Я ИДУ НА УРОК

Н.Б. ПЕРЛИНА,
гимназия им. Н.М. Пржевальского,
г. Смоленск

Продолжение. См. No 14/2000

Уроки по теме

«Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви»

Опасный паразит человека – широкий лентец. Им человек заражается, съев плохо прожаренную или вяленую рыбу, где находятся финны. Основным хозяином лентеца могут быть млекопитающие и человек, в кишечнике которых он обитает. Длина лентеца достигает 15 м. Это самый крупный из паразитов человека. Яйца лентеца для развития должны попасть в воду, где формируется личинка. С помощью ресничек личинка плавает в воде. Дальнейшее развитие протекает в теле рачков-циклопов – промежуточных хозяев лентеца. Зараженных циклопов поедают рыбы. Личинки из желудка рыбы проникают в мышцы и другие ткани, превращаясь в другие личинки. Эти личинки заразны для животных, питающихся рыбой. Через 5–6 недель в кишечнике основного хозяина лентец становится взрослым.

Методические рекомендации

Учебный текст

УЭ-1. Среда обитания и внешнее строение белой планарии

Уровень А

  • Прочитай текст в учебнике.

Уровень В

  • Прочитай учебный текст УЭ-1.

Уровень С

  • Прочитай учебный текст и часть раздела «Это интересно знать» (см. ниже).

  • Обрати внимание на места обитания и образ жизни белой планарии. Это определяет ее внешнее строение.

  • Те, кто работает на уровнях В и С, должны объяснять приспособления белой планарии к среде обитания, т.е. как белая планария приспособлена к передвижению, захвату пищи, защите от врагов.

Цель: выяснить где обитает белая планария, каковы ее внешнее строение и приспособленность к среде обитания

Белые планарии обитают в канавах, ручьях, прудах, реках и озерах. Их можно отыскать под лежащими на дне предметами, на палках, камнях, опавших листьях.
Планарии, как и другие представители класса ресничных червей, свободноживущие организмы, т.е. не являются паразитами. Они свободно передвигаются, способны определять положение своего тела в пространстве, могут вовремя заметить опасность или добычу и соответственно реагировать на них. Образом жизни определяются внешнее и внутреннее строение ресничных червей.
Белая планария – небольшое животное, размером с ноготь на мизинце. Это плоский червь, сплюснутый в спинно-брюшном направлении. У него хорошо различимы передний и задний концы тела. Передний конец тупой. По бокам заметны два симметрично расположенных выступа, играющих роль органов осязания. На переднем конце сверху видны два темных глаза. С брюшной стороны находятся поперечная присасывательная складка и рот. Задний конец тела заострен.
Тело планарии прозрачно. Сквозь кожно-мускульный мешок просвечивает кишечник. Окраска планарии кажется белой.
Планария достаточно подвижное животное. Она может ползать по субстрату благодаря сокращению мышц и биению ресничек на поверхности тела (они в лупу не видны). Из-за наличия ресничек класс червей, к которому принадлежит планария, называется ресничные черви. Плавности скольжения планарии по субстрату способствует слизь, выделяемая кожными железами. Она же способствует прикреплению к субстрату. Слизь ядовита, поэтому планариями никто не питается. Сами же прожорливые хищницы нападают на личинок комаров, водяных осликов и других водных беспозвоночных животных.

УЭ-2. Отработка материала

  • Прочитав и осмыслив содержание УЭ-1, ответь на вопросы, заданные соседом по парте.

Каждый вопрос уровня А оценивается 1 баллом, уровня В – 2 баллами, уровня С – 3 баллами, если дан полный ответ.

  • Количество набранных баллов поставь на полях в тетради.

  • Учащиеся, работающие на уровне В, отвечают на вопросы уровней А и В.

Учащиеся, работающие на уровне С, отвечают на вопросы уровней А, В, С.

Цель: отработать и закрепить материал

Уровень А

Ответь на вопросы (устно).

1. Где встречается белая планария?
2. Какова форма тела белой планарии?
3. Какова окраска белой планарии?
4. Какую симметрию тела имеет планария?
5. Как распознать передний конец тела планарии?
6. Что расположено на переднем конце тела?
7. Чем покрыто тело планарии?
8. Как передвигается планария?

Уровень В

Используя вопросы как план, расскажи соседу по парте о внешнем строении белой планарии.

Уровень С

Ответь на вопрос: «Как белая планария приспособлена к среде обитания?»

УЭ-3. Внутреннее строение и размножение белой планарии

Уровень А

  • Прочитай текст в учебнике.

Уровень В

  • Прочитай учебный текст УЭ-3.

Уровень С

  • Прочитай учебный текст и часть раздела «Это интересно знать».

  • Обрати внимание на то, что в отличие от кишечнополостных у планарии имеются системы органов.

  • Вспомни сущность пищеварения, выделения, дыхания, раздражимости и рефлекса.

  • Найди сходство и различие внутрденнего строения гидры и планарии, сделай выводы из этого сравнения.

  • Обрати внимание на выделенные жирным курсивом термины. Выпиши их в тетрадь. Они тебе пригодятся для дальнейшего успешного изучения биологии.

  • Схемы строения систем органов смотри на рисунках в учебнике.

Цель: изучить особенности внутреннего строения и размножения белой планарии как типичного представителя типа Плоские черви

Кожно-мускульный мешок белой планарии имеет типичное строение. Если этот материал забыт, смотри материал модуля 1.
Полости тела нет, промежутки между органами заполнены паренхимой (вспомни ее функции).
В паренхиме лежат системы органов: пищеварительной, нервной, выделительной, половой систем (из материала модуля 1 вспомни, что такое орган, система органов).

Пищеварительная система состоит из ротового отверстия в передней части брюшной стороны, глотки, которая может высовываться, и трех ветвей кишечника, которые ветвятся и заканчиваются слепо. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот. Несмотря на наличие кишечника, переваривание пищи происходит преимущественно в клетках, образующих его стенки. Основной пищей белой планарии являются мелкие рачки, но она также может питаться гидрами и другими беспозвоночными.

Нервная система представлена скоплениями нервных клеток в передней части тела – мозговыми ганглиями (нервными узлами). У планарии два нервных узла, соединенных между собой. Узлы расположены на головном конце тела. От нервных узлов отходят нервные стволы, которые тянутся вдоль тела. Нервные стволы образованы отростками нервных клеток ганглиев и нервными клетками, рассеянными вдоль стволов. Нервные стволы соединяются поперечными перегородками – комиссурами. От нервных стволов вбок отходят нервные ответвления. Такой тип нервной системы называется узловой.

Выделительная система представлена системой каналов, залегающих в паренхиме. Каждый канал начинается особой крупной клеткой с пучком ресничек. Реснички колеблются, словно пламя свечи, поэтому их называют «ресничное пламя». В результате колебания ресничек ток воды с растворенными ненужными веществами из паренхимы попадает в каналец. Канальцы многих клеток соединяются в пучки, образуя трубочки. Они открываются наружу порой. Подобные органы выделения получили название протонефридии.

Белая планария через протонефридии выводит не только продукты жизнедеятельности клеток, но и лишнюю воду (сравни с работой сократительных вакуолей простейших).

Половые органы планарии представлены мужскими и женскими (вспомни, что такие организмы называются гермафродитами). Мужские половые органы состоят из пузырьковидных семенников, от которых отходят семяпроводы. Семяпроводы сливаются и образуют семенной пузырь, от него начинается семяизвергательный канал. Женские органы состоят из двух яичников, лежащих в передней части тела, от которых начинаются яйцеводы. При оплодотворении две особи обмениваются спермой. Оплодотворение у белой планарии внутреннее. Это значит, что слияние половых клеток происходит в организме.
Зигота покрывается плотными оболочками и преобразуется в кокон. Коконы прикрепляются к различным подводным предметам. Из них выходят молодые планарии, похожие на взрослых животных. Это так называемое прямое развитие, т.е. из яйца выходит не личинка, а маленькая планария. После откладки яиц взрослые особи погибают. Обратите внимание, что, несмотря на то, что планарии гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное. Это способствует большей изменчивости, повышает жизнеспособность молодых особей.
Планарии могут размножаться бесполым путем, делясь поперечными перетяжками на несколько частей. Каждая часть регенерирует до целой особи.

УЭ-4. Составление конспекта

Прочитав и осмыслив содержание текста учебника или УЭ-3, составь конспект в виде таблицы.

Цель: научиться находить главное, делать краткие записи

УЭ-5. Отработка конспекта

Выполнив задание УЭ-4, сверь содержание своего конспекта с конспектом соседа по парте и с эталоном у учителя.
Исправь и дополни свой материал и оцени свой конспект по пятибалльной системе, учитывая правильность, полноту, аккуратность.

Цель: скорректировать свой конспект, учиться объективно оценивать свой труд и труд товарища

УЭ-6. Резюме

Прочти и обдумай учебный текст, обобщающий материал о ресничных червях. Этот текст является краткой характеристикой типа плоских червей и характеристикой класса ресничных червей.
Характеристики типа и класса тебе понадобятся в последующих модулях.

Цель: обобщить знания по модулю 2

К классу ресничных червей относится 3000 видов свободноживущих животных. Они встречаются в соленых и пресных водоемах, в почве и являются важным звеном в цепях питания.
Как и все животные из типа плоских червей, ресничные черви имеют сплющенное в спинно-брюшном направлении тело и двустороннюю симметрию. Стенки тела представлены кожно-мускульным мешком, пространство между органами заполнено паренхимой. Дыхательной и кровеносной систем нет.
У ресничных червей развиты органы чувств: зрение, обоняние, осязание. Тело их имеет передний и задний концы, покрыто многочисленными ресничками. Благодаря ресничкам и хорошо развитым мышцам черви довольно быстро передвигаются.
К ресничным червям относятся белая планария, бурая планария, многоглазка, трикладиты (живут в почве), конволюты. (См. раздел «Это интересно знать».)

УЭ-7. Самопроверка по модулю 2

  • Выбери посильный для себя уровень.

  • Выпиши номера правильных суждений.

  • Сверь свой ответ с ответом товарища и с эталоном.

  • Оцени свои знания по следующей шкале.

Уровень А

Не более 1 ошибки – 3 балла.

Уровень В

Нет ошибок – 4 балла;
1–2 ошибки – 3 балла;
более 2 ошибок – 0 баллов.

Уровень С

Нет ошибок – 5 баллов;
1 ошибка – 4 балла;
2 ошибки – 3 балла.

  • Полученные баллы выпиши на полях тетради.

Цель: проверить знания по модулю 2

Уровень А

1. Белая планария – свободноживущее животное.
2. У планарии есть пищеварительная, дыхательная, выделительная и нервная системы органов.
3. Непереваренные остатки пищи у планарии выбрасываются через рот.
4. Нервная система у планарии узлового типа.
5. Планарии – раздельнополые животные.
6. У плоских червей нет полости тела.
7. Продукты жизнедеятельности клеток удаляются через рот.
8. Пищеварение у планарии происходит в клетках кишечника.
9. У планарии хорошо выражена регенерация.
10. Оплодотворение у планарии внутреннее.

Уровень В

1. Плоские черви имеют более сложное строение по сравнению с кишечнополостными.
2. У кишечнополостных и плоских червей сходное пищеварение.
3. Планария и гидра не относятся к хищникам.
4. В передвижении планарии участвуют только реснички.
5. Гидра и планария – гермафродиты.
6. Непереваренные остатки пищи у гидры и планарии выбрасываются через рот.
7. Гидра и планария – трехслойные животные.
8. Дыхание у планарии и гидры происходит одинаково.
9. Гидра и планария имеют органы чувств.
10. Гидра передвигается быстрее планарии.

Уровень С

1. Регенерация – черта высокой организации, потому что животное восстанавливает утраченные части тела.
2. Регенарация свидетельствует о малой специализации клеток.
3. Свободноживущие черви имеют хорошо развитые органы чувств.
4. В захвате пищи и в передвижении планарии большое значение имеет слизь.
5. Самооплодотворение способствует повышению жизнеспособности дочерних особей.
6. Многоглазка, относящаяся к классу ресничных червей, не имеет полости тела.
7. Иногда у планарии функционируют стрекательные клетки гидры.
8. Внутриклеточное пищеварение – черта высокой организации планарии.
9. Нервная система планарии менее совершенна по сравнению с нервной системой гидры, так как нервные клетки не разбросаны по всему телу.
10. Внутрь планарии постоянно поступает вода, избыток которой выводится протонефридиями.

УЭ-8. Оценка знаний по модулю 2

  • Прочитай цели модуля 2, критерии оценки и определи уровень, на котором изучен материал.

  • Подсчитай общее число баллов:

26–28 баллов – оценка «5»;
22–25 баллов – оценка «4»;
17–21 баллов – оценка «3».

Цель: оценить работу на уроке, выявить уровень, на котором изучен материал

Если ты работал на уровне С и набрал максимальный балл, домашнее задание можно не делать. Почитай дополнительную литературу, предложенную учителем.
Если работал на уровне В и получил оценку «4», то дома потренируйся в сравнении гидры и планарии. Составь схему «Черты сходства и различия гидры и планарии».
Если хочешь подняться на уровень С, смотри критерии этого уровня.
Если работал на уровне А и получил оценку «3», дома перечитай конспект и текст параграфа в учебнике, ответь на вопросы в конце параграфа. Чтобы подняться на уровень В, внимательно прочитай критерии этого уровня, выполни домашнее задание для этого уровня.

Это интересно знать

  • У планарии прекрасно развита способность к регенерации. Опыты показали, что даже 1/279-я часть ее тела сохраняет способность к восстановлению целого организма. Регенерация происходит благодаря клеткам паренхимы.

  • У ресничных червей имеется особый орган равновесия – статоцист – пузырек с плотным свободным ядрышком внутри. Этот орган позволяет червю ориентироваться в пространстве и чувствовать положение своего тела.

  • Прикрепляясь к жертве передним концом тела и обвиваясь вокруг нее, черви выделяют слизь, которая помогает удержать добычу. Длинная глотка проникает под покровы жертвы и высасывает ее.

  • Слизь позволяет планарии плотно удерживаться на поверхности, по которой она ползет. Некоторые ресничные черви легко ползают по наклонной плоскости. Выяснилось, что животное не может использовать для движения реснички, если брюшная сторона тела не выделяет слизи. Таким образом, работа ресничек обеспечивается наличием выделяемой из кожи слизи. Поэтому позади червя всегда виден слизистый след. Если животное собирается спуститься вниз, слизистые выделения собираются в комок, червь опускается отвесно вниз, а комок превращается в нить, удлиняющуюся по мере этого движения.

  • При наступлении неблагоприятных условий планария распадается на куски, регенерирующие при наступлении благоприятных условий в целых животных. Этот процесс известен под названием самокалечения, или автотомии. Многие виды даже в обычных условиях способны делиться на части, что можно рассматривать как бесполое размножение

  • У некоторых ресничных червей обнаруживаются стрекательные клетки в коже. Эти клетки являются клетками гидр, которых съела планария. Стрекательные клетки не только не перевариваются в кишечнике планарии, но и мигрируют в покровы червя, выполняя свои функции уже у другого хозяина.

  • В теле ресничных червей конволют хорошо заметны одноклеточные водоросли – зоохлореллы. Они живут в симбиозе с червем. Давая червю органические вещества, образующиеся при фотосинтезе, они используют конволют для перемещения к свету. В связи с этим у конволют нет кишечника. Замечено, что конволюты в течение всего дня могут быть неподвижны под яркими лучами солнца. Заражение конволют зоохлореллами происходит еще в яйце.

  • В озере Байкал обитает 90 эндемичных видов ресничных червей. (Эндемичные виды – это виды, нигде больше не встречающиеся.) Эндемизм байкальской фауны – свидетельство древности и своеобразия этого самого глубокого в мире озера.

  • У многоглазки, живущей в пресных водоемах, многочисленные мелкие глаза размещены по краю переднего конца тела.

Критерии оценок

Чтобы получить оценку «3», нужно знать:

  • среду обитания планарии, форму тела, размеры, расположение органов чувств, способы передвижения;

  • строение кожно-мускульного мешка, системы органов планарии, знать в общих чертах строение и функции каждой системы органов;

  • способы размножения планарии;

  • общие признаки типа плоских червей;

  • общие признаки класса ресничных червей.

Чтобы получить оценку «4», нужно знать и уметь:

  • все на оценку «3»;

  • отличать плоских червей от животных из типа кишечнополостных;

  • приспособления планарии к среде обитания;

  • строение систем органов в связи с их функциями;

  • обосновывать принадлежность планарии к типу и классу.

Чтобы получить оценку «5», нужно знать и уметь:

  • все на оценки «3» и «4»;

  • находить черты более высокой организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными и обосновывать ответ;

  • давать предполагаемую характеристику неизвестного животного из типа плоских червей класса ресничных.

Модуль 3. Тип плоские черви. Класс сосальщики

При изучении нового материала, вы должны:

а) усвоить материал об особенностях строения сосальщиков в связи с паразитическим образом жизни, знать цикл развития печеночного сосальщика и кошачьей двуустки, меры профилактики заражения этими паразитами и обосновывать их.

б) уметь распознавать изучаемых животных, давать характеристику класса сосальщиков по заданному алгоритму, составлять конспект в виде таблиц и схем, выполнять разноуровневые задания, объективно оценивать свой труд, определять уровень, на котором изучен материал модуля.

Методические рекомендации

Учебный текст

УЭ-0. Повторение материала по модулям 1, 2 и теме «Тип Кишечнополостные»

  • Из предложенных суждений выбери правильные.

  • Сверь свои ответы с эталоном у учителя.

Шкала оценок.

Нет ошибок – 5 баллов;
1–2 ошибки – 4 балла;
3–4 ошибки – 3 балла;
ошибок больше 4 – 0 баллов
(необходимо поработать с модулями 1 и 2).

Цель: для успешного усвоения нового материала проверь свои знания по предыдущим темам

1. Все ресничные черви свободноживущие.
2. Планария – раздельнополое животное.
3. Планария не имеет полости тела.
4. У планарии есть пищеварительная, нервная и кровеносная системы органов.
5. Нервная система планарии представлена нервными узлами и нервными стволами.
6. Выделение непереваренных остатков пищи происходит через анальное отверстие.
7. Планария – хищное животное.
8. Кожно-мускульный мешок планарии состоит из эпителия, кольцевых, продольных и поперечных мышц.
9. Когда сокращаются кольцевые мышцы, тело червя удлиняется.
10. Ресничные черви передвигаются только с помощью ресничек.
11. Планария может размножаться бесполым путем.
12. Оплодотворение у планарии происходит во внешней среде.
13. Планария может питаться гидрами.
14. Наличие слепо заканчивающегося кишечника – признак низкой организации ресничных червей.
15. Планария ведет активный образ жизни, поэтому у нее лучевая симметрия.

УЭ-1. Характеристика класса сосальщики

  • Прочитай и осмысли учебный текст.

  • Выпиши в тетрадь характерные особенности класса сосальщиков.

  • Обрати внимание на особенности строения сосальщиков, связанные с паразитизмом.

  • Выпиши в словарь определение термина кутикула.

Цель: изучить особенности строения сосальщиков как паразитических животных

Все сосальщики – паразитируют во внутренних органах позвоночных животных. Этим обусловлены особенности их строения и жизнедеятельности. У сосальщиков нет ресничного эпителия, так как подвижность у них небольшая. Зато тело покрыто прочным покровом, поверх которого имеется кутикула – плотная оболочка на поверхности эпителиальной ткани. Она защищает червя. У взрослых особей нет глаз. Развиваются органы прикрепления для удержания в теле хозяина. Обычно это две присоски: ротовая и брюшная. Органы пищеварения развиты слабо. Пищу эти черви всасывают всей поверхностью тела или через ротовую присоску. Класс насчитывает 4000 видов. Сосальщики относятся к типу плоских червей. Они имеют уплощенную форму, у них отсутствует полость тела. Кишечник, если он есть, заканчивается слепо.

УЭ-2. Цикл развития печеночного сосальщика

Уровень А

  • Прочти текст в учебнике.

Уровни В, С

  • Прочти учебный текст, рассмотри рисунок учебника, иллюстрирующий цикл развития печеночного сосальщика.

Уровни А, В, С

  • В словарь запиши определения терминов: основной хозяин, промежуточный хозяин, метаморфоз.

Цель: изучить цикл развития печеночного сосальщика, особенности строения в связи с паразитизмом и меры профилактики заражения

Печеночный сосальщик (фасциола печеночная) паразитирует преимущественно в желчных путях печени крупного рогатого скота, овец, коз. Питается желчью и продуктами распада разрушаемых им протоков печени. В длину 2–3 см, шириной 0,8–1,3 см. Головной конец сужен в конус. Здесь расположена ротовая присоска. На брюшной стороне в середине лежит вторая присоска. Органы чувств не развиты.
У всех сосальщиков сложный цикл развития со сменой хозяев. Яйца попадают во внешнюю среду вместе с калом больного животного. Для дальнейшего развития они должны попасть в водоем. Здесь из яиц выходят личинки с ресничками и глазами – мирацидии (для уровня С). Они плавают в воде, пока не израсходуют запас питательных веществ яйца. После этого внедряются в тело промежуточного хозяина. Им обычно является моллюск малый прудовик.
Проникновение личинки происходит с помощью острого хоботка. В теле моллюска личинка размножается, после чего многочисленные личинки выходят в воду и свободно плавают, как головастики лягушки, работая хвостовыми придатками. Этих личинок называют церкариями (для уровня С). У них развиваются брюшная и ротовая присоски, но они не питаются. Через некоторое время они теряют хвост, округляются и превращаются в покоющуюся стадию (адолескарий). Все развитие занимает 50–60 дней.
Заражение крупного рогатого скота, овец, коз, человека происходит при питье воды из водоема или с травой. В теле хозяина адолескарий превращается во взрослого червя.
Развитие животных, при котором личинка отличается от взрослой особи и обитает в другой среде, называется развитием с метаморфозом.

Основной хозяин – организм, где обитает взрослая особь паразита.

Промежуточный хозяин – организм, в котором развивается личинка.
Очень много отложенных яиц и личинок погибает. Это компенсируется процессом размножения в теле промежуточного хозяина. Смена хозяев тоже имеет биологический смысл. Если бы черви развивались в теле основного хозяина, произошло бы перенасыщение паразитами, что вызвало бы гибель хозяина, а значит, и самих червей.

УЭ-3. Отработка материала

  • Прочитав и осмыслив учебный материал УЭ-2 и УЭ-3, ответь на вопросы.

Шкала оценок.

Уровень А

Ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом.

Уровень В

Ответ на каждый вопрос оценивается 2 баллами.

Уровень С

Ответ на каждый вопрос оценивается 3 баллами.
Учащиеся, работающие на уровне В, отвечают на вопросы уровней А, В, работающие на уровне С – отвечают на вопросы уровней А, В, С.

  • Подсчитай сумму баллов и запиши ее на полях тетради.

Цель: закрепить знания по учебному материалу УЭ-2 и УЭ-3

Уровень А

1. Кто является основным и промежуточным хозяевами печеночного сосальщика? Промежуточным хозяином?
2. Как происходит заражение печеночным сосальщиком?
3. Как предохранить себя от заражения печеночным сосальщиком?
4. Какой цикл развития у печеночного сосальщика?
5. Укажи систематическое положение печеночного сосальщика?

Уровень В

1. Почему нельзя есть щавель с сырых лугов немытым?
2. Почему печеночного сосальщика относят к типу плоских червей?
3. Какие особенности имеет печеночный сосальщик в связи с паразитизмом?

Уровень С

1. О чем свидетельствует наличие ресничек и глаз у личинок печеночного сосальщика?
2. Предложите меры профилактики заражения крупного рогатого скота печеночным сосальщиком.

УЭ-4. Кошачья двуустка

  • Прочти учебный текст.

  • Сравни развитие кошачьей двуустки и печеночного сосальщика.

Цель: изучить цикл развития кошачьей двуустки и меры предупреждения заболевания

Кошачья двуустка (описторхис кошачий) паразитирует в печени собак, кошек и человека. Заболевание, вызванное кошачьей двуусткой, называется описторхоз (для уровня С).
У этого паразита две присоски – ротовая и на небольшом расстоянии от нее брюшная, поэтому у него такое название. Размер паразита около 1 см. У кошачьей двуустки два промежуточных хозяина: улитка и рыба.
Яйца паразита должны попасть в воду, где их съедает моллюск битиния. В его теле начинают развиваться личинки. Развитие и размножение личинок продолжается до полугода. Только после этого в воду выходят личинки второго возраста (церкарии). Они имеют хвост. Церкарии оседают на теле рыб и проникают в их мышцы.
Если собака или кошка съедают зараженную рыбу, в их организме развивается взрослый паразит.
Болезнь протекает тяжело, воспаляется желчный пузырь. Чтобы избежать заболевания, человеку необходимо есть только тщательно обработанную рыбу. Паразита убивает любая горячая обработка и крепкая засолка.

УЭ-5. Отработка материала

  • Ответь на вопросы. Подсчитай сумму баллов.

Шкалу оценок смотри в УЭ-3.

Цель: закрепить материал о кошачьей двуустке.

Уровень А

1. Кто является основным и промежуточным хозяевами кошачьей двуустки?
2. Как происходит заражение кошачьей двуусткой?
3. Как уберечься от заражения кошачьей двуусткой?

Уровень В

Начертите схему развития кошачьей двуустки.

Уровень С

Обоснуйте принадлежность кошачьей двуустки к классу сосальщиков.

УЭ-6. Резюме

  • Перепишите текст резюме, вставив пропущенные слова.

  • Для уровня А достаточно написать два признака, связанных с паразитизмом; для уровня В – четыре, для уровня С – пять.

Цель: обобщить и проверить знания по модулю 3

Класс сосальщики относится к типу _____________ , следовательно, между органами в теле сосальщиков находится ________________ . Все сосальщики ведут ___________________ образ жизни. В связи с этим у них сформировались особенности, отличающие их от свободноживущих червей. К таким особенностям относятся:

1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
4._______________________________
5._______________________________

У всех сосальщиков развитие происходит со сменой хозяев. В теле основного хозяина живет _____________ . В теле промежуточного – ___________________, которая не только развивается в нем, но и размножается. Такой цикл развития объясняется ______________________ .

УЭ-7. Корректировка конспекта

  • Сверь свой текст резюме с текстом соседа по парте, а затем с эталоном у учителя.

  • Поставьте друг другу оценки по пятибалльной системе, учитывая правильность, полноту, аккуратность записей.

Цель: проверить свой конспект

УЭ-8. Самоконтроль

  • Прочти предложенные суждения. Выбери посильный для себя уровень.

  • Выпиши номера правильных суждений.

  • Проверь свои ответы у учителя.

  • Поставь оценку за ответы.

Шкала оценок.

Уровень А

Не более одной ошибки – 3 балла;
если сделал больше ошибок, поработай с УЭ-1, УЭ-2, УЭ-4.

Уровень В

Нет ошибок – 4 балла;
1–2 ошибки – 3 балла.

Уровень С

Нет ошибок – 5 балла;
1 ошибка – 4 балла;
2 ошибки – 3 балла.

Цель: проверить усвоение материала по модулю 3

Выбери правильные суждения.

Уровень А

1. Сосальщики имеют небольшие размеры.
2. Присоски сосальщикам служат только для прикрепления.
3. Пищеварительной системы у сосальщиков нет.
4. В связи с паразитизмом сосальщики имеют сложный цикл развития.
5. Кошачьей двуусткой можно заразиться, выпив воды из водоема.
6. У кошачьей двуустки два промежуточных хозяина.
7. В теле основного хозяина обитает взрослый червь.
8. Улитка – основной хозяин печеночного сосальщика.
9. Все сосальщики – паразиты.
10. Кошачья двуустка обитает в кишечнике основного хозяина.

Уровень В

1. Печеночный сосальщик относится к классу плоских червей.
2. Кошачья двуустка – свободноживущее животное.
3. Печеночный сосальщик имеет хорошо развитую пищеварительную систему.
4. Сосальщики размножаются на личиночной стадии.
5. У всех сосальщиков первичная полость тела.
6. Кутикула – слой клеток на поверхности тела.
7. Чтобы не заразиться кошачьей двуусткой, нужно мыть руки перед едой.
8. У паразитических червей плодовитость выше свободноживущих.
9. Нервная система сосальщиков развита слабо.
10. Сосальщики имеют реснички на поверхности тела.

Уровень С

1. В связи с паразитическим образом жизни у сосальщиков более сложное строение, т.к. появляются органы прикрепления.
2. У сосальщиков нет кислородного дыхания.
3. Для развития яйца необходим кислород.
4. Сложные циклы развития паразитов объясняются приспособлением к паразитизму.
5. Наличие свободноплавающих личинок с ресничками печеночного сосальщика доказывает происхождение паразитов от свободноживущих ресничных червей.
6. Вяленую рыбу есть опасно, т.к. можно заразиться печеночным сосальщиком.
7. Метаморфоз способствует повышению выживаемости паразитических червей.
8. Промежуточный хозяин для паразитических червей выполняет только функцию распространения.
9. Для борьбы с печеночным сосальщиком нужно уничтожать малых прудовиков.
10. Пить молоко от коровы, зараженной печеночным сосальщиком опасно, т.к. можно заразиться паразитом.

УЭ-9. Подведение итогов

  • Подсчитай сумму баллов за модуль 3.

Определи уровень, на котором изучен материал.

35–39 баллов – оценка «5»;
27–34 баллов – оценка «4»;
17–26 баллов – оценка «3».

Цель: оценить свою работу на уроке, узнать уровень, на котором изучен материал

Если ты получил оценку «5», материал изучен на уровне С. Молодец! От домашнего задания ты освобождаешься.
Если ты получил оценку «4», материал изучен на уровне В. Дома повтори материал по конспекту. Если хочешь подняться на уровень С, смотри критерии на оценку «5».
Если получил оценку «3», дома изучи материал по учебнику. Чтобы подняться на более высокий уровень, смотри критерии на оценку «4».

Критерии оценок

На оценку «3» нужно знать:

  • строение печеночного сосальщика;

  • цикл развития печеночного сосальщика;

  • цикл развития кошачьей двуустки;

  • принадлежность сосальщиков к типу плоских червей.

На оценку «4» нужно знать и уметь:

  • все на оценку «3»;

  • обосновывать особенности строения сосальщиков как паразитических животных;

  • обосновывать принадлежность сосальщиков к типу плоских червей, классу сосальщиков;

  • сравнивать печеночного сосальщика и белую планарию.

На оценку «5» нужно знать и уметь:

  • все на оценки «3» и «4»;

  • объяснять причины сложного цикла развития сосальщиков;

  • обосновывать меры профилактики заражения паразитическими червями.

Модуль 4. Тип плоские черви. Класс ленточные черви. Бычий цепень

При изучении нового материала вы должны:

а) усвоить знания о внешнем и внутреннем строении ленточных червей на примере бычьего цепня, цикле развития бычьего цепня, мерах профилактики заражения им.

б) уметь объяснять особенности строения, связанные с паразитизмом, причины сложного цикла развития; обосновывать меры профилактики; составлять конспект; ориентироваться в учебнике, конспекте; объективно оценивать свой труд и труд товарищей; определять уровень, на котором изучен материал.

Методические рекомендации

Учебный текст

УЭ-0. Проверь свои знания

Уровни А, В

  • Выбери правильные суждения.

  • Проведите взаимопроверку.

  • Ответы сверь с эталоном.

  • Поставь себе оценку.

Нет ошибок – 4 балла;
1–2 ошибки – 3 балла;
более 2 ошибок – 0 баллов.

Уровень С

  • Обсудите ответы и поставьте оценки друг другу.

Критерии

Приведено 3 доказательства – 5 баллов;
2 доказательства – 4 балла;
1 доказательство – 3 балла.

Цель: чтобы успешно усвоить новый материал, проверь свои знания по предыдущим темам

Уровни А, В

1. Печеночный сосальщик принадлежит к классу ресничных червей.
2. Пищей для печеночного сосальщика служат желчь и клетки печени.
3. У плоских червей нет полости тела.
4. У свободноживущих плоских червей хорошо развиты мышцы.
5. У паразитических червей хорошо развиты органы чувств.
6. У паразитических червей появились органы прикрепления для удержания в теле хозяина.
7. Для развития яйца печеночного сосальщика должны попасть в среду с кислородом.
8. Наличие ресничек у личинок червей-паразитов указывает на то, что предки паразитических червей были свободноживущими.
9. Печеночным сосальщиком можно заразиться, если съесть плохо прожаренную рыбу.
10. Тело сосальщиков покрыто ресничками.
11. Кутикула – оболочка из веществ на поверхности тела.
12. В теле основного хозяина живет личинка паразита.

Уровень С

Докажите, что предками паразитических червей были свободноживущие черви.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru