Я ИДУ НА УРОК

В.А. МАШИНИСТОВА,
учитель биологии, средня школа No 18,
г. Сергиев Посад

Познавательная игра «Грибы»

Подобную игру можно включить в структуру обобщающего урока по теме «Царство грибы» как элемент, развивающий интерес к изучаемому предмету и позволяющий выявить эрудитов. Игра рассчитана примерно на 10–15 мин и состоит из трех туров; организовать ее можно, взяв за основу схему телевизионной передачи «Звездный час».

И я сказал им, кто, когда,
И почему, и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было
раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему?

А.Милн

Мы заканчиваем изучение очередной темы, завершается еще одно наше путешествие в страну знаний, дороги которого в этот раз пролегли через вездесущее царство Грибов. В пути мы познакомились с разными группами этих организмов. Нам стали понятны особенности их жизнедеятельности, мы узнали, как они устроены, какие у них отношения с другими живыми организмами... Давайте вспомним все, что мы знаем о грибах...

I тур

Ведущий. Перед вами галерея портретов ученых, внесших определенный вклад в решение проблем, связанных с изучением грибов.

Примечание. Организация данного тура возможна в двух вариантах:

а) можно представить одновременно 6 портретов ученых, если они имеются в кабинете биологии; если готовых портретов нет, можно сделать на кодопленку ксерокопии портретов ученых из учебников: Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология–6. – М.: Мирос, 1996: А.Левенгук – стр. 8, К.Линней – стр. 57, И.Мечников – стр. 145, А.Флеминг – стр. 153 и Малеева Ю.А., Чуб В.В. Биология. Флора. 7. – М.: Мирос. Дрофа, 1994: А. де Бари – стр. 64; М.С. Воронин – стр. 59.

б) при отсутствии портретов можно продемонстрировать таблички с надписями:

1. Карл Линней.
2. Александр Флеминг.
3. Антуан де Бари.
4. М.С. Воронин.
5. Антони ван Левенгук.
6. И.И. Мечников.

Вопросы

1. Многие народы издавна знакомы с дрожжами – это подтверждают археологические раскопки. Например, на территории Древнего Египта и Междуречья обнаружены развалины пивоварен и пекарен, построенных за 2 и даже 6 тысячелетий до н.э.
А кто же открыл дрожжи? Случилось это около 300 лет назад в Голландии. Первым их увидел в микроскопе и зарисовал... (Антони ван Левенгук.)

2. В 1928 г. произошло замечательное событие – был открыт вид плесени из рода Пенициллиум, убивающий бактерии. Выделяемое этим грибом вещество назвали пенициллином. В чистом виде оно было выделено только в 1940 г. Вскоре в медицине начали применять и другие вещества с подобными свойствами, которые назвали антибиотиками.
Кто из ученых открыл пенициллин? (Александр Флеминг.)

3. Мы говорим:
вешенка обыкновенная;
дождевик ежевиднокольчатый;
шампиньон двуспоровый;
сыроежка желтая...
А кто из ученых придумал бинарную номенклатуру? (Карл Линней.)

4. Есть дрожжи, которые образуют не круглые, а игловидные споры. Впервые их обнаружил русский ученый в 1884 г. в теле дафний, обитавших в бассейне ботанического сада в Париже. Оказывается, игловидная форма помогает спорам прокалывать стенку кишечника хозяина, куда гриб попадает вместе с водой. Теперь эти дрожжи носят имя ученого, обнаружившего их.
Назовите их полное название. (Дрожжи Мечникова.)

5. Картофельной гнилью, чумой или холерой называли болезнь, принявшую в Европе в 40-х гг. XIX в. форму эпидемии.
Кто из ученых нашел выход из создавшейся ситуации, установив, что картофельную гниль вызывает микроскопический гриб с красивым латинским названием «фитофтора инфестанс», что в переводе на русский означает «губитель растений, их мучающий». (Антуан де Бари.)

6. Именно этот ученый подверг сомнению предположение Георга Фрезениуса, что в почве гриб артроботрис весьма мирно уживается с червями – нематодами. Его догадка окончательно подтвердилась лишь в конце XIX в., когда были открыты грибы–хищники.
Назовите имя этого ученого. (Михаил Степанович Воронин.)

II тур

Для II тура нужно приготовить 6 изображений грибов (можно использовать наборы открыток «Грибы»). При отсутствии рисунков можно использовать таблички с названиями грибов.

Ведущий. Перед вами изображения грибов, которые встречаются на территории нашей страны.

1. Волнушка.
2. Подберезовик.
3. Свинушка.
4. Белый гриб.
5. Сморчок конический.
6. Груздь осиновый.

Вопросы

1. Народная примета гласит: «Где много мухоморов, там много этих грибов!». О каком из представленных здесь грибов идет речь? (Белый гриб.)

2. Этот гриб, называют также обабок, бабка, серый гриб, черныш, подгреб... (Подберезовик.)

3. Шляпка у этого гриба по краю мохнатая, шерстистая. От этого и произошло название гриба: древнерусское слово «вовна» означает шерсть.

Гриб волнуется, ясно почему:
Как бы не испортили
Шляпки бахрому. (Волнушка.)

4. И у этого гриба название связано со шляпкой. Гриб напоминает ухо, т.к. ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а несколько сбоку. Чтобы ответить на вопрос, что это за гриб, достаточно вспомнить название животного, чье ухо он напоминает. (Свинушка.)

5. Назвали этим грибом – полезай в кузов! (Груздь осиновый.)

6. Кроме немецкого (выращивание в почве с золой), существует и французский способ разведения этих грибов. Он основан на наблюдениях, что в садах эти грибы вырастают в тех местах, где остались не убранными гниющие яблоки. Грибы выращивают на грядках с артишоками: по грядке разбрасывают кусочки грибов, осенью ее рыхлят и закрывают слоем яблочных выжимок, а на зиму прикрывают листьями. Весной покрытия снимают, а уже через 2 недели появляются первые... (Сморчки конические.)

III тур

Перед вами названия известных грибов. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место!

1. Пеокон. (Опенок.)

2. Викхомо. (Моховик.)

3. Нушвикас. (Свинушка.)

4. Рокаежсы. (Сыроежка.)

5. Чоктрос. (Строчок.)

6. Морхому. (Мухомор.)

Можно организовать и IV тур игры, подобрав 6 наименее известных загадок о грибах.