УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Г.А.УФИМЦЕВА,
Д.Ш.МАТРОС

Продолжение. См. No 45, 47, 48/2000;

Контрольные тесты к учебникам Федерального комплекта

Нумерация абзацев соответствует учебнику: Беляев Д.К. и др. Биология. 10-11-й классы

§ 19. Мейоз

1. Мейоз – особый тип деления клеток, в результате которого число хромосом:

а) увеличивается вдвое;
б) уменьшается вдвое;
в) не изменяется;
г) изменяется случайно.

(Ответ: б.)

2. Основное событие, происходящее в мейозе I:

а) спирализация хромосом;
б) исчезновение ядерной оболочки, исчезновение ядрышка, образование нитей веретена деления;
в) перекрест хромосом;
г) конъюгация хромосом.

(Ответ: в.)

3. Формирование гаплоидного набора в гаметах обеспечивается расхождением:

а) хроматид в анафазе II;
б) гомологичных хромосом в метафазе I;
в) гомологичных хромосом в анафазе I;
г) пар конъюгированных хромосом в анафазе I.

(Ответ: в.)

4. Значение мейоза состоит в образовании клеток:

а) с одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке;
б) с увеличенным вдвое набором по сравнению с материнской клеткой;
в) различающихся между собой по количеству хромосом;
г) с уменьшенным вдвое набором по сравнению с материнской клеткой.

(Ответ: г.)

5. Генетическое разнообразие в процессе мейоза достигается в результате:

а) перекреста хромосом в профазе I, конъюгации хромосом в профазе;
б) различного сочетания гомологичных хромосом в анафазе I, расположения пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости в метафазе I;
в) перекреста хромосом в профазе I, различного сочетания гомологичных хромосом в анафазе I;
г) конъюгации хромосом в профазе I, расположения пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости в метафазе I.

(Ответ: в.)

§ 20. Образование половых клеток. Оплодотворение

1. Сперматогенез – это процесс образования:

а) соматических, половых клеток;
б) мужских половых клеток;
в) женских половых клеток;
г) соматических клеток.

(Ответ: б.)

2. Овогенез – процесс образования:

а) соматических, половых клеток;
б) женских половых клеток;
в) мужских половых клеток;
г) соматических клеток.

(Ответ: б.)

3. Сопоставьте особенности строения сперматозоида:

1) уменьшение размеров;
2) исчезновение цитоплазмы;
3) наличие комплекса Гольджи;
4) наличие митохондрии у основания хвостика;
5) наличие хвостика

его функциям:

а) обеспечивает энергией;
б) плотная упаковка;
в) обеспечивает растворение оболочки яйцеклетки;
г) облегчает движение;
е) обеспечивает движение.

(Ответ: 1–г, 2–б, 3–в, 4–а, 5–е.)

4. У цветкового растения спермий достигает яйцеклетки по:

а) ткани зародышевого мешка;
б) пыльцевой трубке;
в) воде;
г) тканям столбика.

(Ответ: б.)

5. Сопоставьте особенности строения яйцеклетки:

1) крупные размеры;
2) наличие одной или нескольких оболочек;
3) наличие рибосом;
4) наличие желточных зерен

ее функциям:

а) осуществляют синтез питательных веществ (белков);
б) обеспечивают запас питательных веществ;
в) обеспечивают развитие зародыша;
г) защищают внутреннее содержимое.

(Ответ: 1б, 2г, 3а, 4в.)

6. Образование большого количества половых клеток у живых организмов является:

а) приспособлением к малой вероятности встречи;
б) случайным событием в жизни организмов;
в) приспособлением к неблагоприятным условиям среды;
г) результатом содержания минимального количества питательных веществ.

(Ответ: а.)

Обобщение главы «Размножение организмов»

1. Клеточный цикл – это период жизни клетки:

а) от ее рождения до смерти;
б) от одного деления до следующего;
в) между делениями;
г) во время деления.

(Ответ: б.)

2. Митоз – это способ деления эукариотической клетки, в результате которого:

а) образуются две клетки, генетический материал которых идентичен исходной;
б) образуются две одинаковые клетки;
в) образуются клетки с одинаковым генетическим материалом;
г) генетический материал делится пополам;
д) все сказанное выше.

(Ответ: д.)

3. Дочерние клетки получают в процессе митоза:

а) диплоидный набор хромосом;
б) гаплоидный набор хромосом.

(Ответ: а.)

4. Какие виды бесполого размножения:

1) простое деление;
2) спорообразование;
3) вегетативное размножение;
4) почкование

характеризуются образованием:

а) новой особи на теле материнской;
б) двух клеток, идентичных материнской (у одноклеточных организмов);
в) одноклеточных образований с плотной оболочкой;
г) нового организма из части материнского.

(Ответ: 1–б, 2–в, 3–г, 4–а.)

5. Мейоз – особый тип деления, в результате которого число хромосом в дочерних клетках:

а) изменяется случайно;
б) увеличивается вдвое;
в) уменьшается вдвое;
г) не изменяется.

(Ответ: в.)

6. Для митоза характерно, что:

а) хромосомный набор дочерних клеток уменьшается вдвое по сравнению с материнской; является цитологической основой полового размножения;
б) хромосомный набор дочерних клеток идентичен материнской; является цитологической основой бесполого размножения;
в) хромосомный набор дочерних клеток остается неизменным по сравнению с материнской; является цитологической основой полового размножения;
г) хромосомный набор дочерних клеток увеличивается вдвое по сравнению с материнской; является цитологической основой бесполого размножения.

(Ответ: б.)

7. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:

а) образуется зигота;
б) развиваются гаметы;
в) увеличивается число клеток;
г) происходит воспроизведение себе подобных.

(Ответ: а.)

8. Благодаря процессу оплодотворения, генетическое разнообразие потомства:

а) возрастает;
б) остается неизменным;
в) уменьшается.

(Ответ: а.)

§ 21. Зародышевое развитие организма

1. Онтогенез – это процесс:

а) исторического развития организма;
б) индивидуального развития организма;
в) деления клетки;
г) зародышевого развития организма.

(Ответ: б.)

2. Дробление, гаструляция, органогенез – стадии:

а) зародышевого развития;
б) развития вида;
в) онтогенеза;
г) эволюции.

(Ответ: а.)

3. Мезодерма – зародышевый слой, который появляется на стадии:

а) гаструлы;
б) органогенеза;
в) бластулы;
г) дробления.

(Ответ: а.)

4. Специфичность функций клеток зародыша возникает на стадии:

а) бластулы;
б) органогенеза.
в) гаструляции;
г) дробления.

(Ответ: б.)

5. Закладка органов у зародыша является результатом:

а) действия мезодермы на окружающие клетки;
б) действия эктодермы, энтодермы на окружающие клетки;
в) действия организаторов на окружающие клетки;
г) стадий зародышевого развития.

(Ответ: в.)

6. На зародыш, защищенный яйцевыми оболочками или материнским организмом, внешние условия оказывают влияние:

а) вредное;
б) положительное;
в) нейтральное;
г) положительное, нейтральное, вредное.

(Ответ: в.)

7. Наиболее опасно влияние алкоголя и никотина, наркотиков на зародыш человека в период:

а) бластулы;
б) гаструляции;
в) органогенеза;
г) дробления.

(Ответ: в.)

§ 22. Организм как единое целое

1. Сопоставьте способы приспособления организма:

1) изменение морфоанатомического строения;
2) саморегуляция, биологические часы;
3) анабиоз;

и влияние факторов окружающей среды:

а) ограничителей;
б) модификаторов;
в) раздражителей.

(Ответ: 1–б, 2–в, 3–а.)

2. Способность живых организмов сохранять свой состав и свойства на относительно постоянном уровне независимо от меняющихся условий среды называется:

а) приспособлением;
б) саморегуляцией;
в) онтогенезом;
г) обменом веществ.

(Ответ: б.)

3. Значение саморегуляции заключается в:

а) обеспечении сложности организмов;
б) приспособлении организма к изменениям внутренних факторов и факторов окружающей среды;
в) снижении уровня жизнедеятельности организмов;
г) взаимосвязи строения и функции организмов.

(Ответ: б.)

4. Понятие «гомеостаз» характеризует:

а) процесс расщепления углеводов в отсутствие кислорода;
б) процесс разрушения клеток путем их растворения;
в) состояние динамического равновесия живой системы, поддерживаемое деятельностью регуляторных систем;
г) процесс обмена веществ и энергии живой системы.

(Ответ: в.)

5. Понятие «анабиоз» характеризует приспособление организма к факторам среды:

а) благоприятным;
б) изменяющимся;
в) неблагоприятным;
г) всем перечисленным выше.

(Ответ: в.)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru