ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Н.В. СОРОКИНА

Продолжение. См. № 21, 22, 23, 24, 25-26/2004

Курс «Зеленое строительство»

При создании смешанных групповых посадок (групп) необходимо учитывать сочетаемость растений по габитусу, времени цветения, требованиям к условиям питания, световому и водному режимам. Искусство устройства группы заключается в том, чтобы растения выглядели естественно, а композиция была живописной. Необходимо выбрать хорошо обозреваемый участок. Контуры группы должны быть извилистыми, четких геометрических фигур следует избегать. Количество растений в группе – от 3 до 30 кустов. Чем растения выше и раскидистее, тем их должно быть меньше. Высокий декоративный эффект достигается при включении в группу кустарников и многолетников.

В групповой посадке хорошо сочетаются, например:

– астильба с папоротником, колокольчиком, анемоной и хостой;
– гипсофила с розой;
– дельфиниум с лилией, ромашкой, флоксом, маком восточным;
– ирис с маком восточным;
– колокольчик с аквилегией, папоротником;
– лилейник с хостой, ирисом;
– хоста с примулой, астильбой.

Хорошо сочетаются в группе цветочные и овощные культуры, такие как ноготки и кабачки. Например, в центре на переднем плане размещают маки, слева свеклу, а справа морковь и васильки. Перед этой композицией можно разместить бордюр из нежно-зеленого салата.

Для создания солитерной композиции требуется большое пространство: расстояние для наилучшего ее восприятия должно составлять 2–3 высоты растения. В качестве солитеров можно использовать дельфиниумы, пион, дицентру великолепную, ревень, подсолнечник, розу, лилии. Фоном солитерной композиции может служить красиво цветущий кустарник, жимолость, красная смородина.

Миксбордер должен эффектно смотреться с любой точки. Включение в миксбордер одно- и двулетних растений позволяет сделать композицию более яркой, живой и богатой по цветовой гамме. С помощью таких растений удается заполнить те места, которые в дальнейшем будут заняты разрастающимися многолетниками. Растения, цветущие одновременно, должны сочетаться друг с другом и быть равномерно распределены по всему миксбордеру.

Создание миксбордера начинаются с разработки его плана: определения размера, расположения на газоне, формы. Контур миксбордера вычерчивается в выбранном масштабе на миллиметровой бумаге. На плане выделяют три части миксбордера – передний, средний и задний планы. Далее необходимо провести подбор цветочных культур для каждого из этих планов с учетом формы, размеров и окраски, сроков и продолжительности цветения. На заднем плане располагают высокие (0,8–2 м) растения, на среднем – среднерослые (до 70 см), на переднем – низкорослые (до 30 см). Общепринято располагать душистые растения со стороны дорожки, а растения с мелкими невзрачными цветками – так, чтобы они смотрелись как единое цветовое пятно.

Схема миксбордера аккуратно заполняется условными цветными символами, каждый из которых соответствует определенному виду растения. Расшифровка символов, включающая названия цветочных культур с указанием сроков их цветения, приводится на этом же листе.

Для создания альпийской горки выбирают хорошо освещаемую солнцем естественную или искусственно созданную возвышенность на участке с уклоном на юг или юго-запад. На ней размещают камни в виде ступенчатого горного склона, между ними высаживают декоративные растения. Камни группируют, избегая симметрии, – так, чтобы композиция казалась естественной. Для устойчивости камни углубляют в почву. При посадке цветочных культур на альпийской горке предпочтение отдают стелющимся и луковичным растениям. Количество высоких растений должно быть минимальным.

Альпийская горка

Альпийская горка

Технология строительства альпийской горки:

– подготовить площадку под альпийскую горку;
– срезать на ней дерновый покров и удалить слой земли с корнями сорняков на глубину 30 см;
– устроить дренаж из битого кирпича или гальки, насыпать песок слоем 10 см;
– насыпать почвосмесь, состоящую из 1 части перегноя и 1 части торфа;
– уложить камни, располагая их устойчиво и заглубляя в почву на 2/3 высоты (самые крупные камни помещают в основание горки);
– насыпать между камнями почвосмесь того же состава, полить и утрамбовать ее;
– посадить в почвосмесь между камнями растения в соответствии с заранее составленным планом, учитывающим окраску цветов и сроки цветения.

Для вертикального озеленения обычно используют вьющиеся растения, например дикий виноград, хмель, клематис, которые быстро растут, но требуют рыхлую плодородную почву глубиной не менее
50 см. Можно использовать и однолетники – настурцию или цветной горошек. Для вьющихся растений устраивают поддерживающие стойки из перекрещивающихся деревянных реек или сетку с крупными ячейками, образованными вертикально и горизонтально натянутым шпагатом. Вертикальные опоры таких приспособлений должны быть хорошо закреплены в земле на случай сильного ветра.

На школьном участке всегда найдется тенистое место, на котором можно устроить теневой цветник. Таким местом может быть северная сторона здания школы, высокие заборы, несколько близко стоящих деревьев или высокие кустарники. В приствольный круг большого дерева можно посадить хосту с крупными пестрыми листьями, ажурный папоротник или ревень с огромными эффектными листьями.

В светлой тени деревьев с ажурной кроной весной хорошо растут и цветут подснежники, ландыш садовый, ветреница, барвинок; в начале лета – примула, гвоздика турецкая, бадан, дицентра прекрасная («разбитое сердце»), астильба, звездчатка, медуница, лилейник, купальница, аквилегия, копытень, колокольчик персиковидный, флокс метельчатый; ближе к осени – клопогоны.

Для затененных участков лучше всего подходят многолетники. Благодаря мощной и глубокой корневой системе они не требуют частого полива, а разрастаясь, вытесняют сорные растения.

Цветочные вазы и переносные модули используются для посадки ярких и обильно цветущих растений. Для их изготовления используют бетон, пластмассовые, деревянные, керамические и другие емкости. Для того чтобы корни растений не загнивали, в днище емкости делают сливное отверстие, а на дно в качестве дренажа насыпают слоем 5–7 см крупнозернистый песок.

На школьном участке можно соорудить вазон для цветочных культур на один сезон. Такой вазон выкладывается из кирпича (без цемента!) в круг и заполняется почвосмесью. Сверху и в отверстия по бокам вазона сажают цветочную рассаду. Через некоторое время разросшиеся растения закроют кирпичную кладку.

Хорошо украсит школьный участок небольшой декоративный водоем. Такой водоем может иметь правильную (круг, прямоугольник) или произвольную форму с ломанными или овальными очертаниями берега. Площадь водоема – 5–10 м2, глубина – 20–40 см.

Декоративный водоем

Декоративный водоем

Технология устройства водоема:

– обозначить колышками контур водоема;
– выкопать яму глубиной 50–60 см с небольшим уклоном откосов;
– тщательно убрать острые камни, корни и другой мусор;
– по контуру водоема выкопать канавку глубиной 10–15 см;
– дно и стенки водоема обмазать влажной «жирной» глиной, уплотнить ее и дать ей немного подсохнуть;
– насыпать на дно мелкий песок слоем 5 см;
– уложить на дно толстую полиэтиленовую пленку, вырезанную по форме ямы с запасом не менее 50 см для укрепления на берегу;
– положить на пленку слой глины толщиной 3 см;
– насыпать на дно почвосмесь (песок с торфом), уложить несколько «булыжников»;
– обложить стенки водоема камнями разного размера и крупной галькой, щели между камнями засыпать крупнозернистым песком и мелкой галькой;
– поднять края пленки на 10 см выше уровня водоема (насыпать холмик песка) и заделать их в подготовленную канавку, засыпав почвосмесью;
– высадить в почвосмесь в водоеме водные растения: белокрыльник, стрелолист, кувшинку, укрепив их с помощью камней;
– около края водоема посадить камыш, ирис болотный.

Вокруг водоема можно устроить цветник, на котором высадить купальницу, бадан, колокольчик карпатский, барвинок, ирис, овсяницу сизую, примулу, астильбу, молочай, папоротник, хосту, ревень, лилейник.

На зиму воду из водоема необходимо сливать.

Рекомендации по выполнению проектных работ

Как оформлять рабочую тетрадь

Ведение рабочей тетради должно отвечать следующим требованиям:

– записи должны быть аккуратно оформлены;
– описание деятельности должно быть представлено в виде последовательности технологических этапов;
– теоретические материалы должны быть оформлены в виде кратких конспектов;
– экспериментальные данные, фенологические наблюдения оформляются в виде таблиц.

В рабочей тетради должны быть приведены:

– название проекта;
– дата начала выполнения проекта;
– список участников проекта;
– цель и задачи проекта;
– последовательность этапов практической работы, краткая технологическая карта выращивания рассады цветочных культур;
– информация в виде конспектов из различных источников с ссылками на них (название источника, автор, год издания, город, издательство);
– таблицы с экспериментальными данными;
– расчеты;
– выводы о проделанной работе.

Рекомендуется объяснить учащимся необходимость строгого выполнения всех требований к ведению рабочей тетради, поскольку она является документом их практической деятельности.

Как проводить обсуждение работы

Учащиеся должны как можно чаще рассказывать о своей работе, обсуждать все вопросы, возникающие по ходу выполнения проекта, со своими товарищами и учителями, советоваться с ними, задавать им вопросы. Преподаватели в данном случае должны стараться общаться с детьми на равных, выслушивать их и вместе искать решение.

Следует регулярно проводить «круглые столы» с участием школьников разных возрастов. Дискуссия – активный метод обучения. Умение дискутировать открывает возможность осуществлять широкое общение, сотрудничать и выяснять многочисленные вопросы, которые интересуют человека. Учащиеся должны обмениваться мнениями, высказывать идеи, которые могут дополняться и уточняться по ходу дискуссии. Участвуя в дискуссиях, школьники учатся не только ясно излагать свое мнение, но и слушать и слышать мнение других.

Для того, чтобы получить обучающий эффект от проводимой дискуссии, необходимо соблюдать следующие правила.

Необходимо, чтобы участники дискуссии сидели лицом друг другу. Время дискуссии не должно превышать 45 минут. Если участники устали, ведущий прекращает дискуссию. В самом начале дискуссии ведущий формулирует ее цель и перечисляет вопросы, на которые следует получить ответы по ходу дискуссии. Далее следует предложить участникам сделать сообщения по теме дискуссии. После каждого сообщения ведущий выясняет, насколько понятен смысл сообщения и предлагает 2–3 участникам объяснить прослушанное. При необходимости докладчик разъясняет непонятные вопросы. После этого ведущий спрашивает, согласны ли слушатели с трактовкой выступающего, и в случае несогласия предлагает обсудить все возникшие вопросы.

Ведущий должен учитывать, что из-за сосредоточенности на своих высказываниях участники могут невнимательно слушать мнение других и плохо понимать чужую точку зрения, поэтому у них вызывает большие затруднения воспроизведение чужих мнений и позиций. В этом случае обсуждаемая проблема не может быть воспринята всеми участниками дискуссии как «совместная работа». Ведущий должен постоянно следить, чтобы любое высказывание было понятно всем. Одновременно он должен стараться поддерживать активность всех участников дискуссии: препятствовать «монополизации» обсуждения одним человеком и «отмалчиванию» других. Ни в коем случае не следует допускать перехода дискуссии в спор.

По ходу дискуссии необходимо активно использовать наглядные средства: учащиеся могут представлять свое мнение в виде схем, таблиц, записывать по ходу сообщения перечень результатов своей работы на классной доске.

Периодически ведущий должен просить участников обобщать обсуждаемый вопрос с целью выяснения, что уже обсуждено, а что еще предстоит обсудить для того, чтобы достичь цели дискуссии. В конце дискуссии следует подвести итоги и предложить каждому участнику высказать мнение о дискуссии. Ведущий благодарит всех участников за участие, высказывает свое общее впечатление и отмечает наиболее удачные и интересные сообщения.

Как собирать информацию по теме проекта

Для сбора информации можно предложить учащимся использовать библиотечный фонд школы, обучить их пользоваться систематическим каталогом, помочь найти книги, учебники по теме озеленения, а также соответствующие периодические издания: журналы «Ландшафтный дизайн», «Ландшафтное земледелие», «Садово-парковое искусство», «Зеленое строительство», «Цветоводство», «Новый садовод и фермер», «Приусадебное хозяйство», газету «Шесть соток» и др. Источником информации могут быть и рекламные буклеты, советы знакомых любителей-цветоводов, специальные передачи по ТВ и радио, например «Растительный мир», «Сад и огород». Надо предложить учащимся оформлять собранные материалы в своих рабочих тетрадях в виде конспектов, зарисовок, схем для того, чтобы позже можно было их обсудить и принять решение по тому или иному вопросу (выбор типа и композиции цветника, ассортимента цветов, их цветовой гаммы и т.п.).

Покажем, как можно использовать в качестве источника информации сведения, приводимые на упаковках цветочных семян.

Нужно заранее предложить школьникам собрать красочно оформленные фирменные упаковочные пакеты из-под семян различных цветочных культур зарубежной селекции (поскольку именно на таких упаковках приводится наиболее полная информация). На занятии каждый учащийся получает по одному упаковочному пакету, с которого он должен выписать в свою рабочую тетрадь перечень всех сведений о цветочной культуре, семена которой были упакованы в нем.

Одновременно проходит обсуждение, в котором принимают участие все учащиеся. Какие цветочные культуры необходимо выращивать рассадным способом, а какие непосредственным посевом в грунт, и почему? Почему в условиях средней полосы России некоторые многолетники, например львиный зев, выращиваются как однолетники? Какие требования предъявляют цветочные культуры к условиям выращивания: питанию, освещению, влаге, физическим и химическим свойствам почвы?

Учащиеся должны выяснить, какая информация отсутствует на некоторых упаковках, оценить необходимость ее наличия для потребителя.

Список сведений, которые содержатся на упаковочном пакете с семенами настурции.

– Название культуры: настурция, смесь.
– Однолетник.
– Название сорта: смесь сортов.
– Фото: крупные одиночные цветки оранжевого и желтого цветов.
– Описание цветка: диаметр до 6 см, цветочные почки и цветки съедобны.
– Условия выращивания: холодостойкое, светолюбивое влаголюбивое растение, требует плодородную, воздухопроницаемую почву.
– Описание культуры: травянистое растение с толстым полуплетистым стеблем, высота растения 40 см.
– Используется для оконных ящиков, клумб и бордюров.
– Семена перед посевом замачивают в воде на сутки.
– Посев: в открытый грунт в конце мая на расстоянии 12–25 см друг от друга.
– Уход: полив в начале роста ежедневный, а после начала цветения только при сильном подсыхании почвы. Подкормку проводить до цветения с интервалом 10 дней раствором комплексного минерального удобрения. Для удобрения рекомендуется использовать препарат, который содержит комплекс NPK, обогащенный широким спектром микроэлементов, способствующих улучшению роста и продолжительному цветению.
– Цветение: с июня до заморозков.
– Срок годности семян: до 2006 г.
– Название фирмы-поставщика семян.

Фенологические наблюдения

Фенологические наблюдения за растительным миром стоит организовать с целью изучения закономерности и периодичности роста и развития растений в зависимости от сезонных изменений. На основе материалов фенологических наблюдений, собранных более чем за пять лет, возможно составить календарь природы региона, связать природные явления с оптимальными сроками начала сельскохозяйственных и озеленительных работ, проведению мероприятий по защите растений от вредителей.

Например, зацветание черемухи указывает на то, что в открытом грунте в цветниках можно сеять цветы-летники: душистый горошек, астры, космею, львиный зев. Зацветание сирени может служить сигналом для высадки цветочной рассады на постоянное место в цветнике.

Из календарей фенологических наблюдений, проводимых на территории России, видно, как весна «идет» с юга на север, а осень – с севера на юг. Установлено, что начало цветения многих растений в Центральной Европейской части России запаздывает на 2 дня по мере продвижения к северу на каждый градус широты, т.е. на 110 км. Значит, весна «идет» с юга на север со скоростью 50 км в сутки. Соответственно изменяются сроки проведения сельскохозяйственных работ.

При выполнении проекта учащиеся могут сравнить наблюдения за изменениями в природе с наблюдениями за ростом и развитием выращиваемых цветочных культур.

Записи результатов фенологических наблюдений следует выполнять в специальном дневнике наблюдений. Собранные данные должны стать предметом обсуждения при подведении итогов работы. На их основе можно сделать выводы и внести предложения по выращиванию различных цветочных культур в следующем учебном году.

Ассортимент цветочно-декоративных растений, наиболее широко используемых в цветоводстве

Жизненный цикл однолетников от посева семян до нового их урожая проходит в течение одного теплого сезона. К однолетникам относят также многолетние растения, которые не переносят сурового климата средней полосы России, такие как душистый табак, львиный зев. Эта группа отличается богатством и яркостью красок, продолжительным и обильным цветением.

Однолетники с коротким периодом развития (70 дней от посева до цветения) сеют непосредственно в открытый грунт, а с длительным периодом (более 100 дней от посева до цветения) выращивают рассадным способом.

Благодаря неглубокому расположению хорошо развитой корневой системы однолетники можно выращивать на небольшом плодородном слое почвы на только что освоенных участках земли. Они хорошо развиваются и цветут в горшках, легко переносят пересадку даже в период цветения. Размножаются семенами.

По декоративному назначению однолетники делятся на пять групп: красивоцветущие, сухоцветы, ковровые, декоративно-лиственные.

Астра однолетняя (сем. сложноцветных)

Стебли жесткие, прямостоячие. Нижние листья лопатчатые, черешковые, верхние более мелкие, неравнозубчатые. Корневая система мочковатая. Соцветие представляет собой одиночную корзинку, состоящую из язычковых, трубчатых и ложноязычковых цветков. Соцветия по форме делятся на простое, пионовидное, переходное, розовидное, черепитчатое, страусовое перо, лучевое. Окраска соцветий может быть белой, желтой, фиолетовой, сиреневой, розовой, красной, темно-малиновой. Основными сортовыми признаками астр являются форма и размер соцветия и цветков, высота и форма растения. Цветет до заморозков. Астра отличается быстрым ростом, это неприхотливое, теневыносливое растение (но хорошо растет и на солнечных участках); предпочитает легкие хорошо увлажненные почвы.
Рассаду высаживают в открытый грунт после того, как закончатся ночные заморозки. В цветоводстве используют три группы растений: прямостоячие высотой до 80 см с крупными махровыми соцветиями до 12 см в диаметре; французские, или раскидистые, высотой 30–50 см с простыми, полумахровыми и махровыми соцветиями диаметром 3–5 см; мексиканские, или тонколистные, невысокие с мелкими немахровыми соцветиями и красивыми декоративными листьями.
Используется для рабаток, бордюров, клумб, вазонов.

Бархатцы, тагетес (сем. сложноцветных)

Неприхотливые обильно цветущие однолетники с высокодекоративными резными темно-зелеными листьями. Поскольку растение не переносит заморозков, используют рассадный способ выращивания, а на постоянное место высаживают уже цветущие растения. Зацветает через 60–70 дней после посева. Растение имеет специфический запах. Сорта бархатцев различаются по высоте, окраске (от желтого до красно-коричневого), махровости и размерам цветка. В декоративном оформлении наибольшим спросом пользуются низкорослые формы.
Широко используется на клумбах, рабатках, бордюрах и как горшечная культура.

Бегония (сем. бегониевых)

В цветоводстве выращивается группа всегда цветущих бегоний, которые обильно и продолжительно цветут. Цветы могут иметь белый, розовый и красный цвет, листья – зеленый, пурпурно-коричневый. Бегонию размножают семенами и черенками. Семена очень мелкие, их высевают в декабре. Рассаду высаживают в открытый грунт после окончания ночных заморозков (после 10 июня в средней полосе России). В течение вегетативного периода развития растения неоднократно прищипывают и полученные побеги используют в качестве черенков. Бегония предпочитает солнечные участки, легкую плодородную почвосмесь, регулярный полив и подкормки.

Используется для оформления парадных клумб, рабаток, бордюров, как акцентное растение в композиции.

Космея, космос (сем. сложноцветных)

Куст раскидистый, редкий, достигает в высоту до 1,5 м. Имеет декоративную ажурную зелень. Соцветие – простая корзинка. Лепестки венчика могут быть белого, розового или бордового цвета. Цветет продолжительное время с июля до заморозков. Космея размножается только семенами, возможен самосев. Семена сеют в открытый грунт осенью или весной. Зацветают через 2,5 месяца после посева. Растения легко переносят пересадку даже во время цветения. Растение светолюбивое, нетребовательное к почве, хорошо переносит недостаток влаги.
Используется для мавританских газонов, массивов, миксбордеров.

Календула, ноготки (сем. сложноцветных)

Растение сильно ветвящееся, листья ланцетовидные. Соцветие – корзинка, различные по махровости. Окраска цветков от желтых до оранжевых оттенков. Обильно цветет с июля до заморозков. Размножается только семенами, посевом в открытый грунт осенью или весной, возможен самосев. Растение морозоустойчиво, неприхотливо, но хорошо отзывается на подкормки, предпочитает солнечные участки и регулярный полив.
Используют для рабаток, групп, массивов, мавританских газонов. Цветы долго сохраняются в срезке.
От посева до цветения проходит около двух месяцев.

Левкой, маттиола (сем. крестоцветных)

Левкои делят по срокам цветения: летние, осенние, зимние. Растение может иметь один прямостоячий стебель высотой от 15 до 80 см или несколько стеблей, которые образуют куст. Листья ланцетовидные, корневая система стержневая, неглубокая. Цветки простые или махровые, собраны по 10–60 штук в плотные или рыхлые кистевидные соцветия. Различные сорта могут иметь раннее, среднее и позднее цветение. Растение размножается только семенами. Махровые экземпляры семян не дают, их собирают только с немахровых. Из семян вырастает часть растений с махровыми цветками, а часть – с простыми. У лучших сортов может быть до 70–80% махровых растений. Используют рассадный способ размножения или высеивают семена непосредственно в открытый грунт. От посева до цветения проходит около двух месяцев. Левкой – холодоустойчивое растение, поэтому рассаду можно высаживать на постоянное место в начале мая. Левкои предпочитают солнечные участки с суглинистой рыхлой почвой.
Используется для групп, массивов, выращивается на срезку.

Лаватера (сем. мальвовых)

Растение высотой до 1 м имеет сердцевидные зубчатые листья на длинных черешках, цветет белыми или розовыми крупными одиночными цветками с июля до заморозков. Размножается семенами, посев проводят в мае в открытый грунт, или рассадным способом. Предпочитает солнечные участки и рыхлую плодородную почву, хорошо переносит недостаток воды и сильный ветер.
Эффектно смотрится в групповых посадках и массивах.

Львиный зев, антирринум (сем. норичниковых)

Многолетняя культура, но в цветоводстве используется как однолетник. Имеет продолжительное время цветения – от июня до октября. Львиный зев делится на группы по высоте, наиболее часто используется карликовая форма до 30 см. Стебли заканчиваются колосовидными соцветиями из плотно сидящих цветков. Высота цветущей части составляет половину общей высоты растения. Окраска цветов бывает самой разнообразной: белая, желтая, оранжевая, розовая, красная разных тонов и оттенков на одном растении. Размножается семенами, рассадным способом и черенками. Рассада львиного зева не переносит переувлажнения почвы. При посадке на постоянное место верхнюю часть побега прищипывают. Не переносит затененные места, обильно цветет на солнечных участках. Не требователен к почве, но хорошо отзываются на плодородную дренированную почву и регулярный полив.
Используется для формирования рабаток, миксбордеров, на клумбах, Карликовые формы используют для бордюров, а высокорослые выращивают на срезку. В воде цветы сохраняются 7–14 дней, распускаются все бутоны.

Продолжение следует

 

TopList