ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Е.В. КОТЕНКОВА

Запахи и их значение в жизни человека

Обонятельные сигналы играют важную роль в поведении различных видов животных, от насекомых до человека. Но у человека обоняние развито относительно плохо по сравнению с другими видами млекопитающих. Человек живет в мире звуков и зрительных образов. Поэтому нам часто трудно сразу понять наших четвероногих питомцев, для которых первостепенное значение в жизни имеют именно запахи. Запах представляет собой визитную карточку животного: он несет информацию о принадлежности к тому или иному виду, полу и даже определяет его индивидуальные и семейные связи. Обнюхивая пахучую метку, оставленную другим сородичем, многие виды млекопитающих могут отличить знакомого от незнакомца, родственника от чужака; мать и детеныш тоже узнают друг друга по характерному запаху. Отдельные работы, посвященные изучению роли запахов в жизни человека, появлялись в печати начиная с конца 30-х гг. Однако лишь в течение последнего десятилетия изучение роли феромонов и вообще запахов в жизни людей начало развиваться бурными темпами.

Чувствительность человека к запахам: индивидуальные различия

14.jpg (26506 bytes)Как и все млекопитающие, люди выделяют во внешнюю среду секреты сальных и потовых желез, мочу и фекалии, запахи которых могут содержать определенную информацию об индивидууме. Многочисленными исследованиями показано, что феромоны оказывают сильное воздействие на поведение и физиологические реакции млекопитающих. По обонятельным сигналам млекопитающие распознают видовую и половую принадлежность особей, их физиологическое состояние, возраст, социальный статус, состояние здоровья. По сравнению с другими высшими приматами человек, обладая достаточно хорошо развитыми кожными железами и выделяя большое количество секретов и экскретов, по мнению некоторых исследователей, является наиболее пахучей высшей обезьяной.

Однако в отличие от большинства млекопитающих, которые относятся к макросматикам и в передаче информации у которых обонятельные сигналы играют первостепенную роль, человек принадлежит к микросматикам, т.е. имеет слабо развитые отделы мозга, связанные с восприятием и переработкой этого рода информации (например, обонятельные луковицы). Кроме того, у человека нет вомероназального органа, который, как показано большим числом исследований, имеет важное значение в восприятии феромонов у млекопитающих. У человека вомероназальный орган редуцируется еще в период эмбрионального развития (на 16–32-й неделе жизни эмбриона). Все это свидетельствует в пользу того, что запахи играют относительно незначительную роль в жизни человека по сравнению с акустическими и визуальными сигналами и лишь в области эмоций могут играть весьма существенную роль.

Уже относительно давно было показано, что пороги восприятия различных веществ у человека сильно отличаются от таковых у других млекопитающих. Так, чувствительность человека к некоторым запахам в тысячи и даже миллионы раз меньше, чем у собаки. Более того, люди с нормально функционирующей обонятельной системой и нормальной остротой обоняния вообще не ощущают запахи некоторых соединений.

Такое отсутствие восприятия запаха определенного вещества или какого-то класса веществ получило название специфической аносмии. Так, например, показано, что специфическая аносмия к цианиду водорода у мужчин составляет 17–54%, а у женщин 0–53%. Предполагается, что аносмия к этому веществу сцеплена с полом.

Наиболее подробно исследована индивидуальная чувствительность к андростенону, который был обнаружен в слюне свиней. Оказалось, что это соединение является половым феромоном свиней и его запах вызывает реакцию лордоза (т.е. позу готовности к спариванию) у свиноматок. Оно нашло широкое применение при искусственном осеменениии свиней для выявления свиноматок, готовых к осеменению. Стоит такой свиноматке учуять запах андростенона, как она застывает на месте, проявляется так называемый рефлекс неподвижности. В бывшем ГДР препарат выпускался под фирменным названием «Суидор».

Секреты человеческих желез и экскреты содержат андростенон, причем у мужчин его содержание выше, чем у женщин. Интересно, что андростенон и близкие к нему соединения могут изменять поведение людей, действуя как половые аттрактанты или оказывая воздействие на эмоциональное состояние людей и их сексуальные реакции.

Специфическая аносмия к андростенону была выявлена в 40–50% случаев. Чувствительность тех, кто ощущал запах андростенона, сильно различалась, причем испытуемые с наиболее низкими порогами оценивали запах андростенона как неприятный, людям со среднем уровнем чувствительности казалось, что запах андростенона напоминает запах сандалового дерева, духов, мускуса или пота. Такие различия в чувствительности к андростенону могут имеют генетическую природу. Подтверждением этому служит тот факт, что в парах однояйцевых близнецов запах чувствовали либо оба из них, либо ни один.

Чувствительность к запахам может изменяться с возрастом. Показано, что дети чувствительны к тем же запахам, что и взрослые, но их «гедоническая» оценка запаха (приятный–неприятный) сильно изменяется с возрастом. Считалось, что у детей нет отвращения к запахам, которые у взрослых вызывают защитную реакцию, поэтому было высказано предположение, что у людей нет врожденной отрицательной реакции на запахи и что все гедонические оценки запаха связаны с приобретением личного опыта, обучением.

Однако более поздние исследования показали, что защитные реакции на запахи развиваются у детей в довольно раннем возрасте, а противоречие с более ранними результатами может быть связано с трудностями определения гедонических оценок запахов у детей. Установлено, что гедонические оценки трехлетних детей и взрослых в целом совпадали. Дети оценивали запах андростенона как неприятный, связанный со взрослыми.

Специфическая аносмия к этому веществу развивается у мужчин по мере взросления, и примерно треть мужчин приобретают ее в переходный период от детства к юношеству. У людей со специфической аносмией к андростенону долговременная экспозиция этого соединения приводит к появлению чувствительности к его запаху. Позже было показано, что ежедневная кратковременная экспозиция (всего 1–2 ч) в течение 1–3 недель также приводит к появлению чувствительности.

Предполагается, что одним из механизмов такой индуцированной чувствительности может быть появление в обонятельном эпителии рецепторов, чувствительных к андростенону. Известно, что обновление обонятельного эпителия происходит за 25–35 дней, т.е. в течение двух недель обновляется 40–56% эпителиальных клеток.

Чувствительность к обонятельным сигналам у женщин изменяется в зависимости от фазы менструального цикла. Большинство испытуемых показало и высокую чувствительность в середине цикла и низкую во время фолликулярной и лютениальной фаз. С помощью физиологических методик подтверждена высокая чувствительность к одорантам во время овуляции.

Роль обонятельных сигналов в стимуляции тех или иных эмоциональных состояний человека, значение гедонической оценки запахов и ее взаимосвязь с эмоциями – наиболее популярные и вызывающие особый интерес современные направления изучения роли запахов в жизни людей. Идея о том, что обоняние и эмоции тесно связаны и что обоняние – «наиболее эмоциональное» человеческое чувство, часто обсуждаются в научной литературе. Однако лишь небольшое число научных исследований посвящено этой проблеме. При сравнительном изучении связи различных сенсорных чувств (зрения, слуха, обоняния) с эмоциями и взаимосвязи роли запахов, звуковых и зрительных сигналов с эмоциональной памятью и эмоциональными состояниями человека получены противоречивые результаты.

Экспериментальные исследования показали, что восприятие запахов у людей всегда связано с гедонической их оценкой в отличие от восприятия сигналов других модальностей. Люди могут оценивать запахи как «приятные–неприятные» на основании лишь обонятельного опыта, не связывая их восприятие с какими-либо предметами, в то время как оценка зрительных и акустических стимулов зависит от оценки тех предметов, с которыми они связаны. Идентификация источника запаха может влиять только на эмоциональную реакцию на него, но не на гедоническую оценку запаха.

Запахи могут непосредственно влиять на настроение – простое ощущение того или иного запаха может приводить к изменению настроения человека. При этом определенные одоранты могут оказывать специфическое воздействие на настроение, вызывая расслабление, возбуждение (в том числе и половое) или усиление чувственности.

Так, например, некоторые соединения, содержащиеся в мускатном орехе (мускат, валериана и др.), оказывают вполне специфическое воздействие, снимая стресс. Эти вещества широко используются в ароматотерапии: они снижают систолическое давление, снимают ощущения страха, подавленности, усиливают ощущения счастья, спокойствия и оказывают расслабляющее действие. В ароматотерапии известно влияние целого ряда эфирных масел на эмоциональное состояние человека (лаванда, жасмин и др.).

Известно, что запахи андростенона и андростерола влияют на поведение человека. Запахи этих веществ снижают самооценку сексуальности у мужчин и оказывают влияние на оценку сексуальности других людей при просмотре фотографий. Мужчины избегали комнату для отдыха, обработанную андростенолом, тогда как на выборе женщин это не сказывалось. В другом исследовании было показано, что женщины чаще выбирали в кабинете зубного врача кресло, обработанное андростеноном в высоких концентрациях, чем стоящее рядом, но без этого запаха, а мужчины выбирали кресло с запахом реже.

Кроме специфических воздействий запахи могут оказывать неспецифическое влияние на настроение человека. Приятные запахи улучшают настроение, а неприятные могут его ухудшить. Поэтому люди активно изменяют запаховую среду, в которой они находятся: проветривают помещения, окуривают их благовониями, используют парфюмерию.

Запахи могут надолго сохраняться в эмоциональной памяти человека и активизировать эмоциональную память. Поэтому запахи часто используются как стимулы при изучении долговременной памяти человека. Запоминается взаимосвязь запаха с определенным контекстом. Запаховые стимулы обладают способностью возбуждать память и воображение, что часто сопровождается сильными эмоциями, сходными с теми, которые были испытаны в ситуации, связанной с определенным запахом.

Запахи, связанные с эмоциями, оказывают воздействие на поведение человека в зависимости от индивидульного опыта. Например, запах, присутствовавший во время решения сложной задачи, может вызвать стресс, если испытуемый встретится с ним позже. В одном из исследований испытуемым предлагали 254 запаха, связанных с пищей, домом, другими людьми и т.д. Оказалось, что предъявление запахов часто вызывало в памяти людей определенные эпизоды и образы, имеющие эмоциональную окраску. Запахи человека часто вызывали ассоциации с матерью, любимым человеком, родителями, друзьями.

Запахи обладают мощным мотивационным воздействием. Они могут оказывать сильный аттрактивный или репеллентный эффект, привлекая или отталкивая людей. У человека аттрактивность или репеллентность запаха в значительной степени определяется их гедонической оценкой. Эта проблема непосредственно связана с использованием парфюмерии, и практически ни одно из совещаний по химической коммуникации не обходится без выступления парфюмеров, так как искусственные запахи приобретают для человека вполне определенное сигнальное значение.

Запаховый опыт оказывает влияние на подсознание и поведение, сходное с тем, какое оказывают те или иные эмоции. Основываясь на идее, что приятные запахи вызывают положительную оценку других людей, было проведено исследование, в котором у мужчин выяснялось первое впечатление о женщинах. Оказалось, что надушенные женщины больше привлекали мужчин и навевали романтическое настроение, если были одеты «неформально». Надушенные обычно одетые женщины не вызывали таких оценок.

Установлено, что запах средне неприятный в большей степени усиливает агрессивность людей, чем очень сильно неприятный запах. В другом исследовании студентам предлагали по фотографиям дать оценку сфотографированных людей. Оказалось, что при наличии неприятного запаха (этилмеркаптан), положительные оценки давались реже, чем без этого запаха.

Запахи могут действовать как катализаторы, усиливая то или иное эмоциональное состояние. Например, нанесение на тело любимого (любимой) приятного запаха может сильно увеличить его (ее) привлекательность как полового партнера.

Один из наиболее хорошо исследованных феноменов, в реализации которого, вероятно, имеют значение обонятельные сигналы, – синхронизация менструальных циклов у совместно живущих женщин. Впервые этот эффект был описан в 1971 г. Этой проблеме посвящено большое число исследований, трактовка результатов которых зачастую весьма противоречива.

Изначально эффект был описан для женщин, которые жили вместе в общежитии колледжа. Затем был проведен ряд исследований, которые в целом подтвердили его наличие у женщин, живущих вместе, у совместно работающих женщин, у матерей и дочерей, в парах лесбиянок, живущих совместно.

Однако позже в литературе появились данные об отсутствии такой синхронизации. В ответ на эти критические замечания была выполнена целая серия работ, которая подтверждает наличие синхронизации циклов у совместно живущих и находящихся в тесном социальном контакте женщин. При этом на синхронизацию циклов могут оказывать влияние три фактора: дружба, совместная работа или другая деятельность и время, в течение которого женщины живут вместе.

В обычной жизни люди узнают других людей на основании зрительных и, в меньшей степени, акустических сигналов. Мало кому придет в голову идентифицировать друга по его запаху. Тем не менее человек обладает способностью распознавать по запаху отдельных индивидуумов. Показано, что младенцы могут распознавать запах своей матери и других женщин и отличать духи, которыми пользуется их мать, от контрольных запахов. Дети дошкольного возраста могут распознавать рубашки, которые носили их мать, братья и сестры, от рубашек незнакомых людей и различать запахи родственников и знакомых.

Примеры можно было бы продолжить, но мы завершим рассказ о роли запахов в жизни людей. Отметим только, что эта проблема исследована еще недостаточно хорошо и число посвященных ей публикаций непрерывно растет.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru