Я ИДУ НА УРОК

Т.Н. ШАРАПОВА,
учитель географии и биологии
КСШ No 1 р.п. Кормиловка Омской области

Учебно-познавательная игра по теме «Птицы»

В основе предлагаемой игры лежат тесты – вопросы с несколькими вариантами ответов, из которых только один является правильным. Однако, в отличие от обычных тестов, все предлагаемые ответы – как правильный, так и неправильные, сопровождаются пояснительной информацией. Кроме того, предполагается, что в ходе игры начисляются не призовые очки за правильный ответ, а штрафные – за неправильный. В этом случае ученик отвечает на вопрос еще и еще раз – до тех пор, пока правильный ответ не будет найден. Выигрывают те, кто набирает наименьшее количество штрафных очков.

Игра помимо контроля знаний выполняет еще и обучающую функцию. Знания детей при этом пополняются ненавязчиво, в игровой форме, – ведь каждому интересно узнать, почему его ответ оказался неверным и какой из вариантов правильный. А что интересно, то, как известно, легко запоминается.

Игра может проводиться в нескольких вариантах: письменном, устном – когда вопросы и комментарий к ответу зачитывает учитель или ведущий, или с использованием карточек – прочитав вопрос, ученик выбирает помеченную буквой карточку и читает на ее обороте комментарий. Можно воспользоваться и схемой телеигры «Звездный час» – учащиеся держат в руках помеченные буквами карточки и, выслушав вопрос, поднимают одну из них. Потом зачитываются комментарии и давшие верный ответ делают шаг вперед. Наконец, воспроизведение вопросов, вариантов ответов, комментариев и подсчет штрафных очков может осуществляться на экране компьютера. Составление подобной программы несложно и может быть выполнено самими ребятами на занятиях по информатике или просто кем-либо из увлекающихся учеников.

Количество и порядок вопросов при проведении игры регулируется в зависимости от ситуации. К каждому вопросу желательно использовать соответствующие иллюстрации.

Игру можно провести на уроке биологии в 8-м классе после изучения раздела «Птицы» или как внеклассное мероприятие.

Вводное слово

Много пользы и радости приносят птицы. Нас радует их удивительное пение и дивное оперение. А волшебное искусство гнездостроения «без рук, без топоренка»!

Их так много – наших пернатых друзей. И о каждой из птиц можно рассказать много интересного и удивительного. Но сегодня мы вспомним лишь некоторых представителей птичьего мира.

Вашему вниманию будет предложено несколько вопросов. Если вы выберете неверный ответ, вам придется отвечать еще раз, но за каждую ошибку начисляются штрафные очки. Постарайтесь, чтобы их было поменьше. Итак, вперед! Успехов вам!

Вопросы

1. Самая крупная птица в России, это:

А – пингвин; Б – страус; В – дрофа; Г – лебедь.

Комментарии

ДрофаА. Пингвин, конечно, не всякий, а императорский, и в самом деле самый крупный – среди водоплавающих птиц. Его рост достигает 1,2 м, а вес 40–45 кг. Но тебе должно быть стыдно: где же в России можно встретить пингвина? Разве что в зоопарке... (Два штрафных очка.)

Б. Верно, самой крупной птицей является страус, а точнее африканский страус. Но тебя спрашивают о птицах твоей страны, а африканский страус водится в Африке. (Два штрафных очка.)

Дрофа

В. Молодец! Действительно, дрофа – самая крупная птица России. Ее вес достигает 16 кг. Обитает она в степных и полупустынных районах нашей Родины, а также в Казахстане, Южной Европе, Закавказье, Средней Азии, Монголии и Китае.

Г. Лебедь, а особенно лебедь-шипун, – птица крупная, его вес достигает 13 кг. И он встречается в России. Но все же рекордсменом среди наших пернатых является другая птица. (Одно штрафное очко.)

2. Однажды в морозный февральский день шел я вдоль реки, слышу – птица щебечет. Смотрю – на краю проруби, у самой воды, сидит птица, дергает коротким хвостом и заливается на все лады. Я сделал к ней несколько шагов, чтобы получше рассмотреть. А она – с размаху и в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте. А вы не подскажете, какая птица встретилась на моем пути в тот день?

А – утка; Б – гага; В – олуша; Г – оляпка.

Комментарии

А. Во-первых, утки – птицы перелетные и у нас они не зимуют, разве что в больших городах; во-вторых – ты не слышал звуки, издаваемые этими птицами? Похожи ли они на пение? (Два штрафных очка.)

Б. Гаги в поисках пищи и в самом деле прекрасно ныряют и могут находиться на глубине 20 м целую минуту. Но это морские птицы. (Два штрафных очка.)

В. Олуши охотятся на морских рыб и селятся колониями на скалах и островах, поэтому речь идет не о них. (Одно штрафное очко.)

Г. Да, ты прав. Это и в самом деле была оляпка, или, как ее еще называют, водяной воробей. Небольшая белогрудая птичка величиной со скворца. Она прекрасно чувствует себя под водой, бегает по дну, ловит водяных жучков и других насекомых. Ее перья смазаны слоем жира и не намокают. Когда она погружается в воду, воздух пузырится вокруг нее и птичка похожа на серебряную рыбку. Птица – водолаз! Как удивителен мир птиц!

3. Вспомним внутреннее строение птиц. Надеюсь, вам известно, что дыхание – это обмен газами между организмом и внешней средой. Этот процесс, а точнее – обогащение крови в легких кислородом, осуществляется у птиц:

А – только при вдохе; Б – только при выдохе; В – и при вдохе, и при выдохе.

Комментарии

А. Вы правы, но частично, ведь речь идет о птицах, а у них свои особенности. (Одно штрафное очко.)

Б. Похоже, ты вообще не очень хорошо знаешь биологию. (Два штрафных очка.)

В. Молодец, ты, конечно же, прав, ведь для птиц характерно двойное дыхание. Чистый воздух проходит через их легкие и при вдохе, и при выдохе – он попадает туда из воздушных мешков, которые наполняются при вдохе.

4. Продолжим разговор о внутреннем строении птиц. Я надеюсь, вам известно, какой круг кровообращения называется малым, а какой большим; какие бывают виды крови и как кровь распределяется в сердце? Тогда сейчас вы легко укажете тот отдел сердца, из которого начинается большой круг кровообращения. Это:

А – левое предсердие; Б – левый желудочек; В – правое предсердие; Г – правый желудочек.

Комментарии

А. Увы, ты не прав. (Одно штрафное очко.)

Б. Молодец! Именно из левого желудочка достаточно сильными мышцами его стенок артериальная кровь выталкивается и расходится по организму.

В. Из предсердия, да еще правого?! Открой учебник, прочти нужные страницы. (Два штрафных очка.)

Г. Да, из правого желудочка начинается один из кругов кровообращения, но малый, когда венозная кровь, а именно она содержится в правой половине сердца, движется к легким. (Одно штрафное очко.)

5. ...Зима. Птицы заняты строительством гнезд. Вот гнезда готовы. Дует холодный ветер. Самочки откладывают яички. Сугробы укутали деревья, на которых в гнездах вот-вот выведутся птенцы. Какая птица отважилась на обзаведение потомством в зимнюю стужу?

А – клест; Б – дятел; В – зимородок; Г – зимняк.

Комментарии

А. Конечно, это клест. Клесты выводят птенцов зимой и выкармливают их семенами хвойных деревьев, которые созревают в шишках именно в это время. А чтобы птенцы не замерзли – самочка сидит на гнезде, не поднимаясь. Кормит ее самец.

Б. Тебе необходимо заняться самообразованием. (Два штрафных очка.)

В. Как обнадеживает название птицы! Но увы, эти птицы, как и большинство пернатых, выводит птенцов в теплое время года, причем гнездятся они, т.к. питаются в основном рыбой, по берегам рек и озер – роют норки до метра длиной в обрывах. (Одно штрафное очко.)

Г. Ты, наверное, просто ничего не знаешь о зимняке. Это хищная птица, один из видов канюков. Гнездится она в тундре и лесотундре. И конечно же, летом. А вот зимой, когда гнездовые заботы закончены, а корма становится мало, зимняки откочевывают к югу. (Одно штрафное очко.)

Ласточка-касатка и ее гнездо
Ласточка-касатка и ее гнездо
Ласточка-береговушка и ее гнездо
Ласточка-береговушка и ее гнездо
Городская ласточка и ее гнездо
Городская ласточка и ее гнездо
Пара зябликов и их гнездо
Пара зябликов и их гнездо
Обыкновенный ремез и его гнездо
Обыкновенный ремез и его гнездо

6. «Без рук, без топоренка построена избенка». А кто хозяин этого гнезда?

А – ласточка; Б – жаворонок; В – зяблик; Г – ремез.

Комментарии

А. Нет. Городские и деревенские ласточки крепят свои гнезда вблизи человеческого жилья – под крышей дома, например. Береговые же ласточки живут колониями и гнезда устраивают в норах обрывистых берегов рек. (Два штрафных очка.)

Б. Ну что ты?! Жаворонок – степная птица и свои гнезда устраивает на земле, обычно среди зеленеющих всходов злаков. (Два штрафных очка.)

В. Нет. Гнездо зяблика – чашеобразное и, как правило, замаскировано мхом, лишайником, если оно на хвойном дереве, либо берестой – если на березе. Найти такое гнездо, как человеку, так и хищнику, очень трудно. (Одно штрафное очко.)

Г. Да, это ремез. Именно он, выбрав самую гибкую веточку, склонившуюся над водой, начинает обустраивать свое гнездо, которое не спутаешь с гнездом никакой другой птицы. Оно отличается своеобразной формой – домик-«рукавичка». Теплый и прочный получается у трудолюбивого ремеза домик для птенцов.

7. Для многих видов птиц, как и для других животных, характерно явление полового диморфизма. Чем только не отличаются друг от друга самец и самочка: размерами, окраской оперения, различными украшениями на голове, туловище, хвосте. А самец какой птицы имеет на шее пышный воротник?

А – тайфунник; Б – турухтан; В – удод; Г – вертишейка.

Комментарий

А. Тайфунник – птица отряда буревестникообразных, ее жизнь связана с морем. Селятся колониями. Самец и самочка у них ничем друг от друга не отличаются. (Два штрафных очка.)

Б. Да, это самец турухтана. В отличие от ничем не примечательной самочки, он имеет на шее пышный воротник из ярких перьев.

В. Удод – птица с ярким, нарядным оперением. Ее голова украшена длинным веерообразным хохолком. А вот воротника на шее нет. (Одно штрафное очко.)

Г. Самец и самка вертишейки ничем внешне не отличаются. И никакого воротника у этих птиц нет. (Два штрафных очка.)

Подведение итогов

Победителем считается тот, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

Результаты игры можно использовать и для выставления оценок:

– менее 4 штрафных очков – «5». («Ты молодец. Хорошо знаешь биологию»);
– от 4 до 7 штрафных очков – «4». («Надеюсь, то, что вызвало у тебя затруднение в ходе игры, теперь стало известным и понятным?»);
– от 8 до 16 штрафных очков – «3». («Как много времени ты потратил на поиски верного ответа, но, надеюсь, это не зря потерянное время! Стоит заняться самообразованием. Было бы желание, а книги всегда помогут»);
– более 16 штрафных очков – «2». (Никогда не читаешь книг и не интересуешься, что же творится рядом с тобой? На уроках сидишь безучастно... Срочно берись за работу!»).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru