Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №38/2000

УЧЕБНИИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

СУХОВА Т.С.,
СТРОГАНОВ В.И.

Продолжение. См. No 37/2000

Природа.
Введение в биологию и экологию

Тематическое планирование
V класс (68 ч, 2 ч в неделю)

СУХОВА Т.С., СТРОГАНОВ В.И. Природа. Введение в биологию и экологию

Методические рекомендации

1. Закрепляем знания о питании как общем признаке живых организмов.
2. Предлагаем самостоятельное выполнение работ с рис. 51 и 53 для проверки усвоения знаний о:
а) разнообразии способов питания живых организмов;
б) взаимосвязи организмов через пищевые цепи.
3. Формируем понятие о потреблении животными готовых органических веществ и роли растений в жизни животных и человека.
4. Учим проводить наблюдения и анализировать результаты опытов (опыт ван Гельмонта, наблюдения 1–4).
5. Формируем понятие о фотосинтезе (на уровне представлений).

Урок 16. Подведем итоги

По усмотрению учителя контроль знаний можно провести в форме письменной работы. Однако важнее обобщение знаний, спокойный их анализ в диалоге «учитель–ученик» о взаимосвязях и взаимозависимостях между живыми организмами и окружающей их неживой природой. Это введет учащихся в мир экологических понятий.

Методические рекомендации (в соответствии с номерами заданий)

1. Не требуя от учащихся запоминания цифр, учим использовать эти цифры для работы над содержанием понятия. Поэтому при выполнении первого задания ребята могут пользоваться учебником.
2. Предложите учащимся найти в § 13 вывод, который поможет им дописать предложение. Обсудите выполненное задание, еще раз напомнив, что больше потомков у тех организмов, которые не могут обеспечить их надежной защитой и достаточным запасом питательных веществ.
3. При выполнении задания учитель может предложить самостоятельно привести несколько примеров или повторить вывод на стр. 64, указав все возможные причины.
4. Задание на проверку таблицы (стр. 69).
5. Дописав предложение, учащиеся сами дают определение среде обитания. Можно предложить им устно подтвердить это определение конкретными примерами.
6. При выполнении задания ученик вспоминает понятие «благоприятные условия», а учитель контролирует выполнение домашнего опыта.
7. Задание рассчитано на проверку дополнительных знаний учащихся. В тексте учебника примеров вымерших животных нет. Это повод для разговора о важности чтения дополнительной литературы.
8. Желательно, чтобы каждый ученик составил собственную схему, используя свои примеры. Те, кто не справляется с заданием самостоятельно, могут найти подобную схему в учебнике.
9. Ответ можно ограничить перечислением условий, необходимых для образования растением органических веществ (свет, вода, углекислый газ, хлорофилл). Однако важно вместе обсудить слова К.А. Тимирязева, приведенные в § 15.
10. В ответе должна прозвучать мысль, что растения – источник кислорода для дыхания животных и человека и органических веществ для их питания.
11. При выполнении задания можно использовать рис. 9–11, 48, 53.
12. Заполнению пунктов а и б должны предшествовать предложения учащихся по улучшению экологической ситуации в конкретной местности.

Урок 17. Как питаются разные животные

План урока

1. Разные способы добывания животными готовых органических веществ (работа с рисунками учебника).
2. Зависимость способа питания животных от среды обитания (развитие понятия о взаимосвязи организма и окружающей его среды).
3. Добывание готовых органических веществ – общее свойство всех животных и человека (понятие о признаках царства животных).
4. Постоянное расходование животными и человеком питательных веществ на движение и рост организма (развитие общего биологического понятия о пище как источнике энергии, о значении процесса пищеварения).

Методические рекомендации

1. Учитывая преобладание конкретного мышления у учащихся этого возраста, даем на конкретных примерах из жизни животных понятие о разнообразии способов добывания пищи.
2. Устанавливаем взаимосвязь между способами питания животных и средой, в которой они обитают.
3. Подводим учащихся к общим биологическим закономерностям – необходимости готовых органических веществ для жизни животных и человека.
4. Предлагаем учащимся решить поисковую задачу: почему нельзя наесться один раз на всю жизнь? Это необходимо для формирования общебиологического понятия о пище как источнике энергии и экологического понятия о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

Урок 18. Как питается растение

План урока

1. Хлорофилл – зеленое вещество, свойственное всем растениям (формирование понятия о признаках царства растений).
2. Свет – необходимое условие для образования хлорофилла (использование анализа и синтеза для объяснения наблюдений 1–3, § 15).
3. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа (лабораторная работа № 4).
4. Обобщение полученной информации о значении света и хлорофилла для питания растения.

Методические рекомендации

1. Опираемся на усвоенные знания:
а) вещества, образованные в живом организме, называют органическими (вывод к § 15);
б) ветка ивы, которую поливали дождевой водой, не содержащей никаких питательных веществ, за 5 лет стала весить на 64 кг 950 г больше (опыт ван Гельмонта);
в) на свету растения становятся зелеными, в них образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл (наблюдения 1–3, § 15);
г) растение кормит себя само, образуя органические вещества (§ 15).
2. Систематизируем полученные знания, предложив ребятам для самоконтроля письменно выполнить упражнение.
3. В ходе лабораторной работы учащиеся, исследуя тайны зеленого листа, почувствуют свою причастность к раскрытию загадок природы, связанных с уникальным процессом питания растений.

Урок 19. Только ли лист кормит растение

План урока

1. Корень – орган питания растений (понятие о связи строения и функции органов растения).
2. Знакомство с разнообразием корней растений (лабораторная работая № 5).
3. Функции корней: укрепление растений в почве и поглощение воды с растворенными в ней питательными веществами (работа с рисунками учебника).
4. Почва – источник минеральных солей для питания растений (проведение и обсуждение опыта).
5. Растения-хищники (работа с дополнительной литературой, развивающей интерес к природе и наукам, ее изучающим).

Методические рекомендации

1. Предлагаем учащимся минимум теоретических сведений, которые они должны самостоятельно «добыть», работая со схемами, рисунками, дополнительной литературой.
2. Обсуждение всех функций корня в этом курсе не предусмотрено. Акцент делаем только на двух:
а) укрепление растений в почве (важно представление о малой подвижности растений по сравнению с животными);
б) поглощение воды с растворенными минеральными веществами (усвоение понятия о почве как среде обитания, роли растений в круговороте веществ).
3. По материалу параграфа концентрируем внимание учащихся на общих закономерностях:
а) различия в способности к передвижению растений и животных;
б) образ жизни растений обусловлен способами их питания;
в) используя почву как источник воды и минеральных солей, растения участвуют в круговороте веществ.
4. Предлагаем прочитать рассказ о растениях-хищниках. Важны эмоциональный настрой, чувство «первооткрывателя» при самостоятельной работе учащихся с текстом.
5. Формируем экологические понятия о взаимосвязях растений с неживой природой и пищевых связях «хищник–жертва».

Урок 20. Как питаются паразиты

План урока

1. Паразитизм как способ питания (определение понятий «паразит» и отношения «паразит–хозяин»).
2. Многообразие паразитов (работа с рис. 72).
3. Общие признаки паразитов (поисковые задачи, развивающие системное мышление).
4. Роль паразитов в регулировании численности других организмов (формирование биологического понятия о борьбе за существование и экологического понятия о живом организме как среде обитания).

Методические рекомендации

1. Предлагаем рис. 72 и 73 как источники информации о разнообразии паразитов, их приспособленности к паразитическому образу жизни; о паразитизме как способе питания.
2. На основе биологических понятий о паразитизме формируем экологическое понятие о роли пищевой связи «паразит–хозяин» в регулировании численности других живых организмов.
3. Акцентируем еще раз внимание на выводе § 14: «В природе нет вредных и полезных организмов, каждый выполняет свою роль...»
4. Для самоконтроля предлагаем учащимся работу с текстом рассказа. При этом:
а) проверяем усвоение понятия «паразит»;
б) расширяем экологическое понятие о взаимосвязях живых организмов;
в) закрепляем знания о роли паразитов в регулировании численности других организмов.

Урок 21. Подведем итоги

Обобщаем знания о процессе питания как общем признаке всех живых организмов.

Методические рекомендации (в соответствии с номерами заданий)

1. Возвращаемся к выводу § 17 и обсуждаем тезис: «Чем больше двигается животное или человек, тем больше ему нужно пищи». По усмотрению учителя используются рис. 92, 96 (§ 26) в качестве опережающей информации, развивающей мышление.
2. Задание на закрепление понятий, необходимых для построения пищевой цепи, – «растительноядные», «хищники», «паразиты». При ответе учащиеся могут назвать не сам термин, а конкретное животное. Задача учителя подвести ребят к более общим формулировкам.
3. Развиваем понятие об органических веществах, вернувшись к обсуждению текста и рисунков на стр. 76–77.
4. Закрепляем экологические понятия о пищевых связях живых организмов, обсуждая конкретных животных или схемы пищевых цепей.
5. Снова читаем слова К.А. Тимирязева (§ 15). Используем их эмоциональное воздействие для активизации познавательной деятельности учащихся. Предлагаем учащимся найти в тексте § 15 выводы, подтверждающие правильность выполнения задания.
6. Закрепляем понятия о пищевых связях живых организмов и значении растений для сохранения жизни на Земле.
7. Закрепляем знания о хлорофилле, используя практический опыт учащихся, полученный в ходе лабораторной работы.
8. Предлагаем учащимся подтвердить правильность ответа, используя материал § 19 (выводы, схемы, проведение опыта). Для определения готовности учащихся к теме следующего урока задаем вопрос: «Нужны ли минеральные соли животным и человеку?»
9. Закрепляем экологическое понятие о взаимоотношении «хищник–жертва» и общебиологическое понятие о приспособленности живых организмов к среде обитания.

Урок 22. Нужны ли минеральные соли животным и человеку

План урока

1. Источники минеральных солей для:
а) растений – почва;
б) животных и человека – пища, вода.
(Работа с рис. 74 и обсуждение собственных предположений учащихся о связи живых организмов с окружающей их средой.)
2. Соли, необходимые человеку и животным (обсуждение табл. 3 и рис. 75; выводы о влиянии состава пищи на живой организм).
3. Представление о нитратах. Содержание нитратов в овощах (формирование понятия о влиянии деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей).
4. Пути попадания загрязнителей в организм человека (составление схем, объясняющих взаимосвязи между живыми организмами, а также живыми организмами и неживой природой).

Методические рекомендации

1. Характеризуем следующие экологические понятия:
а) жизнь живых организмов зависит от окружающей их среды, так как из нее поступают необходимые для организма вещества;
б) загрязнители, находящиеся в окружающей среде, поступают через цепи питания в растительный и животный организм, а с ними – в организм человека;
в) загрязняя окружающую среду, человек ставит под угрозу не только жизнь растений и животных, но и свою собственную.
2. Информация о разнообразии минеральных солей может быть расширена по усмотрению учителя. Однако главное – показать взаимосвязи в природе, необходимость подобных знаний в повседневной жизни.
3. Развиваем мышление учащихся, предлагая анализ рисунков, составление схем и выдвижение своих предположений по обсуждаемым вопросам.
4. Создаем необходимый для творческой работы психологический климат, при котором поощряется собственное мнение, даже если оно парадоксально.
5. Поднимаем интерес к дополнительной литературе как источнику информации, способствующему более эмоциональному восприятию теоретического материала.

Урок 23. Можно ли жить без воды

План урока

1. Вода – необходимое условие жизни (составление учащимися подписей к рисункам, доказывающих необходимость воды для живых организмов).
2. Вода – составная часть всех живых организмов (проведение и объяснение опытов 1–3).
3. Вода – растворитель веществ, необходимых для организма и вредных для него (выполнение контрольного задания в тетради о воде как растворителе веществ в живом организме).
4. Значение испарения воды для охлаждения организма (пояснения к проведению опыта в домашних условиях).
5. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды, необходимой для жизни (экологические понятия о среде обитания, взаимосвязях организмов и среды обитания).
6. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле (работа с текстом, составление плана на тему «Значение воды», обсуждение практического задания по наблюдению за расходом воды в семье).

Методические рекомендации

1. Используя рис. 77, учим ребят строить доказательства.
2. Предлагая придумать названия со словом «вода» к каждой из картинок рис. 77, акцентируем внимание учащихся на значении воды в жизни живых организмов.
3. На опытах убеждаем ребят в присутствии воды в рассматриваемых организмах и подводим их к обобщению – вода входит в состав всех живых организмов на Земле.
4. Учим выделять главные положения текста, предложив учащимся составить план на тему «Значение воды».
5. Разбираем предлагаемое домашнее задание:
а) опыт, доказывающий испарение воды листьями;
б) наблюдения за расходом воды в семье1.

Результаты опыта и наблюдений записываются учащимися в рабочей тетради и оцениваются учителем.

Урок 24. Можно ли жить, не питаясь

План урока

1. Пища – источник энергии (повторение материала § 17, развитие понятия о пище как источнике энергии).
2. Разнообразие пищи и способов ее добывания (повторение § 17 и 20 и закрепление понятий «растительноядный», «всеядный», «хищник», «паразит»).
3. Пищевые связи между живыми организмами (составление схем пищевых цепей, акцент на взаимосвязях в живой природе).
4. Пищевые цепи – цепи передачи энергии (экологические понятия о круговороте веществ и однонаправленном потоке энергии).

Справка

Количество вещества, вовлекаемого в биосферные процессы, считается постоянным на протяжении длительных отрезков времени. Совершается многократный круговорот веществ, входящих в состав живых организмов. Говорить о «круговороте энергии» нельзя: в биосферу извне постоянно вливается поток солнечной энергии, а в обратный поток (от редуцентов к продуцентам и консументам) поступает ничтожное количество изначально вовлеченной энергии (не более 0,21%).

Методические рекомендации

Объем знаний, полученных при изучении § 17, 20, поможет путем активного поиска, сравнения, решения проблемных ситуаций усвоить материал § 24.

1. Используя полученные знания о процессе питания, характеризуем его как общее свойство всех живых организмов.
2. Пища как источник энергии (анализ рис. 81). Выделяем общебиологические понятия об органических веществах как основном источнике энергии для животных и человека.
3. В ходе проверки знаний о пищевых цепях как цепях передачи вещества и энергии делаем акцент на уникальную способность зеленых растений улавливать солнечную энергию.
4. Формулируем «правила» пищевых цепей:
а) Солнце – источник энергии, необходимой для жизни на Земле;
б) зеленое растение, способное поглощать солнечную энергию, – начало любой пищевой цепи;
в) разнообразие способов питания животных – это разнообразие способов получения ими энергии с пищей.
5. Предлагаем учащимся сформулировать основные положения урока, пользуясь обобщенной схемой (рис. 85).
6. Домашнее задание подведет учащихся к обобщенным представлениям о зависимости между расходом энергии и образом жизни живых организмов. выполнение этого задания подготовит учащихся к решению следующей задачи, разбираемой на следующем уроке.

Урок 25. Как можно добыть энергию для жизни

План урока

1. Способность растений, животных и человека к передвижению (формирование понятий о признаках царства растений и царства животных).
2. Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни (проверка усвоения общебиологических понятий о признаках растений и животных с помощью рис. 87).
3. Активное передвижение – свойство животных. Разнообразие способов передвижения (понятие о биоразнообразии как условии сохранения устойчивой экосистемы).

Справка

Биологическое разнообразие есть разнообразие живых организмов (разнообразие генов, видов, экосистем). Существование многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Снижение биоразнообразия приводит к разрушению сложившихся экологических связей, деградации природных сообществ, в конечном счете к их исчезновению.
Человек как биологический вид зависит от других видов из-за потребности в пище, одежде, лекарствах и др.

4. Движение органов растения (получение новой информации из опытов).

Методические рекомендации

1. Обсуждение с учащимися взаимосвязи способа питания живого организма и его подвижности.
2. Разнообразим подачу материала, выявляя общую закономерность: растения прикрепляются корнями к почве; человек и животные передвигаются.
3. Учим использовать рисунки для получения новой информации:
а) все животные передвигаются по-своему и добывают разную пищу;
б) использование животными разнообразной пищи позволяет им жить вместе.
4. Используем биологический эксперимент для развития у учащихся самостоятельности.

Урок 26. Запасают ли живые организмы питательные вещества

План урока

1. Питательные вещества – источник энергии для жизни (обсуждение поисковых задач в § 24, стр. 118).
2. Зависимость расхода энергии от образа жизни (по рис. 92).
3. Необходимость запаса питательных веществ для:
а) роста организма;
б) развития зародыша;
в) получения энергии.
(Работа над общими биологическими понятиями «рост» и «развитие» по рис. 94 и 95.)
4. Увеличение размеров организма за счет деления клеток (понятие о делении клеток и процессе получения энергии на клеточном уровне в ходе обсуждения рис. 96).
5. Общие выводы о значении питательных веществ для жизни клетки, органа, организма (формирование понятий об уровнях организации жизни).

Методические рекомендации

1. Закрепляем знания о пище как источнике энергии.
2. Формируем представление о здоровом образе жизни человека, режиме труда и отдыха с позиций расхода энергии и отложения питательных веществ в запас.
3. Роль растений в питании человека и животных (по рис. 93).
4. Общие закономерности, свойственные растениям, животным, человеку (рис. 94 и 95):
а) новый организм появляется из развивающегося зародыша;
б) организм растет, т.е. увеличивается в размере;
в) рост и развитие организма требуют запаса питательных веществ для жизни клеток, образующих его.
5. Возвращаемся к рис. 21, § 6, для обсуждения необходимости хорошего питания материнского организма, внутри которого развивается новая жизнь. Это существенно дополнит последний абзац на стр. 127 серьезным разговором на темы полового воспитания, отношения к будущей матери.
6. Из рис. 96 следует:
а) в основе роста живых организмов лежит процесс деления клеток;
б) в процессе деления дочерние клетки приобретают свойства материнской клетки;
в) увеличение количества клеток требует большего количества питательных веществ, ибо каждая клетка (как и организм) обладает всеми признаками живого: дышит, питается, растет, делится;
г) скорость деления клеток, а значит, и рост, у разных организмов различны.
7. Формулируем общие биологические закономерности о функциях питательных веществ в организме (о взаимосвязях живых организмов через пищевые цепи, по которым происходит передача вещества и энергии).

Урок 27. Подведем итоги

Методические рекомендации (в соответствии с номерами заданий)

1. Предложите учащимся назвать минеральные соли, необходимые для человека или животных. Обсудите еще раз причину хищного образа жизни некоторых растений.
2. Важен акцент на поступление в растение растворенных в воде минеральных веществ.
3. Конкретные примеры значения растений. Для этого целесообразно вернуться к § 24 (рис. 81), § 26 (рис. 93).
4. При выполнении задания можно использовать рис. 71 и табл. 3 (§ 22).
5. При выполнении задания важно отработать понятия о:
а) взаимосвязи организмов с окружающей средой;
б) влиянии деятельности человека на здоровье свое и окружающих;
в) необходимости экологических знаний в повседневной жизни.
Желательно повторить содержание § 22, относящееся к рис. 76, и выйти на обобщение, используя рис. 85 (§ 24).
6. Можно дополнительно предложить учащимся более конкретные задания, приведенные в § 19 (рис. 69), в § 23 (рис. 78 и 79).
7. В ответе на этот вопрос не только проверяется выполнение самостоятельных наблюдений в домашних условиях, но и воспитывается систематичность в работе.
8. Обсуждение выделенных положений § 24. В рабочую тетрадь учащиеся записывают в виде плана содержание вывода на стр. 119.
9. На схеме надо показать все обязательные компоненты пищевой цепи: Солнце как источник энергии для растений ---> растение ---> растительноядное животное ---> хищник ---> паразит.
Учитывая разнообразие «авторских» схем, желательно устно обсудить в доступной форме общие положения:
а) значение хищников и паразитов для сохранения разнообразия жизни на Земле;
б) влияние снижения биологического разнообразия на экологическое равновесие.
10. Важно научить ребят видеть в частном конкретном случае проявление общей закономерности. Поэтому цель задания – выделить общие признаки в таких, казалось бы, далеких биологических объектах, как семя растения и яйцо птицы.
11. Основная идея задания – акцентировать внимание на отличительных признаках царства животных и растений, взаимосвязи образа жизни со строением и способом питания.
12. Обсуждение содержания этого задания по рис. 21, 27, 95, 96 поможет учащимся выполнить задание 13.
13–14. Ответы предполагают выделение понятий «клетка», «орган», «организм», необходимых для знакомства с одноклеточными и многоклеточными организмами. Поэтому перед выполнением этих заданий целесообразно записать на доске схему: клетки ---> органы ---> организм.

Урок 28. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

(Лабораторная работа № 6)

План урока

1. Признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение (закрепление знаний об отличиях живых организмов от объектов неживой природы).
2. Одноклеточный организм – самостоятельное живое существо (работа с микроскопом, рис. 98, понятие о клетке как единице строения живых организмов).
3. Клетки многоклеточных организмов: растений, животных, человека (работа с микропрепаратами и рис. 99; акцент на клетке как единице строения живых организмов).
4. Группы клеток многоклеточных организмов (формирование понятий о ткани и о части и целом).

Методические рекомендации

1. Учим работать с микроскопом и биологическими объектами (микропрепаратами).
2. Даем основы общебиологического и экологического понятий о части и целом:
а) клетка – часть ткани (группы клеток);
б) группа клеток – часть органа;
в) орган – часть организма;
г) организм – единое целое и часть сообщества;
д) сообщество – часть экосистемы;
е) экосистема – часть биосферы.
3. Предлагаем домашнее задание: проведение опыта с дрожжами.

Урок 29. Разнообразие клеток многоклеточных организмов

(Лабораторная работа № 7)

План урока

1. Разнообразие клеток многоклеточного организма в связи с разнообразием функций (работа с рис. 100, иллюстрирующим связь строения клеток с выполняемой ими функцией).
2. Сравнение функций клетки одноклеточного и многоклеточного организма (закрепление знаний о признаках живого и понятия о клетке как части целого).
3. Строение клеток растений и животных, выполняющих разные функции (работа с микропрепаратами и рисунками, выводы о связи строения и функции групп клеток многоклеточного организма).

Методические рекомендации

1. Формируем общие биологические понятия о связи строения и функции, используя работу с учебником, лабораторную работу, зарисовки изучаемых с помощью микроскопа объектов.
2. Отбираем для рассматривания под микроскопом и дальнейшего обсуждения те клетки и ткани, на функциях которых было построено изучение признаков растений и животных:
а) клетки листа (образование на свету органических веществ);
б) клетки стебля (передвижение растворов питательных веществ;
в) клетки жировой ткани (запас питательных веществ – источника энергии);
г) мышечные клетки (движение животных, добывающих готовые органические вещества).
3. Обобщаем результаты лабораторной работы и акцентируем внимание на особенностях растительного и животного организма, проявляющихся на клеточном уровне.
4. Подчеркиваем взаимосвязь клеток в многоклеточном организме, закрепляя понятие об организме как едином целом.
5. Подводим учащихся к обобщению: разные клетки, выполняющие разные функции, имеют общие признаки – дышат, питаются, растут, делятся. Живые организмы, состоящие из клеток, обладают этими же признаками: они дышат, питаются, растут, размножаются. Это поможет восприятию следующего урока.

Урок 30. Можно ли жить и не дышать2

Урок посвящен процессу дыхания, трудному для усвоения. Рассмотрены две стороны процесса:
а) газообмен;
б) окисление питательных веществ с освобождением энергии, необходимой для жизни.

Традиционно обсуждение дыхания растений и животных ограничивалось газообменом. При таком подходе в старших классах труднее сформировать понятие об освобождении энергии, осуществляемой на клеточном уровне. Мы в доступной для пятиклассников форме пытаемся заложить основы правильного понимания этого процесса.

План урока

1. Изменение состава воздуха при вдохе и выдохе – проведение опыта и анализ его результата (приемы самоконтроля).
2. Газообмен между организмом и окружающей средой (развитие понятия о взаимосвязи живых организмов и условий окружающей среды).
3. Дыхание – общее свойство всех живых организмов. Газообмен у одноклеточных и многоклеточных организмов (работа с рис. 102 и 103, поясняющими необходимость газообмена в жизни любого живого организма и роль органов дыхания и крови в этом процессе).
4. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для жизни кислорода (работа с рисунками и формирование обобщенных представлений о процессе газообмена).
5. Роль кислорода в жизни одноклеточных и многоклеточных организмов (решение поисковых задач с использованием рис. 107, общее представление о дыхании на клеточном уровне).
6. Взаимосвязь процессов питания и дыхания с движением организма (обсуждение домашнего задания, связанного с самоконтролем).

Методические рекомендации

1. Начинаем урок с экспериментов, связанных с процессом дыхания у человека, чем создаем эмоциональный настрой, помогающий активно включиться в урок.
2. Обсуждаем рисунки, иллюстрирующие газообмен как процесс, общий для всех живых организмов.
3. Работа со схемами рис. 103. Они иллюстрируют:
а) при дыхании многоклеточных организмов кислород из окружающей среды поступает в органы дыхания;
б) кислород необходим каждой живой клетке организма;
в) кровь доставляет кислород клеткам.
4. Решаем поисковые задачи:
а) откуда в клетках появляется углекислый газ;
б) почему запас кислорода должен постоянно пополняться?
Ответы получаем, изучив параграф.
5. С помощью рис. 105–107 подводим ребят к выводу, что:
а) живые организмы приспосабливаются к дыханию в разных условиях;
б) при всем разнообразии приспособлений дыхание растений, животных, человека протекает по общей схеме; жизнь живых организмов нашей планеты зависит от наличия кислорода, необходимого для дыхания.
6. Анализируя схему, поясняющую процесс дыхания на клеточном уровне (рис. 107), выделяем главные положения:
а) кислород расходуется на получение энергии;
б) энергия заключена в питательных веществах клетки;
в) чем больше энергии необходимо организму, тем больше кислорода и питательных веществ расходует каждая клетка;
г) организм, состоящий из множества клеток, работает как одно целое: учащается дыхание, увеличивается аппетит.
7. Формируем представления о выделении в окружающую среду продуктов, вредных для организма.

Урок 31. Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду

План урока

1. Земля – наш общий дом, обеспечивающий живые организмы всем необходимым для жизни (закрепление знаний об условиях, необходимых для жизни; о взаимосвязи живых организмов и окружающей среды).
2. Кислород – необходимое условие для жизни. Растения как источник кислорода на Земле (обсуждение опытов, изображенных на рис. 108–110).
3. Органические вещества – хранители энергии, необходимой для жизни (роль растений в питании живых организмов планеты).
4. Изменение веществ в живом организме. Вещества, выделяемые организмами в окружающую среду:
а) вода;
б) углекислый газ;
в) непереварившиеся остатки пищи (экскременты);
г) вредные продукты, образовавшиеся в клетках под действием кислорода (экскреты);
д) кислород, выделяемый растениями;
е) вещества, оставшиеся после смерти животных, растений, людей (влияние живых организмов на окружающую среду, обсуждение рис. 112).
5. Участие бактерий и грибов в возвращении продуктов жизнедеятельности организмов в окружающую среду (развитие понятий о пищевых цепях, способах питания и взаимосвязях живых организмов).

Методические рекомендации

1. Обращаем внимание на взаимное влияние живых организмов и окружающей среды.

2. Предлагаем учащимся привести примеры веществ, выделяемых организмом в окружающую среду, используя дополнительно рис. 66 (§ 17) и 80 (§ 23).
3. Учим анализировать результаты экспериментов, доказывающих, что растение на свету выделяет кислород (опыты на рис. 109 и 110).
4. Подводим учащихся к практическому применению знаний о выделении растениями кислорода, необходимого для жизни на Земле.
5. Анализируем обобщенную схему урока (рис. 112), развивающую мышление учащихся, их умение устанавливать взаимосвязи, существующие в природе.

Урок 32 Подведем итоги

Методические рекомендации (в соответствии с номерами заданий)

1. Задание предполагает:
а) развитие общебиологического понятия о клетке как единице строения живых организмов;
б) повторение свойств живого на примере клетки организма.
2. Проверяем знание и опыт, полученные учащимися при выполнении лабораторной работы. Учитель может еще раз вернуться к проверке лабораторных работ № 6 и 7.
3. Помогаем сформулировать вывод об общих свойствах одноклеточных и многоклеточных организмов, используя примеры на рис. 12 (§ 2) и 102 (§ 30). Можно кратко ознакомить учащихся с одноклеточными организмами, которые предстоит еще изучить (рис. 127, 129, 130). Этот прием учит работе с учебником и развивает системное мышление.
4. Обращаем внимание учащихся на формулировку: «Кислород поступает для дыхания...», что предполагает дальнейшее его участие в процессе получения клеткой энергии.
5. Предлагая учащимся нарисовать схему газообмена, следует помнить, что для учащихся этой возрастной группы это задание повышенной сложности. Эта обобщенная схема есть результат серьезных предварительных обобщений.
6. Предлагаем учащимся вернуться к результатам своих домашних наблюдений (стр. 146) или сделать несколько приседаний, отметив изменения частоты дыхания.

7. Более детальный анализ рис. 104–106. Проверяем усвоение процесса дыхания и представления учащихся о приспособленности к среде обитания как общем свойстве живых организмов.

Продолжение следует


1 В течение года предлагается 1–2 ч выделить на практическую работу (работа № 3) по наблюдению за расходом воды (и электроэнергии) в школе.

2 По усмотрению учителя на этот урок может быть выделен дополнительный час из резервного времени.

 

Рейтинг@Mail.ru