ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Л.В. СУХАНОВА

Тетрадь для лабораторных работ

(7–8-й классы)

Настоящий практикум включает лабораторные работы по разделу «Животные», которые могут проводиться при изучении базового курса, охватывая большинство его тем, а также на факультативных занятиях.

Лабораторные работы проводятся в классе на соответствующих уроках и помогут приобрести практические умения и навыки исследовательской работы.

В предлагаемом материале содержится 14 лабораторных работ. Каждая работа состоит из следующих частей: краткое изложение теоретической части, цель, оборудование, ход работы, вывод, проблемные задачи. Работы оснащены рисунками и таблицами.

Введение

Вы приступаете к изучению нового раздела биологии – «Животные». Эти лабораторные работы помогут вам лучше воспринимать теоретический материал. Систематическое проведение лабораторных работ, наблюдения за живыми объектами, где это возможно, расширит ваши знания, вызовет интерес к предмету, дополнит полученные на уроках теоретические знания.

Лабораторные работы служат основой для формирования умений проводить наблюдения, ставить эксперимент, самим получать информацию об окружающем мире.

Таким образом, каждая лабораторная работа – это исследовательская работа, заставляющая обдумывать результаты своего исследования и связывать посредством проблемных задач свои результаты с другими вопросами биологии.

Лабораторная работа № 1.
Строение, питание и передвижение инфузории туфельки

Простейшие – это одноклеточные микроскопические организмы. Основу их клетки составляет цитоплазма с одним или несколькими ядрами. Хотя тело простейших состоит лишь из одной клетки, оно способно выполнять все функции живого организма: передвижение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение. Большинство простейших питается готовыми органическими веществами. Обитают простейшие во всех водоемах (пресных и соленых), во влажной почве, могут жить в органах растений, животных и человека.

Цель: ознакомиться со строением, способом передвижения и питанием инфузории туфельки.

Оборудование: микроскоп, сенный настой, приготовленный за 2–3 недели до работы, раствор метилцеллюлозы – МЦ (можно использовать раствор карбоксиметилцеллюлозы – КМЦ), суспензия дрожжей, раствор конго красного, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, вата, пипетка, пинцет.

Техника безопасности. Используйте для работы лабораторные фартуки. Обращайтесь осторожно со стеклянной посудой. Будьте особенно осторожны при работе с химическими веществами, которые могут вызвать раздражение на коже или испортить одежду. Никогда не используйте химические реактивы, не ознакомившись с инструкцией к ним. Ответственно относитесь к правилам работы с микроскопом. При переводе объектива на большое увеличение аккуратно работайте с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

ХОД РАБОТЫ

Часть 1. Строение и движение инфузории

1. С помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло каплю раствора МЦ, как это показано на рис. 1. Будьте осторожны при работе с метилцеллюлозой – она может вызвать раздражение на коже.

Рис. 1

Рис. 1

2. Пипеткой капните в этот раствор сенный настой. Раствор МЦ густой, как сироп, и инфузории будут в нем передвигаться медленно, что облегчает наблюдения за ними. Накройте каплю покровным стеклом. Рассмотрите препарат под малым увеличением. Опишите, как передвигаются под микроскопом инфузории. _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

3. Поместите в каплю с инфузориями несколько волокон ваты. Накройте каплю покровным стеклом. Рассмотрите препарат под малым увеличением. Из-за ватных волокон движения инфузории ограничены. Как реагируют инфузории, когда сталкиваются с волокнами ваты?__________________________________ ____________________________________________________________________________________ __________________________________________

Опишите движения ресничек инфузории. _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________ __________________________________________

Какие органоиды можно увидеть при малом увеличении?

4. Рассмотрите инфузории при большом увеличении микроскопа. Для этого поместите предметное стекло так, чтобы одна или несколько инфузорий находились среди волокон ваты в центре поля зрения микроскопа, поставьте объектив и окуляр, дающие большее увеличение. Осторожно, чтобы не раздавить стекло, наведите резкость и посмотрите, какие органоиды видны теперь. Используя рисунок инфузории в учебнике, обозначьте органоиды на рис. 2.

Рис. 2

Рис. 2

Часть 2. Питание инфузории

1. Приготовьте новый микропрепарат с инфузориями и МЦ. Добавьте пипеткой дрожжевую суспензию, окрашенную раствором конго красного. Конго красный является рН-индикатором. В кислой среде он окрашивается в синий цвет, в нейтральной среде – в розовый, а в щелочной – в красный. Будьте осторожны, чтобы краситель не попал на кожу и одежду. Накройте препарат покровным стеклом. Рассмотрите его под малым, затем под большим увеличением микроскопа. Понаблюдайте в течение нескольких минут как дрожжевые клетки втягиваются в инфузорию и как формируются пищеварительные вакуоли. Как дрожжевые клетки попадают в глотку? __________ ____________________________________________________________________________________ _____________________________________________

Опишите, как образуются пищеварительные вакуоли, когда дрожжевые клетки попадают в инфузорию?_______________________________________ ____________________________________________________________________________________

Что происходит с пищеварительной вакуолью, когда она заполняется? __________________________ __________________________________________

Какой первоначальный цвет пищеварительной вакуоли в дрожжевой клетке? _____________________ ____________________________________________

Как меняется цвет вакуоли в дрожжевой клетке через некоторое время? ____________________________ __________________________________________

2. Рассмотрите другие органоиды. Найдите сократительную вакуоль. Обратите внимание на то, что дрожжевые клетки не контактируют с сократительной вакуолью. Понаблюдайте, как сократительная вакуоль время от времени сокращается и даже исчезает. Отметьте, через какие промежутки времени происходит ее сокращение. ___________________________________ ___________________________________________

Выводы

1. Почему для наблюдения за инфузорией используют карбоксиметилцеллюлозу? ________________ ___________________________________________

2. Какую функцию выполняют реснички? __________________________________________________

3. О чем свидетельствует изменение цвета пищи в пищеварительной вакуоли?_____________________ ___________________________________________

4. Какую функцию выполняет пищеварительная вакуоль?____________________________________ ___________________________________________

5. Какую функцию выполняет сократительная вакуоль?_____________________________________

Проблемные задачи

1. Почему простейшие не отравляются вредными и ненужными организму веществами, образующимися в их теле в процессе жизнедеятельности? ____________________________________________________

2. Какие признаки характерны для простейших, как животных организмов?_________________________ __________________________________________

3. Чьи клетки крупнее: инфузорий, мух или слонов? _________________________________________ __________________________________________

Лабораторная работа № 2.
Внешнее строение дождевого червя, наблюдения за его передвижением и реакциями на раздражения

Дождевой червь относится к типу кольчатых червей. Дождевые черви живут в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Питаются перегнивающими травинками, опавшими листьями. Удлиненная форма тела и слизь, покрывающая кожу, облегчают передвижение в почве. Слизь также облегчает проникновение кислорода через кожу при дыхании.

Цель: исследовать, как дождевой червь адаптирован к среде обитания.

Оборудование: стеклянная банка с влажной промокательной бумагой и дождевым червем, пинцет, кусочек репчатого лука, лист плотной бумаги, кусочек стекла, лупа.

Техника безопасности. Используйте при работе лабораторный фартук. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой.

ХОД РАБОТЫ

1. Достаньте червя пинцетом из банки и поместите его на стекло. Опишите, чем отличаются передняя часть его тела от задней, спинная – от брюшной. _______________________________________________

2. Подсчитайте, сколько члеников у червя. _________________________________________________

3. На каком сегменте находится утолщение – поясок? ______________________________________

4. Найдите с помощью лупы щетинки. Где они расположены?_________________________________ __________________________________________

Подсчитайте, количество щетинок на одном членике. ______________________________________

5. Пустите червя ползать по бумаге. Прислушайтесь, как шуршит червь щетинками о бумагу. Смочите водой стекло и пустите червя на него. Опишите, как червь передвигается по бумаге и мокрому стеклу. ___ __________________________________________

6. Прикоснитесь к червю кончиком пинцета. Поднесите, не дотрагиваясь, к переднему концу тела кусочек лука. Опишите, как дождевой червь реагирует на действие различных раздражителей. _____________ ____________________________________________________________________________________

7. Поместите червя в банку с влажной бумагой. Как он реагирует на новые условия? ______________ ___________________________________________________________________________________

8. Зарисуйте дождевого червя и сделайте подписи к рисунку.

 

9. После работы поместите червя во влажную почву, а затем – в естественные условия.

Выводы

1. В результате чего тело дождевого червя может изменяться в длину и толщину? ______________ _____________________________________________

2. Как передвигаются дождевые черви? ______________________________________________________

3. Какие особенности внешнего строения дождевого червя связаны с их жизнью в почве? __________ _________________________________________

Проблемные задачи

1. Назовите признаки, которые делают невозможным обитание дождевого червя на поверхности земли. _________________________________________________________________________________

2. Какие приспособления помогают дождевому червю при прокладывании ходов? _________________ __________________________________________

3. Объясните, как дождевой червь обогащает и разрыхляет почву и какое это имеет значение для растений._________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 3.
Внешнее строение различных моллюсков

В типе моллюсков выделяют три основных класса: Брюхоногие (прудовики, катушки, слизни), Двустворчатые (перловицы, беззубки, устрицы, мидии), Головоногие (кальмары, осьминоги, каракатицы). Мягкое тело большинства моллюсков, относящихся к классам брюхоногих и двустворчатых, заключено в раковину. Тело снаружи полностью или частично покрыто особой складкой кожи – мантией. Мантия выделяет вещества, из которых образуется раковина. Живут моллюски в водоемах и на суше.

Цель: ознакомиться с внешним строением различных моллюсков, выявить их сходства и различия.

Оборудование: раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки, скальпель, соляная кислота, пипетка.

Техника безопасности. При работе используйте лабораторные фартуки. Будьте осторожны при работе со скальпелем. Будьте особенно осторожны при работе с соляной кислотой – она может вызвать ожог, попав на кожу, или испортить одежду. Никогда не используйте химические реактивы, не ознакомившись с инструкцией к ним.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите раковины беззубки и перловицы. Найдите передний (широкий, округлый) и задний (узкий) концы раковины. Найдите самую высокую наружную часть раковины (верхушку) и обратите внимание на концентрические круги вокруг нее. Они отображают чередование периодов медленного и быстрого роста (годовые приросты). Сколько годовых приростов вы насчитали у раковины?____________________ _________________________________________

Соскребите скальпелем в каком-либо месте раковины наружный слой. Будьте осторожны при работе со скальпелем, держите его так, чтобы не порезаться. Под верхним слоем находиться фарфоровый слой. Капните, как это показано на рис. 3, на фарфоровый слой соляной кислотой. Будьте осторожны при работе с кислотой, не капните на кожу или одежду. Опишите, ваши наблюдения. ___________________ ____________________________________________________________________________________

Рис. 3

Рис. 3

Выделение пузырьков указывает на присутствие карбоната кальция в раковине.

2. Рассмотрите внутреннюю часть раковины и установите, чем раковина беззубки отличается от раковины перловицы.________________________________________________________________________

Зарисуйте раковину и сделайте подписи.

 

3. Рассмотрите раковины прудовика и катушки. Найдите устье и завиток. Подсчитайте, сколько оборотов в завитке раковины прудовика и катушки. _________________________________________________

Все ли завитки одинаковы? _________________

В чем сходство раковины прудовика и катушки? __________________________________________

В чем их различие?________________________________________________________________

Зарисуйте раковину прудовика. Сделайте к ней подписи.

 

Выводы

1. Вставьте пропущенные слова.

Моллюски высокоорганизованные беспозвоночные животные. Тело мягкое, у большинства видов состоит из _____, ______, ________. Со спинной стороны и с боков оно покрыто складкой кожи __________. Между мантией и телом моллюска образуется __________ полость. У многих видов хорошо развита твердая известковая _______. У некоторых сохранились ее остатки.

2. Установите возраст беззубки по количеству годовых приростов на раковине. __________________ ___________________________________________

3. Из чего образуется фарфоровый слой раковин беззубки и перловицы? ______________________ ______________________________________________

4. Чем раковины прудовика и катушки отличаются от раковин беззубки и перловицы?____________ ____________________________________________

Проблемные задачи

1. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки раковин, в которых заключены моллюски? ______ _______________________________________

2. Почему ископаемые моллюски встречаются чаще, чем ископаемые черви?_______________________ _____________________________________________

Лабораторная работа № 4.
Внешнее строение речного рака

Класс Ракообразные относится к типу членистоногих. Членистоногие – двусторонне-симметричные животные с сегментированным телом, имеющим снаружи плотный покров из хитина и членистые конечности. У ракообразных хитиновый покров пропитан известковыми солями и представляет собой прочный панцирь, который служит наружным скелетом. С внутренней стороны к хитиновому покрову прикрепляются мышцы. Большинство представителей ракообразных обитают в воде и имеют жабры.

Цель: ознакомиться с внешним строением рака, найти отделы тела и органы, которые в них находятся, определить их функции.

Оборудование: раздаточный материал – речной рак расчлененный.

ХОД РАБОТЫ

1. Найдите отделы тела. Запишите их названия. ____________________________________________

2. Какие органы расположены на головогруди?______________________________________

Какое строение имеют глаза и каково значение подвижности глаз в жизни речного рака? _____ ___________________________________________________________________________________

3. Какое строение имеет брюшко и какие органы на нем расположены?________________________ __________________________________________

4. Какое строение имеют конечности и какие функции они выполняют? Заполните таблицу.

Названия конечностей

Выполняемая функция

1.
2.
3.
4.
5.
6.

 

5. Почему речной рак относится к десятиногим ракам?____________________________________ __________________________________________

6. Какую роль играет хитиновый покров в жизни речного рака? _____________________________ __________________________________________

Что такое линька и почему во время линьки рак стремится скрыться в укромном месте? ___________ ___________________________________________

7. Сделайте подписи к рис. 4.

Рис. 4

Рис. 4

Выводы

1. Почему речного рака относят к типу членистоногих?______________________________________ ____________________________________________

2. Какие особенности строения речного рака позволяют ему жить в воде, отыскивать и захватывать добычу, защищаться от врагов? __________________________________________________________

3. Вставьте пропущенные слова.

У десятиногих раков глаза находятся на особых __________. Речные раки имеют _______ ходильных ног. Самки откладывают ___________. Молодых рачат самки вынашивают на __________.

Проблемные задачи

1. Какое значение в жизни речного рака имеет его способность восстанавливать утраченные части тела? Как называется эта способность? _________________________________________________________

2. В чем проявляется сходство речного рака и кольчатых червей? О чем оно свидетельствует? _________ __________________________________________

Лабораторная работа № 5.
Внешнее строение насекомых

Класс Насекомые, так же как и Ракообразные относятся к типу членистоногих. Насекомые – самый крупный по числу видов класс животных. Большинство насекомых обитает в наземно-воздушной среде. Некоторые насекомые живут в воде, в почве, другие – паразиты человека и животных. Поведение насекомых отличается большой сложностью.

Цель: ознакомиться с внешним строением насекомого, найти отделы тела и органы, которые в них находятся, определить их функции.

Оборудование: раздаточный материал – коллекции конечностей и ротового аппарата насекомых, майский жук.

ХОД РАБОТЫ

1. Найдите отделы тела насекомого и запишите их названия. __________________________________

2. Рассмотрите голову. Какие органы находятся на голове?____________________________________

Назовите типы ротового аппарата. _____________________________________________________

Какие бывают усики? Используя рисунок в учебнике, зарисуйте их и подпишите.

 

3. Какие органы находятся на груди?_____________________________________________________

Сколько пар ног у насекомых? _______________

Зарисуйте типы ног и подпишите.

 

Сколько крыльев бывает у насекомых?___________

4. Из скольких члеников состоит брюшко?________

Что находится по бокам брюшка и каково их значение? ____________________________________ ___________________________________________

5. Зарисуйте майского жука и сделайте подписи.

 

Выводы

1. Какие признаки во внешнем строении майского жука позволяют отнести его к классу насекомых?

2. Чем можно объяснить разнообразие ротовых аппаратов насекомых?_________________________ ___________________________________________

Чем можно объяснить разнообразие конечностей?_______________________________________

3. Сравните майского жука и речного рака. Какие черты сходства и различия имеются у этих животных?__________________________________________________________________________________

Проблемные задачи

1. Когда перед операцией человеку дают наркоз, ему на лицо накладывают маску. Достаточно ли для усыпления насекомого поместить в морилку его голову?_______________________________________ __________________________________________

2. Что такое инстинкт? Приведите примеры инстинктов из жизни паукообразных и насекомых. _______ ________________________________________

Лабораторная работа № 6.
Изучение внешнего строения и особенностей передвижения рыб

Рыбы относятся к типу хордовых. Тип Хордовые – это высокоорганизованные двусторонне-симметричные трехслойные животные с внутренней полостью тела.

Мир рыб чрезвычайно богат и разнообразен. Рыбы населяют моря, озера, реки, ручьи и даже пещерные воды и артезианские колодцы. Большинство рыб активно плавают в толще воды и имеют обтекаемую форму тела. Кожа рыб покрыта чешуей, имеются плавники. Дышат рыбы жабрами. Рыб подразделяют на хрящевых (акулы, скаты) и костных (щука, сельдь, треска).

Цель: найти во внешнем строении рыбы черты приспособленности к водному образу жизни.

Оборудование: живая рыба в банке с водой, корм для рыбы, сачок, лупа, стеклянная палочка, часы с секундной стрелкой.

Техника безопасности. Используйте для работы лабораторный фартук. Осторожно обращайтесь со стеклянной посудой.

ХОД РАБОТЫ

1. Осторожно достаньте сачком из аквариума рыбу и поместите в банку с водой.

2. Руководствуясь рисунком в учебнике, определите границы головы, туловища и хвоста. Подпишите рис. 5.

Рис. 5

Рис. 5

3. Опишите форму тела рыбы, объясните ее значение в жизни рыбы. ___________________________ ____________________________________________________________________________________

4. Может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону? Если нет, то почему? ___________ __________________________________________

5. Какова окраска спины, боков и брюха рыбы? Какое значение она имеет?_____________________ ___________________________________________

6. Как на теле рыбы расположена чешуя? Каково значение такого расположения чешуи при плавании. Каково ее защитное значение? ___________________________________________________________

7. Засеките время и подсчитайте, сколько раз за минуту рыба откроет и закроет рот и сколько раз за это же время приоткроются жаберные крышки. __________________________________________ ___________________________________________

8. Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении. Посмотрите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды или опускается вниз. ______________________________________________________________________

9. Найдите парные и непарные плавники. Сколько их? Где они располагаются? Как называются?

Парные: ________________________________

Непарные: _______________________________

10. Рассмотрите органы зрения – глаза рыбы. Найдите органы обоняния – ноздри.

Рассмотрите при помощи лупы чешуи, расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите отверстия, ведущие в каналы органов боковой линии.

11. Бросьте в банку корм. Как рыба реагирует на появление корма? Постучите стеклянной палочкой по стенке банки. Какова реакция рыбы на этот раздражитель? ___________________________________ __________________________________________

Выводы

1. Какая связь существует между движениями рта и жаберных крышек у рыбы? Каким образом вода, насыщенная кислородом, попадает в жабры?__________ __________________________________________

2. Как приспособлены рыбы к жизни в водной среде?______________________________________ __________________________________________

3. При помощи каких органов чувств рыба ориентируется в водном пространстве? Какой орган позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды?______________________________________ __________________________________________

4. Как можно определить возраст рыбы? _________________________________________________

5. Почему трудно удержать в руках живую рыбу? _______________________________________________

Проблемные задачи

1. Какие приспособления сформировались в процессе эволюции у акул в связи с питанием крупной подвижной добычей? _________________________________________________________________

2. Каким образом связаны со средой обитания следующие особенности сазана: широкое тело, малая подвижность, наличие прочных глоточных зубов, способность выдвигать рот в виде трубочки? _________ __________________________________________

3. У определенных видов рыб, живущих в придонных слоях океана, имеются под кожей вещества, делающие их тело светящимся или интенсивно-темным. В чем преимущества такой окраски для глубоководных рыб? _____________________________________________________________________

Лабораторная работа № 7.
Строение скелета рыбы

Рыбы различных местообитаний различаются между собой по форме тела и другим признакам. Вместе с тем они имеют общие черты строения. Все костные рыбы имеют скелет, основу которого составляет позвоночник. Скелет рыбы состоит из большого числа костей. Он защищает внутренние органы рыб, к нему крепятся мышцы. Скелет и мышцы составляют опорно-двигательную систему рыб.

Цель: ознакомиться со скелетом рыбы, найти отделы скелета и определить их функции.

Оборудование: раздаточный материал – скелеты рыб.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите скелет рыбы. Какие отделы в нем можно выделить? _________________________ ___________________________________________________________________________________

Рис. 6

Рис. 6

2. Рассмотрите череп рыбы. Из каких костей он состоит? ___________________________________ ____________________________________________

3. Рассмотрите отделы позвоночника. Из каких костей он состоит?_____________________________ __________________________________________

Какое строение имеют позвонки?__________________________________________________________

Зарисуйте отдельный позвонок.

 

4. Какое значение имеют ребра?______________

5. Сделайте подписи к рис. 6.

Выводы

1. Вставьте пропущенные слова.

Рыбы – водные позвоночные. По сравнению с бесчерепными они характеризуются более высоким уровнем организации. Они активно ________. У них развит ___________, защищенный черепом. Основу внутреннего скелета составляет __________.

2. Какую роль играет скелет в жизни рыб? ___________________________________________ __________________________________________

3. Какое значение имеет движение жаберных крышек? ______________________________________ __________________________________________

Проблемные задачи

1. Каковы преимущества внутреннего скелета по сравнению с наружным?____________________ __________________________________________

2. Какими преимуществами обладает позвоночник по сравнению с хордой? _____________________ ____________________________________________

Лабораторная работа № 8.
Внешнее строение земноводных

К классу земноводных относится позвоночные животные, приспособленные к жизни как в воде, так и на суше. У большинства земноводных имеется 2 пары пятипалых конечностей. Взрослые животные дышат кислородом воздуха через легкие и растворенным в воде кислородом через кожу. Кожа у них голая. Большинство видов земноводных живет на суше, а размножается в пресной воде. Активность земноводных зависит от температуры и влажности окружающей среды.

Цель: ознакомиться с внешним строением лягушки, найти черты приспособленности к жизни на суше и в воде.

Оборудование: таблица «Внешнее строение лягушки», рисунки в учебнике.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите тело лягушки. Укажите, из каких отделов оно состоит. _________________________ _____________________________________________

Чем отличается форма тела лягушки от формы тела рыбы? С чем это связано? _____________________ __________________________________________

2. Почему лягушку трудно удержать в руке? ________________________________________________

Каково значение слизи, покрывающей кожу лягушки? _______________________________________ ___________________________________________

3. Сравните длину передних и задних конечностей. Чем они отличаются друг от друга? _______________ __________________________________________

Объясните роль задних конечностей в передвижении на суше.________________________________ __________________________________________

Какие приспособления имеются на задних конечностях для передвижения лягушки в воде? ___________ __________________________________________

4. Рассмотрите голову лягушки. Какие органы расположены на голове?__________________________ ___________________________________________

Каковы особенности строения этих органов? ______________________________________________

Какая часть тела остается над водой, когда лягушка плавает в воде? Какое это имеет значение? _____ ___________________________________________

5. Какова особенность строения языка лягушки? __________________________________________

6. Сделайте подписи к рис. 7.

Рис. 7

Рис. 7

Выводы

1. В чем выражается приспособленность лягушек к жизни в воде и на суше?______________________ ____________________________________________

2. Какие особенности органов чувств связаны с жизнью лягушек на суше?______________________ ____________________________________________

3. Язык у лягушки липкий. Какое это имеет значение? ______________________________________ ____________________________________________

4. В чем проявляется усложнение организации земноводных по сравнению с рыбами? ______________ __________________________________________

Проблемные задачи

1. Какие особенности окраски делают лягушек менее заметными в воде, на суше? Всегда ли окраска защищает лягушек от врагов? ____________________________________________________________

2. Почему лягушка погибает, если ее лишить возможности дышать через кожу? _________________ ___________________________________________

3. Некоторые лягушки в средней полосе проводят зиму на дне водоема. Каким образом они дышат? ____________________________________________

Лабораторная работа №9.
Внешнее строение пресмыкающихся

Класс пресмыкающихся относится к позвоночным животным. Большинство пресмыкающихся живет на суше, но некоторые обитают в водной среде. Размножение этих животных не связано с водой. Они откладывают крупные яйца, покрытые плотной оболочкой. Кожа у них сухая, имеет роговой покров. Активность пресмыкающихся зависит от температуры окружающей среды. Большинство пресмыкающихся имеют по 2 пары конечностей, но у змей и некоторых видов ящериц они отсутствуют. Некоторым пресмыкающимся свойственна способность к регенерации.

Цель: ознакомиться с внешним строением ящерицы прыткой, найти черты приспособленности к наземному образу жизни.

Оборудование: таблица «Строение ящерицы прыткой», рисунки в учебнике.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите тело ящерицы. Укажите, из каких отделов оно состоит. _________________________

Чем тело ящерицы отличается от тела лягушки? __________________________________________

2. Опишите кожу ящерицы, ее окраску. ________________________________________ ____________________________________________

3. Какое строение имеют конечности? _____________________________________________________

4. Рассмотрите голову ящерицы. Какие органы расположены на голове? ________________________ ___________________________________________

5. Каковы особенности строения этих органов?______________________________________ __________________________________________

6. Сделай те подписи к рис. 8.

Рис. 8

Рис. 8

Выводы

1. В чем проявляется усложнение строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными? ________ ___________________________________________

2. Какое значение в жизни ящериц имеют:

а) подвижность соединения головы и туловища с помощью шеи______________________________ __________________________________________

б) расчлененные конечности ____________________________________________________________

в) сухая кожа с роговыми чешуями ____________

г) хорошо развитые органы чувств ______________________________________________________

3. Какое значение в жизни ящерицы имеет явление регенерации?____________________________ __________________________________________

4. В чем выражается приспособленность ящерицы прыткой к жизни на суше?_____________________

Проблемные задачи

1. Почему ящерицы, в отличие от лягушек, могут жить в пустынях вдали от водоемов? _____________ __________________________________________

2. Какие защитные приспособления развились в процессе эволюции у ящерицы прыткой, гадюки, черепахи?________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №10.
Внешнее строение птицы, строение перьев

Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Особенности строения и перьевое покрытие тела дают возможность птицам летать. И хотя есть птицы, не способные к полету, их предками были летающие птицы.

Существует огромное многообразие птиц. Каждый вид птицы адаптирован к определенным условиям. Форма и величина клюва, строение ног у разных птиц различны и связаны с различным способом добывания пищи.

Способность летать, теплокровность и другие особенности строения и жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться на Земле.

Цель: ознакомиться с внешним строением птиц и строением перьев, найти черты приспособленности к полету.

Оборудование: чучело птицы, набор перьев, лупа, микроскоп.

Техника безопасности. Бережно обращайтесь с микроскопом. Ответственно относитесь к правилам работы с ним.

ХОД РАБОТЫ

1. Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. _________________________

По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?____________________

2. Как располагаются перья на теле птицы? _______

Где располагаются самые крупные перья, а где – более мелкие?______________________________

3. Рассмотрите набор перьев птицы. Найдите в контурном пере очин, ствол, опахало. Зарисуйте контурное перо и сделайте подписи.

Разъедините опахало в нескольких местах, а затем попробуйте пальцами соединить его. Удалось ли это сделать?____________________________________________________________________________

4. Выясните при помощи лупы и микроскопа строение опахала. Найдите бородки первого и второго порядка, а также крючочки, при помощи которых бородки второго порядка соединяются между собой. Зарисуйте строение опахала и сделайте подписи.

 

5. Сравните строение других перьев с контурным пером. В чем их сходство и различие? Зарисуйте контурное и пуховое перья и сделайте подписи.

 

6. Рассмотрите голову птицы. Какие органы располагаются на ней?____________________________ __________________________________________

7. Чем передняя конечность птицы отличается от передней конечности ящерицы?_________________ ____________________________________________

8. Какая часть ног птицы не имеет оперения, и чем она покрыта?_____________________________ ___________________________________________

У каких ранее изученных вами животных имеется такой же покров?___________________________ _______________________________________________

Сколько пальцев на ногах птицы, как они располагаются?____________________________________

Где расположена цевка? _____________________ __________________________________________

9. Подпишите на рис. 9 среды обитания и образ жизни различных видов птиц.

Рис. 9

Рис. 9

Выводы

1. Как строение контурных перьев способствует полету птиц?________________________________

2. Каково значение бородок и крючков на перьях?_______________________________________

3. Какую функцию выполняют пуховые перья?_______________________________________

4. В чем выражается приспособленность птиц к полету, к передвижению по суше, добыванию пищи?______________________________________

Проблемные задачи

1. Дайте описание клюва и ног следующих птиц:

а) птицы водоемов, питающиеся планктоном. _______________________________________________

б) птицы, питающиеся насекомыми, обитающими в трещинах и щелях деревьев. ___________________

2. Правильно ли считали, что воробьи и некоторые другие зерноядные птицы всегда приносят только вред и что их надо уничтожать? Ответ обоснуйте. _______ ___________________________________________

Продолжение следует

 

TopList