Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №27/2000

Я ИДУ НА УРОК

Е.Е. ВИНОКУРОВА

Нетрадиционная форма зачетного урока по теме «Насекомые»

8-й класс

Учащиеся предупреждаются о зачете за неделю до урока. Класс (под руководством учителя, но с учетом пожеланий учеников) делится на 2–3 команды, каждая из которых выбирает капитана. Каждой команде предлагается придумать название, девиз, стенгазету, кроссворд.

Зачет проходит в несколько туров.

1-й тур

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. (Каждая команда получает 10 вопросов.)

Вариант 1

1. К насекомым относятся все трахейнодышащие членистоногие, имеющие по 3 пары ног. (Да.)
2. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка. (Да.)
3. Ноги у насекомых находятся на груди и на брюшке. (Нет.)
4. Насекомые едят все, что содержит органические вещества, некоторые из них – даже перья, шерсть, древесину и пластмассу. (Да.)
5. У насекомых, как и у ракообразных, по 2 пары усиков. (Нет.)
6. Усики насекомых могут быть нитевидными, перистыми, веерообразными и другими. (Да.)
7. У взрослых насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание. (Нет.)
8. Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды. (Да.)
9. Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам. (Нет.)
10. У большинства насекомых сердце трубчатое. (Да.)
11. Вышедшие из куколок насекомые растут и несколько раз линяют. (Нет.)
12. У всех насекомых самца и самку по внешнему виду различить нельзя. (Нет.)
13. Мухи и бабочки могут лапками передних ног пробовать раствор на вкус. (Да.)
14. У жуков наружные жесткие крылья не участвуют в полете. (Да.)
15. Развитие всех насекомых, имеющих по две пары крыльев, проходит с полным превращением. (Нет.)

Вариант 2

1. Пауки – бескрылые насекомые. (Нет.)
2. Насекомые живут не только на суше, но и в воде. (Да.)
3. У всех летающих насекомых имеется по две пары крыльев. (Нет.)
4. Наряду со сложными глазами у многих хорошо летающих насекомых имеется по 2 или 3 простых глазка. (Да.)
5. Усики насекомых – органы обоняния. (Да.)
6. Основные органы дыхания насекомых – трахеи. (Да.)
7. Среди беспозвоночных только насекомые имеют жировое тело. (Да.)
8. Мальпигиевы сосуды открываются наружу рядом с анальным отверстием. (Нет.)
9. Кровяная жидкость насекомых (гемолимфа) бесцветная. (Да.)
10. Все насекомые, развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и куколки. (Нет.)
11. Взрослые насекомые дышат атмосферным воздухом. (Да.)
12. Насекомые, за редким исключением, раздельнополые животные. (Да.)
13. У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие. (Да.)
14. Бабочка-капустница питается нектаром цветков. (Да.)
15. Окраска тела у божьей коровки защитная (предупреждающая). (Да.)

2-й тур

При выполнении задания каждая команда разбивается на группы.

Вариант 1

Какие из перечисленных насекомых являются представителями отрядов Перепончатокрылые, Чешуекрылые, Прямокрылые, Двукрылые?

Майский жук; капустная белянка; комар; муха; пчела; муравей; кузнечик; таракан.

(Перепончатокрылые – пчела, муравей; Чешуекрылые – капустная белянка; Прямокрылые – кузнечик; Двукрылые – комар, муха.)

Вариант 2

Выберите определения, соответствующие понятиям.

Понятия

А. Метаморфоз.
Б. Трахеи.
В. Фасетка.
Г. Жало.
Д. Хоботок.
Е. Яйцо.
Ж. Дыхальца.
З. Куколка.

Определения

1. Неподвижная стадия в развитии насекомых с полным превращением.
2. Органы дыхания насекомых.
3. Видоизмененный яйцеклад.
4. Превращение.
5. Часть сложного глаза насекомого.
6. Первая стадия развития насекомых.
7. Сосущий или колюще-сосущий ротовой орган.
8. Дыхательные отверстия легких или трахей.

(А – 4; Б – 2; В – 5; Г – 3; Д – 7; Е – 6; Ж – 8; З – 1.)

Вариант 3

К какому отряду относятся насекомые?

1. Платяная моль. (Чешуекрылые.)
2. Наездник. (Перепончатокрылые.)
3. Саранча. (Прямокрылые.)
4. Колорадский жук. (Жесткокрылые.)
5. Тутовый шелкопряд. (Чешуекрылые.)
6. Овод. (Двукрылые.)
7. Божья коровка. (Жесткокрылые.)
8. Рогохвост. (Перепончатокрылые.)
9. Шершень. (Перепончатокрылые.)
10. Каминный сверчок. (Прямокрылые.)

3-й тур

Проводится как конкурс капитанов. Участники должны узнать насекомое по рассказу. Каждое насекомое рассказывает о себе тремя предложениями. Если капитан узнает насекомое по первой фразе – он получает 3 очка, по второй – 2, по третьей – 1. Для удобства контроля после каждого предложения капитаны пишут название насекомого на листочке и передают учителю.

Рассказ капустной белянки

1. Обожаю растения семейства крестоцветных, от их запаха просто теряю голову.
2. За это меня недолюбливает человек.
3. Все норовит уничтожить кладки моих яиц и моих личинок – гусениц.

Рассказ черного таракана

1. Я – красавец! Да еще и лекарственный. В старину из меня и моих собратьев готовили отличное мочегонное средство.
2. В те добрые старые времена меня частенько можно было видеть в цирке: еще бы, ведь я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке.
3. Даже если вы не пригласите меня к обеду – я не замедлю явиться, мне достаточно немного хлебных крошек или плохо вымытых тарелок, на худой конец могу обойтись и бумагой.

Рассказ кузнечика

1. Мы всеядны, любим спелые ягоды и плоды, животных, кто помельче, в крайнем случае – просто зелень.
2. Нам принадлежат рекорды по прыжкам в длину и высоту.
3. Мы – музыканты, нас называют «скрипачами».

Рассказ майского жука

1. Наш отряд – один из отрядов-гигантов, насчитывает 280 тыс. видов.
2. Лично я предпочитаю березу, хотя мои личинки неравнодушны к соснам.
3. Мы одеты в тяжелые доспехи – латы.

Рассказ муравья

1. Я живу 3–4 года.
2. Я – самое сильное животное на Земле!
3. Вот только крылья у меня не сохранились, да это не беда, они мне только мешали бы трудиться.

4-й тур

Решение кроссвордов, которые каждая команда заранее составляет для команды соперников.
В качестве примера – кроссворд, составленный нашими учениками.

По горизонтали:

3. Как можно одним словом назвать вшей, блох и клопов по отношению к человеку и животным? (Паразиты.) 4. Превращение у насекомых. (Метаморфоз.) 5. Как называется взрослое насекомое? (Имаго.) 8. Как называется личинка? (Гусеница.) 10. Хищные жуки, живущие в воде. (Плавунцы.) 11. Как называется последовательная цепь рефлексов в сложном поведении насекомых или других животных? (Инстинкт.) 12. Как называются небольшие отверстия по бокам брюшка насекомых? (Дыхальца.) 14. К какому отряду относится божья коровка? (Жесткокрылые.)

По вертикали:

1. Отряд, к которому относится тля. (Равнокрылые.) 2. Назовите вещества, которые выделяют самки для привлечения самцов. (Феромоны.) 6. Красящее вещество, придающее окраску бабочке. (Пигмент.) 7. Органы дыхания насекомых. (Трахеи.) 8. Какой ротовой аппарат у кузнечиков? (Грызущий.) 9. Стадия развития насекомого после личинки. (Куколка.) 13. Что происходит с гусеницей бабочки-капустницы перед окукливанием. (Линька.)

5-й тур

Демонстрируется видеофильм «Наши маленькие помощники» (4 мин). Задаются вопросы, одинаковые для всех команд.

1. Каких насекомых из увиденных вами можно отнести к вредителям?
2. Каким образом они вредят растениям?
3. Как в природе происходит саморегуляция?
4. Как использует человек этот метод защиты?

6-й тур

Конкурс стенгазет. Каждая команда демонстрирует и комментирует сделанную заранее стенгазету. Названия стенгазет могут быть такими: «Общественные насекомые»; «Биологическая защита природы»; «Симбиоз у насекомых» и т.д.

В конце зачетного урока каждая команда оценивает своих участников по четырехбалльной системе. В жюри могут быть приглашены старшеклассники и учителя. Выигравшая команда получает дополнительный балл к оценке.

 

Рейтинг@Mail.ru