Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №10/2000

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

М.Б.БЕРКИНБЛИТ,
С.М.ГЛАГОЛЕВ,
В.А.ФУРАЛЕВ

Новый учебник «Общей биологии»

В конце 1999 г. Московским институтом развития образовательных систем (МИРОС) при содействии Национального фонда подготовки кадров (НФПК) был издан учебник «Общая биология» для 10-го класса (авторы – М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.А. Фуралев). Эта книга стала победителем конкурса по созданию учебников нового поколения, проведенного НФПК и Министерством образования РФ, и допущена Министерством образования в качестве учебника для средней школы.

Книга продолжает серию учебников биологии под ред. М.Б. Беркинблита, издаваемых МИРОС начиная с 1993 г., и охватывает первую половину курса общей биологии (10–11-й классы).

Предлагаемый учебник построен на иерархическом принципе: изучение начинается с молекулярного уровня организации живой материи и последовательно охватывает все более сложные системы. Благодаря этому становится возможным получить представление о механизмах, которые лежат в основе различных биологических процессов, понять закономерности, которые первоначально были описаны учеными на феноменологическом уровне. Особенно такая стратегия перспективна для изучения эволюционной теории и экологии – наличие у школьников знаний, основанных на современных научных концепциях, убережет их от дилетантских, поверхностных представлений по этим весьма важным вопросам. Тем самым предлагаемый учебник развивает подход к реорганизации школьного курса общей биологии, который впервые был предложен с появлением учебника под ред. Д.К. Беляева. Идея иерархического построения курса в учебнике М.Б. Беркинблита и соавт. реализуется наиболее последовательно, но при этом она не является новой для преподавателей биологии и подкреплена как уже имеющимися учебно-методическими материалами, так и разработками, которые в настоящее время готовятся МИРОС.

В рамках предлагаемой концепции курса общей биологии в 10-м классе школьники знакомятся с биохимией, цитологией, генетикой и эмбриологией, а в 11-м классе – с эволюционной теорией и экологией. Изложение тем, вошедших в изданный учебник, основывается на следующих методических подходах.

Цитология и биохимия. Пpи изучении раздела школьники знакомятся с основными достижениями современной цитологии, биохимии и молекулярной биологии. Этот материал позволяет наиболее ярко показать всю силу современной науки, ее методов, научных предсказаний и теорий. Важная задача раздела – продемонстрировать, что фундаментальные, поначалу кажущиеся бесполезными научные исследования оказывают колоссальное влияние на практику: медицину и селекцию, сельское хозяйство и промышленность. На знаниях, полученных при изучении цитологии и биохимии, базируются последующие разделы курса.

Генетика. Изучение генетики предваряет рассмотрение эволюционной теории (в отличие от той традиционной схемы, которая была реализована в учебнике под ред. Ю.И. Полянского). На основании полученных знаний о механизмах наследственности становится возможным впоследствии более содержательно говорить о механизмах и процессах эволюции. Кроме того, школьники, занимающиеся по нашей программе, имеют возможность при изучении генетики систематизировать информацию о клеточной теории, половом размножении и жизненных циклах представителей различных групп.

Индивидуальное развитие организмов. Основной вопрос, рассматриваемый в этом разделе, – как из одной клетки возникает организм, образованный разными клетками и имеющий сложную форму. Эта проблема считается одной из центральных в современной биологии; в существующей школьной программе ей уделяется неоправданно мало внимания. При изучении эмбриологии учащиеся сталкиваются с необходимостью активного применения цитологических знаний. Знакомясь с работой сложной самоорганизующейся системы, они используют знания о генетической информации; на новом материале рассматривают механизмы воздействия на клетку регулирующих веществ. (Фрагмент этой главы мы предлагаем вашему вниманию. – Прим. ред.)

Хотя в последние годы в российской школе появились альтернативные программы и альтернативные учебники, во многом неизменными остаются принципы отбора необходимых знаний и построения взаимосвязей между ними. Авторам представляется крайне важным, чтобы в рамках учебника было дано представление об истории развития теоретических концепций, этапах формирования научной системы мира, особенностях труда ученых.

Необходимо обогащать содержание курса за счет новых научных данных, которые не вошли в школьную программу. В каких направлениях кажется целесообразным его расширять? Во-первых, это принципиальные, кардинальные открытия, признанные таковыми научным сообществом. Во-вторых, в курс биологии целесообразно включать материал, отражающий ее существенные отличия от других естественно-научных дисциплин. В связи с этим в учебнике детально рассмотрены понятия информации, регуляции и развития. Информация – это, в первую очередь, генетическая информация и информация, перерабатываемая нервной системой. А развитие – это развитие организма и органического мира в целом.

Но еще важнее, чем расширение материала, его углубление. В школьном курсе биологии мало внимания уделено анализу механизмов процессов. Необходимо давать объяснение причин явлений, а не просто сообщать факты.

Принципиально важно показать пути получения знаний. Во-первых, биология – экспериментальная наука, и без описания экспериментов теряется ее живой дух. Как показали, что наследственное вещество – нуклеиновые кислоты, а не белок? Как узнали, что репликация ДНК имеет полуконсервативный характер? Как сумели расшифровать генетический код? Школьники должны понимать соотношение теории и эксперимента в современной науке. В связи с этим в учебнике приводится подробное описание ряда ключевых экспериментов современной биологии.

Во-вторых, изложение готовых знаний развивает мышление учащихся в недостаточной степени. Оно нередко ведет к формализму, простому запоминанию, вере в то, что «это верно, потому что написано в книге».

В-третьих, планирование эксперимента – серьезная творческая задача. Надо четко поставить задачу, придумать способ ее решения, поставить эксперимент и интерпретировать его результат. Это тренировка сообразительности, логики и др.

В учебнике не просто излагаются достижения современной биологии, но рассказывается и о том, как и кем они были получены. Обращение к истории науки, к судьбам ученых придает изложению материала эмоциональную окраску, что очень важно для развития интереса к биологии, лучшего запоминания и понимания.

Важным элементом учебника являются задачи. Наряду с обычными контрольными вопросами школьникам предлагаются творческие задачи, предполагающие интегрированное использование и критический анализ разнообразной информации, самостоятельное выдвижение гипотез, моделей биологических явлений и процессов. В рамках работы в МИРОС авторами готовится цикл задачников по разным разделам биологии (к настоящему времени опубликованы задачники по генетике и по физиологии животных). Многие из разработанных методических идей, представленных, в частности, в неоднократно издававшейся книге «Биология в вопросах и ответах», нашли отражение в настоящем учебнике.

Из рецензий на учебник М.Б. Беркинблита с соавторами:

«Рецензируемая книга обладает целым рядом принципиально важных достоинств. Она ясна, логична, сжата и охватывает все основные разделы клеточной и молекулярной биологии, причем эти разделы изложены на современном уровне. В учебнике почти нет «воды». Такого учебника для средней школы в России до сих пор не было».

«Большое внимание уделяется авторами представлению о различных биологических процессах и механизмах взаимосвязей на всех уровнях организации».

«Существенно расширяя объем материала по сравнению с традиционной школьной программой, учебник предоставляет учителю свободу в расстановке акцентов внутри этого материала и в отборе материала, обязательного для усвоения учащимися».

«К десятому классу уже накапливаются интегрированные знания по предметам естественно-научного цикла, поэтому книга может быть использована и как основной, и как дополнительный источник для подготовки к зачетам, другим формам работы на уроках и во внеурочное время на факультативах, индивидуальных занятиях или для углубленного изучения предмета. Учебник, несомненно, включает в себя базовый компонент, который предусмотрен нормативными документами».

«По сравнению с предыдущими учебниками он является просто революционным. Впервые школьник имеет возможность понять, что биология является не беспорядочным нагромождением разрозненных фактов и теорий, но предельно сложной и в то же время цельной и строгой современной наукой. И что самое важное – учебник прекрасно демонстрирует, какой молодой наукой является современная биология. Как абсолютно справедливо отмечают авторы, в ней гораздо больше вопросов, чем ответов».

 

Учебник «Общая биология» для 10-го класса выпущен в двух книгах, в твердой обложке. Информацию о продаже этой книги (а также другой учебной и методической литературы, изданной МИРОС) можно получить в отделе реализации МИРОС по тел. (095) 915-72-55. Наш адрес: 109004, Москва, Нижняя Радищевская ул., д. 10.

Публикация статьи произведена при поддержке издательства «Нобель Пресс». Посетив официальный сайт издательства «Нобель Пресс», который располагается по адресу http://www.nobelpress.com/, Вы сможете воспользоваться удобным сервисом, позволяющим издать учебник бесплатно. Онлайн конструктор поможет составить обложку книги, а специалисты издательства «Нобель Пресс» предоставят все необходимые коды и номера, произведут верстку текста, подготовят макет для печати, обеспечат издание учебных пособий и их реализацию через известные книжные магазины, что позволит Вам получать прибыль без затрат на печать учебников.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru