Я ИДУ НА УРОК

Н.Б. ПЕРЛИНА,
гимназия им. Н.М. Пржевальского,
г. Смоленск

Уроки по теме

«Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви»

Модуль 1. Трехслойные животные

При изучении нового материала вы должны:

а) усвоить материал о строении тела трехслойных животных, о полости тела и ее функциях, знать название слоев зародышевых листков и значение мезодермы;
б) уметь сравнивать первичную и вторичную полости тела, отличать трехслойных животных от двуслойных, составлять конспект в виде таблиц и схем, ориентироваться в конспекте, объективно оценивать свой труд и труд товарищей.

Методические рекомендации

Учебный текст

УЭ-0. Повторение материала о типе Кишечнополостные

  • Выполни задание в тетради.

  • Выбери правильный ответ.

  • Проверь себя. Сравни свои ответы с эталоном у учителя.

Шкала оценок:

нет ошибок – оценка «5»;
1 ошибка – оценка «4»;
2 ошибки – оценка «3»;
более 2 ошибок – 0 баллов, тебе придется повторить тему «Кишечнополостные».

  • Если не удовлетворен результатом, повтори тему «Кишечнополостные».

Цель: для успешного усвоения нового материала проверь свои знания по теме «Тип Кишечнополостные»

1. Животные типа Кишечнополостные:

А – представляют собой колонии клеток;
Б – примитивные многоклеточные;
В – высокоорганизованные многоклеточные.

2. Стенка тела кишечнополостных состоит из:

А – одного слоя клеток;
Б – трех слоев клеток;
В – двух слоев клеток.

3. Клетки энтодермы выполняют функции:

А – двигательную;
Б – пищеварительную;
В – двигательную и пищеварительную.

4. Пищеварение у кишечнополостных происходит:

А – только в кишечной полости;
Б – только в клетках энтодермы;
В – в кишечной полости и в клетках энтодермы.

5. Наружный слой клеток называется:

А – мезодерма;
Б – энтодерма;
В – эктодерма.

6. Движение гидры осуществляется за счет сокращения:

А – мышечных клеток;
Б – кожно-мускульных клеток;
В – кожно-мускульных и пищеварительных клеток.

7. Лучевая симметрия:

А – характерна для подвижных животных;
Б – характерна для малоподвижных животных;
В – не зависит от подвижности.

8. Регенерация – это:

А – ответ на раздражение;
Б – восстановление утраченных частей тела;
В – захват пищевых частиц.

УЭ-1. Двусторонняя симметрия

  • Внимательно прочти текст. Обрати внимание на причины появления двусторонней симметрии и на то, как меняется расположение органов чувств на теле животных.

  • В тетрадь запиши номер УЭ и его название.

  • В словарь запиши определение органа и системы органов.

Цель: знать, для животных с каким способом передвижения характерна двусторонняя симметрия, уметь узнавать двусторонне-симметричных животных и объяснять причины существования такого типа симметрии

Двусторонняя симметрия характерна для подвижных животных. Органы тела лежат симметрично относительно плоскости, разделяющей тело на правую и левую половины. В связи с подвижным образом жизни обособляются передний и задний концы тела. На переднем конце сосредоточены органы чувств (зрения, обоняния, слуха и др.)
Трехслойные животные имеют органы (часть тела, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции). Органы объединены в системы органов (группа органов, выполняющих общие функции). Благодаря появлению органов и систем органов процессы жизнедеятельности усложнились.

УЭ-2. Полость тела

  • Прочти учебный текст.

  • В тетрадь запиши название УЭ.

  • В словарь запиши определение полости тела.

  • Обрати внимание на отличие первичной полости тела от вторичной.

  • Обрати внимание, что у плоских червей нет полости тела.

Цель: получить представления о первичной и вторичной полостях тела, паренхиме и их функциях

Полость тела – это пространство между стенками тела и внутренними органами. Различают вторичную и первичную полости тела. Первичная впервые появляется у круглых червей. У остальных типов животных имеется вторичная полость тела – целом. В отличие от первичной вторичная полость тела имеет свои собственные стенки, ограничивающие ее от мышц. Полость заполнена жидкостью. Полость тела выполняет следующие функции.

1. Опорную, т.к. сокращение мускулов стенки тела возможно только при наличии внутренней опоры на жидкость. Давление изнутри обеспечивает напряжение тела – тургор. Полостную жидкость червей можно считать гидроскелетом.

2. Равномерное распределение питательных веществ, продуктов выделения, кислорода.

3. Поддерживает постоянный состав веществ в организме.

4. У некоторых животных с полостью тела связана половая функция.

У плоских червей полости тела нет. Пространство между органами заполнено рыхлой соединительной тканью – паренхимой. Функции паренхимы: опорная, запасающая, участвуют в обмене веществ и пищеварении, регенерации.

УЭ-3. Составление конспекта

  • Запиши главную мысль УЭ-1

Цель: учиться выделять главное, делать краткие записи, закрепить материал УЭ-1, УЭ-2

УЭ-4. Проверка конспекта

Сверь свой конспект с конспектами товарищей, а затем с эталоном у учителя.
Исправь или дополни материал и оцени свой труд по пятибалльной системе.

Цель: скорректировать и оценить свой конспект

В конспекте должны быть краткие записи самого главного.

УЭ-5. Кожно-мускульный мешок

  • Прочитай текст.

  • Запомни и запиши составные части кожно-мускульного мешка и их функции.

  • Обрати внимание на то, что кожно-мускульный мешок характерен только для червей.

  • Запиши названия зародышевых листков.

Цель: изучить строение кожно-мускульного мешка в связи с выполняемыми функциями

У всех типов червей имеется кожно-мускульный мешок. Это стенка тела, образованная кожным эпителием, образованным из эктодермы, и слоями мышц. Слои мышц расходятся в разных направлениях, что обеспечивает разнообразные движения животных. Под эпителием идет слой кольцевых мышц, под ним – слой продольных мышц, глубже – слой косых мышц. У некоторых червей развиты не все слои мышц.
Мышечные слои развиваются из третьего зародышевого слоя – мезодермы. Он образуется между эктодермой и энтодермой во время развития зародыша.
Животные, у которых три зародышевых слоя, называются трехслойными. Из каждого зародышевого слоя формируются те или иные органы.

УЭ-6. Закрепление материала

  • Не глядя в конспект, ответь на вопросы.

Уровень А – правильный ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом.

Уровень В – правильный ответ на каждый вопрос оценивается 2 баллами.

Уровень С – правильный ответ на каждый вопрос оценивается 3 баллами.

Учащиеся, работающие на уровне В, отвечают на вопросы уровней А, В, работающие на уровне С – отвечают на вопросы уровней А, В, С.

Цель: закрепить и осмыслить учебный материал УЭ-5, проверить степень усвоения материала

Уровень А

1. Из какого зародышевого слоя развиваются мышцы?
2. Каких животных называют трехслойными?
3. Из каких слоев состоит кожно-мускульный мешок?
4. Какие функции выполняет кожно-мускульный мешок?

Уровень В

1. Как изменится форма червя, если сократятся кольцевые мышцы; продольные?
2. Почему трехслойные животные имеют органы чувств на переднем конце тела?

Уровень С

1. Почему появление мезодермы можно считать чертой более высокой организации?
2. Обоснуй свое утверждение.

УЭ-7. Резюме

  • Прочитай учебный текст, устно вставь пропущенные слова, осмысли его. Обрати внимание на то, какую роль сыграло появление мезодермы в процессе эволюции.

  • Обсудите в парах правильность вставленных слов. За эту работу оценки не выставляются.

Цель: обобщить знания по модулю 1

К двуслойным животным относятся губки и кишечнополостные. Это неподвижные или малоподвижные животные.
Большинство животных трехслойны. Третий зародышевый слой, ____________, закладывается во время зародышевого развития между эктодермой и энтодермой. Из _____________ формируются клетки, которые образуют мышцы. Наличие хорошо развитых мышц обеспечило подвижность животных. В результате появилась ____________ симметрия, обособился передний конец тела, на нем сосредоточились органы ______________ . Они связывают организм с внешней средой.

УЭ-8. Самоконтроль

  • Выбери посильный для себя уровень.

  • Выпиши номера правильных, по твоему мнению, суждений.

  • Сверь свои ответы с эталоном.

  • Оцени их по следующей шкале.

Уровень А – не более 1 ошибки – оценка «3».

Уровни В, С – нет ошибок – оценка «5», 1 ошибка – оценка «4», 2 ошибки – оценка «3», более 2 ошибок – 0 баллов.

Цель: проверить основные знания по модулю 1

Уровень А

1. У подвижных животных лучевая симметрия.
2. У подвижных животных органы чувств находятся на переднем конце тела.
3. Полость тела отсутствует у плоских червей.
4. Полость тела выполняет роль гидроскелета.
5. Третий зародышевый слой назван мезодермой.
6. Мышцы развиваются из мезодермы.
7. Кожно-мускульный мешок характерен для всех червей.
8. В состав кожно-мускульного мешка входят кожа и несколько слоев мышц.
9. У гидры есть мышечные клетки.
10. У всех животных пространство между органами заполнено рыхлой тканью.

Уровни В, С

1. Вторичная полость отличается от первичной своей выстилкой.
2. У круглых червей между кожно-мускульным мешком и внутренними органами имеется выстилка полости тела.
3. Целомическая жидкость непосредственно соприкасается с внутренними органами.
4. В кожно-мускульном мешке всех червей три слоя мышц.

УЭ-9. Оценка знаний по модулю 1

  • Поставь оценку за урок. Для этого подсчитай общий балл за урок: суммируй все баллы УЭ-0, 4, 6, 8:

25–29 баллов, оценка «5»;
16–24 баллов, оценка «4»;
12–15 баллов, оценка «3».

Цель: оценить знания по модулю 1, определить уровень, на котором изучен материал

Если ты получил оценку «3», дома внимательно проработай конспект модуля 1. Если количество баллов меньше 25, необходимо потрудиться еще для получения положительного результата – дома повтори материал по конспекту. Если твоя оценка – «5», ты освобождаешься от домашнего задания. Определи уровень, на котором ты работал.
Смотри критерии оценок по теме урока

Критерии оценок

На оценку «3» нужно знать:

  • определения понятий мезодерма, кожно-мускульный мешок, орган, система органов, паренхима, целом, двусторонняя симметрия;

  • строение кожно-мускульного мешка и его функции;

  • функции полости тела и паренхимы.

На оценку «4» нужно:

  • иметь объем знаний на оценку «3»;

  • обосновывать связь строения кожно-мускульного мешка с его функциями;

  • объяснять причины появления двусторонней симметрии;

  • знать причины обособления органов чувств на переднем конце тела.

На оценку «5» нужно:

  • знать все, что нужно знать на оценки «3» и «4»;

  • находить черты высокой организации у трехслойных животных и уметь их обосновать;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

Модуль 2. Тип плоские черви. Класс Ресничные (турбеллярии). Белая планария

При изучении нового материала вы должны:

а) усвоить знания о белой планарии как представителе типа Плоские черви класса Ресничные;
б) уметь: обосновывать принадлежность белой планарии к типу плоских червей и классу ресничных червей, исходя из знаний о внешнем и внутреннем строении; сравнивать планарию с гидрой; связывать строение систем органов с выполняемыми ими функциями; составлять конспект; ориентироваться в конспекте и учебнике; объективно оценивать свой труд и труд товарищей; определять уровень, на котором изучен материал.

Методические рекомендации

Учебный текст

УЭ-0. Повторение материала модуля 1 и темы «Кишечнополостные»

  • Прочитай задания теста.

  • Выбери в каждом задании один правильный ответ.

  • Ответы запиши в тетради.

  • Проверь правильность ответов у учителя. Выстави себе оценку.

Шкала оценок:

нет ошибок – оценка «5»;
1 ошибка – оценка «4»;
2–3 ошибки – оценка «3»;
более 3 ошибок – 0 баллов, придется повторить модуль 1.

Цель: чтобы успешно изучить новый материал, повторите и проверьте знания по предыдущим темам

1. Для подвижных животных характерна:

А – лучевая симметрия;
Б – двусторонняя симметрия;
В – отсутствие какой-либо симметрии.

2. Паренхима выполняет функции:

А – защитную;
Б – двигательную;
В – запасающую.

3. Выделительная система:

А – переваривает пищу;
Б – удаляет жидкие продукты жизнедеятельности;
В – удаляет непереваренные остатки пищи.

4. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая:

А – мускулатурой;
Б – всеми системами органов;
В – любыми органами через нервную систему.

5. Непереваренные остатки пищи:

А – всасываются в кровь;
Б – удаляются из организма органами выделения;
В – удаляются органами пищеварения.

6. Полости тела нет у:

А – плоских червей;
Б – круглых червей;
В – всех животных.

7. Орган – это часть тела:

А – имеющая определенное строение;
Б – выполняющая определенную функцию;
В – имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.

8. Кожно-мускульный мешок образован:

А – кожным эпителием;
Б – мышцами;
В – кожным эпителием и мышцами.

9. Полость тела – это:

А – кишечная полость;
Б – пространство между стенкой тела и кишечником;
В – полость кишечной трубки.

10. Целом в отличие от первичной полости:

А – имеет собственную выстилку;
Б – не имеет собственной выстилки;
В – расположен в кишечной полости.

11. Кожно-мускульный мешок характерен только для:

А – членистоногих;
Б – червей;
В – кишечнополостных.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru