных имеет и фактор беспокойства. Самка тетерева, насиживающая кладку, обычно покидает гнездо 2–3 раза в сутки на срок до 40 минут. Но вспугнутая птица возвращается через 2–3, а иногда и через 5–6 часов, а глухарки – и через 7–10 часов. Долгое отсутствие самки опасно для развития яиц, особенно на севере, где часто случаются заморозки. При минусовой температуре оставшиеся без наседки яйца замерзают за несколько часов.

Белая и тундряная куропатки – представители рода Lagopus – относятся к семейству тетеревиных и обитают преимущественно в тундре и тайге, доходя в своем распространении до арктических островов. Встречаются эти птицы и на горных альпийских лугах, на юге проникают в степь и лесостепь до севера Казахстана и севера Монголии. Они хорошо приспособлены к холодным, многоснежным зимам. А вот серые куропатки из рода Perdix относятся уже к другому семейству отряда курообразных – фазановым, многие представители которого связаны с тропиками и субтропиками. Серые куропатки обитают в Европе и живут в основном на открытых пространствах – в степи и лесостепи. Их естественная северная граница проходит примерно на уровне 58–60° северной широты, но в связи с вырубкой лесов и продвижением земледелия на север этот вид проник в зону тайги и может гнездиться даже на юге Карелии, и у Белого моря, и в верховьях Печоры. Однако холодных и многоснежных зим эти птицы, в отличие от тетеревиных, не выносят и зимой отлетают с севера на юг. В более же теплых областях они оседлы. Питаются серые куропатки в основном зерном, собирая свой корм на земле. Эти птицы легко уживаются в соседстве с человеком и играют важную роль в охотничьем хозяйстве. Однако в центральных, промышленно-развитых областях численность куропаток сокращается. В азиатской части России их, как и тетеревов, пока еще довольно много.

Опасность замерзнуть без матери в холодную погоду подстерегает и недавно вылупившихся птенцов, терморегуляция которых, как уже говорилось, весьма несовершенна. По некоторым наблюдениям, если наседку с выводком вспугивать 7–10 раз подряд, то весь выводок тетеревов гибнет. Фактор беспокойства играет важную роль в исчезновении тетеревов с территорий, освоенных человеком. По этой причине птицы практически исчезли в зеленой лесной зоне возле Киева.

В 60-х гг. стала уменьшаться численность тетерева и в степной зоне. Массовое применение пестицидов в сельском хозяйстве приводило к прямому отравлению птиц, охотники находили на полях десятки тетеревов, погибших от ядохимикатов. Много птиц гибнет здесь и натыкаясь в сумерках или в тумане на провода ЛЭП.

Впрочем, ситуация с тетеревом не столь однозначная, как с глухарем. На юге его ареал уменьшается, помимо названных факторов, и под влиянием распашки степей и сплошной вырубки леса, однако на севере разрежение густых лесов, наоборот, способствует расселению этого вида. Относительно высокая численность тетерева сохранилась на северо-востоке России и в Сибири.

В связи с общим упадком сельского хозяйства резко снизился уровень применения пестицидов и как следствие – сократилась смертность птиц от отравления. В 1990-е гг. численность этих птиц увеличилась. Тетерев понемногу привыкает и к культурным ландшафтам. На Украине есть токовища, расположенные возле полей, где птицы охотно кормятся злаками.

Тем не менее существенное значение для охоты сейчас имеют только куропатки и в меньшей степени рябчик – они сохранили относительно высокую численность.

Неплохо обстоят дела с американскими видами тетеревиных (представители родов Dendragapus, Centrocercus, Tympanuchus) – эти птицы приспособились к жизни на сельскохозяйственных угодьях, а кроме того, их разводят в заповедниках и специальных хозяйствах.

Наших тетеревиных также разводят в специальных хозяйствах. Специалисты рекомендуют для сохранения тетеревов ограничить их отстрел осенним периодом, запретив охоту на токах, а также организовывать подкормку птиц зимой зерном. К сожалению, разведение тетеревиных птиц в неволе еще плохо налажено, это дело дорогое и трудное. Птицы в клетках быстро гибнут – видимо, из-за недостатка разнообразных естественных растительных кормов, которые содержат много витаминов, дубильных веществ, оказывают антимикробное и антипаразитическое действие. Наибольший успех достигнут в опытах по содержанию в неволе глухаря, но и в этом случае проблема отнюдь не решена. Попытки выпускать тетеревов на новых территориях также оканчивались неудачей – птицы улетали из этих мест.

По оценкам специалистов, восстановить былое изобилие тетеревов и особенно глухарей в будущем вряд ли удастся. Но сохранить эти виды птиц вполне возможно.

Литература

Кузьмина М.А. Тетеревиные и Фазановые СССР. – Алма-Ата, 1977.

Потапов Р.Л. Тетеревиные птицы. – Л.: ЛГУ, 1990.

Птицы СССР, Курообразные и Журавлеобразные. – Л.: Наука, 1987.

Семенов-Тяньшаньский О.И. Биология размножения тетеревиных птиц на Севере. – М.: Наука, 1983.

Фауна СССР. Птицы. Т. 3 Вып. 1. – М.: Наука, 1985.

Фауна СССР. Отряд Курообразные. Ч. 2. – Л.: Наука, 1985.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru