Я ИДУ НА УРОК

Н.И. АСТАШИНА,
Воротынская средняя школа,
п. Воротынец, Нижегородской обл.

«Путешествие в Энтомоград»

Заключительный урок в 7-м классе по теме «Насекомые»

Оборудование: карта-маршрут, картинки для графопроектора (конечности насекомых, ротовые аппараты, карикатурные изображения насекомых, насекомые разных отрядов), конверты с мозаикой и заданием, жетоны-баллы.

Учащиеся делятся на 5 групп.

Вступительное слово учителя

В пятой книге И.Акимушкина из цикла «Мир животных» есть такие слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звезд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки?
Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Насекомые». Урок необычный – мы отправимся в путешествие по необыкновенному городу Энтомограду.
Наше путешествие окажется не только познавательным, но и успешным в том случае, если мы дойдем до Дворца знатоков. Для достижения нашей цели мы должны взять багаж – знания по этой теме. Мы побываем на некоторых улицах города, познакомимся с ним и его обитателями и сможем заработать жетоны-баллы для себя и своей команды.

Путешествие

1. Чтобы попасть в город, нам необходим входной билет. Заработать его мы можем, выполнив задание. Надо собрать мозаику и определить, к какому отряду относится изображенное на ней насекомое. А еще в 2–3 предложениях дать характеристику этому отряду. (Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Жуки, Чешуекрылые. Название отряда – название команды. Для изготовления мозаики предварительно выбираются изображения насекомых соответствующих отрядов и произвольно разрезаются на несколько частей.)

(Правильный ответ – 5 баллов.)

2. Получив входной билет и разрешение на путешествие, мы попадаем на улицу Определитетельную. Ваша задача: дать определения тем терминам, которые встречаются на этой улице: метаморфоз, ароморфоз, партеногенез, куколка, личинка, имаго.

(Правильный ответ – 1 балл.)

3. И вот мы с вами попадаем на площадь Административно-анатомическую – самую главную площадь города, от которой отходят все улицы. Здесь вы должны определить:

Рис. 1. Варианты строения ротового аппарата насекомых

Рис. 1. Варианты строения ротового аппарата насекомых: 1 – грызущий ротовой аппарат черного таракана; 2 – лакающий ротовой аппарат шмеля; 3 – колюще-сосущий ротовой аппарат комара

– какие и чьи ротовые аппараты изображены на рисунках (рис. 1);
– чьи конечности изображены на рисунках, какие функции они выполняют (рис. 2).

Рис. 2. Разнообразие конечностей насекомы

Рис. 2. Разнообразие конечностей насекомых: 1 – бегательная (жужелица); 2 – прыгательная (саранча); 3 – копательная (медведка); 4 – плавательная (жук-плавунец); 5 – хватательная (богомол); 6 – собирательная (медоносная пчела)

(Правильный ответ – 1 балл.)

4. Чтобы достичь Дворца знатоков, мы должны повернуть на ул. Крылатую. На этой улице встречаются представители разных отрядов, и само название говорит о том, что все они летают. Ваша задача узнать их по описанию.

(За правильный ответ, данный после зачитывания 1-го предложения, – 3 балла, после 2-го – 2 балла, после 3-го – 1 балл.)

5. Дальше наш маршрут идет на перекресток Прыгунов – там нам с вами вновь придется угадывать насекомых по их характеристикам. (Майский жук, кузнечик, комнатная муха, рыжий муравей, комар пискун, капустная белянка, медоносная пчела, рыжий таракан. – Баллы начисляются, как и в предыдущем случае.)

(Вариант – определять насекомых по картинкам на графопроекторе. За верный ответ – 2 балла.)

6. И вот мы с вами дошли до нашей цели – Дворца знатоков. Как в любом дворце, здесь много залов. Этот дворец славен тем, что в нем можно встретить представителей разных отрядов насекомых, независимо от того, какой образ жизни они ведут, где обитают, чем питаются. И какое имеют значение для человека – ведь все они играют важную роль в природе в целом.
Ваша задача определить, кто изображен на портрете-карикатуре и почему так изображен? (Бабочка, термиты, кузнечик, вши, клопы, блохи, колорадский жук, саранча. За правильный ответ – 1 балл.)

7. Теперь у нас с вами есть возможность познакомиться с залом, в котором представлены рекорды насекомых. (Сведения о рекордах записаны на вырезанных из цветной бумаги «листочках» и «бабочках», прикрепленных скрепками к ветке дерева, установленной в цветочном горшке. От каждой команды выбирается по 1 человеку (у кого больше жетонов), которые по очереди снимают «листочки» и «бабочек» и зачитывают текст на них. Баллы не начисляются.)
На этом мы заканчиваем путешествие по городу.

Подведение итогов и домашнее задание

Творческая работа – стихи, загадки, сказки о насекомых.

Карикатурные изображения взяты из книги Козлова М.А. "Не просто букашки".

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru