Я ИДУ НА УРОК

Е.А. АНДРЕЕВА,
учитель биологии с. ш. No 1206,
г. Москва

Контрольно-обобщающий урок по темам:
«Побег», «Лист», «Стебель»

После завершения изучения одной крупной темы или ряда тем необходимо систематизировать полученные знания. Для этого проводятся контрольно-обобщающие уроки, на которых повторяется и закрепляется материал, восполняются пробелы в знаниях, осмысливаются отдельные элементы в целостной системе понятий, а также проверяется усвоение материала и выставляются оценки.
Вашему вниманию предлагается разработка контрольно-обобщающего урока по темам «Побег», «Лист», «Стебель». Дидактические карточки составлены по материалам учебника для 6–7-х классов «Растения» (Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский, М.А. Гуленкова, А.М. Розенштейн, Н.И. Шорин) и пособия для учителей биологии и учащихся «Дидактический материал по ботанике» (А.И. Никишов, Л.А. Косорукова).
На первом этапе урока после инструктажа, проведенного учителем, учащиеся приступают к выполнению контрольных заданий.

Задание 1. Тест-нумератор

При подготовке к выполнению этого задания перечисленные ниже термины надо написать столбиком на доске (или на раздаточных карточках). Слева каждому термину соответствует цифра, а с правой стороны – буква:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

фотосинтез
листопад
влагалище
основание
устьице
столон
виктория регия
черешок
лиана
прилистники
листочек
жилки

а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
л
м

В ходе выполнения задания учитель поочередно зачитывает вопросы первого и второго вариантов заданий. Учащиеся, отвечающие на вопросы первого варианта, должны записать в тетради номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру. Учащиеся, выполняющие второй вариант, после номера ответа указывают соответствующую букву.

1-й вариант

1. Образование кожицы листа, состоящее из двух замыкательных клеток и межклетника (щели) между ними.
2. Разросшееся основание листа.
3. Образования листа, придающие ему жесткость и служащие для проведения органических веществ, воды и минеральных солей.
4. Видоизмененный побег с длинными тонкими междоузлиями.
5. Составная часть листа. (Правильных ответов может быть несколько.)
6. Побег, не способный сохранять вертикальное положение без помощи опоры.

Ответы: 1 – 5; 2 – 3; 3 – 12; 4 – 6; 5 – 4 (8, 10); 6 – 9.

2-й вариант

1. Процесс образования органических веществ в зеленых органах растения.
2. Часть сложного листа.
3. Водное растение, имеющее самые крупные простые листья.
4. Естественный процесс сбрасывания листьев у многолетних растений.
5. Парные придатки основания листа.
6. Узкая стеблевидная часть листа.

Ответы: 1 – a; 2 – л; 3 – ж; 4 – б; 5 – к; 6 – з.

Задание 2. Терминологический диктант

Учитель задает вопрос, указав его номер, а учащиеся записывают в тетради номер вопроса и ответ – один или несколько терминов. Вопрос можно заменить повествовательным предложением, пропустив в нем один термин.

1-й вариант

1. Ползучие стебли земляники называются ... . (усы.)
2. Стебель – составная часть ... . (побега.)
3. Под кожицей стебля находится слой клеток ... . (пробки.)
4. Ситовидные трубки входят в состав ... . (луба.)
5. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам ... . (древесины.)
6. У ландыша в почве имеются корни и ... . (корневища.)
7. Клубни развиваются на концах ... . (подземных побегов.)

2-й вариант

1. Усики гороха – видоизмененные ... . (листья.)
2. Стебель дерева состоит из коры, древесины и ... . (сердцевины.)
3. Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит при помощи ... . (чечевичек.)
4. Между корой и древесиной находится ... . (камбий.)
5. Растворы органических веществ передвигаются из листьев по ... (ситовидным) трубкам.
6. Луковица – видоизмененный ... . (побег.)
7. Укороченный стебель у луковицы называется ... . (донце.)

Задание 3. Карточка с вопросами для размышлений

Учащиеся должны выписать номера правильных суждений.

1-й вариант

1. У большинства видов растений стебли прямостоячие.
2. Все стелющиеся стебли не укореняются в почве.
3. Вьющиеся стебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или короткими придаточными корнями – прицепками.
4. Стебли винограда цепляются за опору усиками.
5. Стебель дерева состоит из коры, пробки, луба, камбия, древесины и сердцевины.
6. Клетки пробки мертвые.
7. Кожица стебля и пробка – покровные ткани.
8. Дыхание древесного стебля происходит через трещины коры и обломанные ветки.
9. Ситовидные трубки входят в состав древесины.
10. Лубяные волокна – вытянутые мертвые клетки с толстыми стенками.

Ответы: 1, 4, 6, 7, 10.

2-й вариант

1. Камбий – образовательная ткань.
2. Стебель растет в толщину непрерывно.
3. Годичное кольцо образуется за весну, лето и осень
4. По годичным кольцам можно узнать, в каких условиях дерево росло в тот или иной год жизни.
5. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сердцевине.
6. На подземных побегах имеются почки, видоизмененные листья, развиваются придаточные корни.
7. На подземных побегах листья быстро отмирают, оставляя заметные рубцы.
8. Корневище – это видоизмененный боковой корень.
9. Луковица состоит из укороченного стебля, видоизмененных листьев и почек.
10. Клубни развиваются не на корнях, а на концах подземных побегов – столонах.

Ответы: 1, 3, 4, 6, 9, 10.

Задание 4

При подготовке к выполнению этого задания перечисленные ниже названия растений надо написать столбиком на доске (или на раздаточных карточках) и пронумеровать.
При выполнении задания учащимся нужно проставить номера растений после термина, характеризующего положение стебля в пространстве.

Задание 5

Каждый ученик получает карточку с индивидуальным вопросом или заданием, на который необходимо дать письменный ответ. На втором этапе урока, после сдачи тетрадей, ученики отвечают на вопросы устно, друг за другом («цепочкой»).

Вопросы

1. Что такое побег?
2. Что такое воздушное питание?
3. Что такое почка?
4. Перечислите типы листорасположения.
5. Назовите виды почек и их отличия.
6. Назовите способы роста стебля в длину.
7. Перечислите виды побегов по направлению роста.
8. Приведите примеры видоизмененных побегов.
9. Перечислите части листа.
10. Перечислите типы жилкования листовой пластинки.
11. Из каких тканей состоит лист?
12. Что такое устьице?
13. Каково значение устьиц в жизни растений.
14. Дайте определение фотосинтеза.
15. Из каких веществ образуется сахар?
16. Какие условия необходимы для образования сахара в клетках листа?
17. Когда происходит фотосинтез? Какой газ при этом выделяется?
18. Когда растения дышат? Какой газ при этом выделяется?
19. Расскажите о значении испарения в жизни растений.
20. Расскажите о значении листопада в жизни растений.
21. Перечислите функции стебля.
22. Каково внутреннее строение стебля?
23. Как происходит рост стебля в толщину?
24. Что такое годичное кольцо?
25. От чего зависит ширина годичного кольца?
26. Что можно определить по спилу стебля?

На втором этапе урока учащиеся меняются тетрадями для взаимной проверки заданий 1–4: учитель зачитывает вопрос – один ученик дает устно правильный ответ, а остальные сверяют с написанным в тетрадях. Правильные ответы отмечаются знаком «+», а неверные – знаком «–».
За каждое задание выставляется отметка в тетради. При проверке задания 5 ученики по очереди зачитывают вопросы своих карточек и дают устные ответы, которые учитываются при выставлении итоговой отметки за урок.

Спонсор публикации статьи: архитектурно-строительное объединение «ИНТЕКС» - проектирование и строительство загородных вилл, домов и коттеджей. Собственное производство материалов, разработки новых эффективных технологий строительства, большой автопарк тяжелой строительной техники, опыт и профессионализм работников компании, обеспечивают строительство домов самых различных архитектурных стилей, соответствующих самым высоким стандартам качества и надежности. На ваш выбор, как возможность выбора уже готовой разработки из каталога проектов коттеджей, так и заказ разработки собственного проекта с нуля. Подробнее ознакомится с предложением архитектурно-строительного объединения, можно на сайте http://intexhome.ru/

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru