КОПИЛКА ОПЫТА

Т.Б. КАСТАЛЬЕВА

Как написать реферат

на примере реферата по биологии

При изучении любой учебной дисциплины большое значение имеет организация преподавателем самостоятельной работы учащихся. Особое место среди разнообразных форм самостоятельной работы (работа с учебником, деловые игры, ситуационные задачи и т.п.) занимает написание рефератов. При этом учащиеся приобретают навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомятся с основами оформления текстовых документов согласно требованиям ЕСКД, учатся вычленять главное в проблеме, составлять структурные схемы, анализировать данные и делать выводы.
Работая в основной школе, я столкнулась с тем, что уже начиная с шестого класса дети хотят писать рефераты, еще не зная самого слова «реферат». Сейчас доступна разнообразная литература по предмету, и если ребенок прочел какую-то интересную книгу, ему хочется поделиться этим, привлечь к себе внимание. Он говорит учителю: «У меня есть такая-то книга. Можно, я напишу доклад?» – полагая, что он перепишет какой-то фрагмент этой книги и получит пятерку.
Есть ли смысл в такой работе? Должен ли учитель ее поощрять? С одной стороны, она, казалось бы, поддерживает интерес к предмету, но с другой – создает ложное представление о том, что доклад в письменном виде (реферат) сделать очень легко и учиться тут нечему. Такое представление сохраняется у учащихся до старших классов. Да и учитель, как правило, удовлетворяется тем, что ученик нашел какие-то источники, аккуратно переписал или перепечатал материал на компьютере, сделал рисунки, красиво (пусть не по стандарту) оформил и не обращает внимания на то, что в работе нет введения, выводов, не указан источник информации.
Думаю, что приучать детей к работе над рефератом следует уже в основной школе. На мой взгляд, нет ничего плохого в том, что школьный реферат будет полностью компилятивной работой, т.е. будет составлен из фрагментов чужих работ. Важно, чтобы с помощью выбранных фрагментов была раскрыта тема. Постепенно ребенок научится формулировать и собственные мысли. Надо только, чтобы на каждый реферат учитель давал письменную рецензию и добивался продолжения работы над ним с учетом сделанных замечаний.
Предлагаемая вашему вниманию работа «Как написать реферат?» адресована школьникам. Надеюсь, что она окажется полезной при организации этого вида самостоятельной работы учащихся.

1. Что такое реферат и с какой целью он пишется

Слово «реферат» происходит от латинского referre, означающего «докладывать», «сообщать», и имеет несколько значений [5, 6]. Основное значение этого слова относится к краткому изложению содержания книги, статьи или какой-либо другой работы [3, 5].

Нам важнее другое значение этого слова – под рефератом мы будем понимать теоретическую, основанную на уже известных фактах работу, в которой более или менее полно раскрывается какая-либо тема. Фактически это статья, в краткой форме излагающая уже известные (опубликованные) сведения по выбранной теме, предмету, направлению. Поэтому реферат предполагает использование литературных источников.

С какой целью пишутся рефераты? Учитель, предлагая ученику написать реферат, рассчитывает на то, что тот более глубоко вникнет в суть предмета, расширит свои знания по нему, а если еще и сделает сообщение (доклад) на тему реферата, то поделится своими знаниями с другими. Предлагая ученику написать реферат, учитель хочет научить его работать с информацией: собирать материал (литературу) по данной теме, систематизировать, выделять главное, последовательно, логично излагать суть предмета. Работа над рефератом позволяет глубже разобраться в теме, лучше усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.

Ученик, взявшись за написание реферата, как правило, преследует одну цель: получить хорошую отметку. Получить хорошую отметку, если ты хорошо потрудился, честно сделал свое дело – это вполне справедливо. Хорошо, если при этом у учащегося возникает желание расширить и углубить свои знания по предмету.

На первых порах у учащегося может быть и еще одна цель – научиться работать над рефератом. Не думайте, что это так просто. Надо уметь написать реферат.

2. Выбор темы

Для того чтобы написать реферат, нужно прежде всего выбрать тему. Тему может предложить учитель, а можешь выбрать ее и сам. Выбирая тему, ты должен руководствоваться, во-первых, тем, интересна ли она тебе, и, во-вторых, сможешь ли ты найти литературу по этой теме. Поэтому не торопись: посмотри, какая литература есть по интересующему тебя вопросу дома и что можно найти в библиотеке. При поиске литературы в библиотеке могут помочь тематические каталоги. Узнай у библиографа или библиотекаря, как ими пользоваться. Взяв заинтересовавшую тебя книгу, в первую очередь ознакомься с аннотацией и оглавлением, чтобы узнать, какие вопросы в ней рассматриваются.

Тема может быть сформулирована по-разному: одни формулировки имеют очень широкий смысл, например, тема «Грибы», другие – более узкий, например «Грибы-паразиты», «Шляпочные грибы», или еще более узкий: «Грибы – паразиты растений», «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы».

Если выбрано название, имеющее широкий смысл, то нужно ориентироваться на всесторонний охват предмета: писать о многом, но коротко, не вдаваясь в подробности, т.е. о самом главном. Если тема сформулирована узко, то помимо сведений общего характера реферат может содержать отдельные подробности.

3. Работа над рефератом

Предположим, тему ты выбрал. Что делать дальше?

Большинство ребят поступают так. Скажем, выбрана тема «Грибы». Ученик берет «Энциклопедию для детей» или какую-нибудь другую книгу, где написано что-то о грибах, и начинает переписывать из нее соответствующие разделы. Старательные ученики переписывают все подряд, а не особенно старательным все подряд переписывать лень, и они некоторые абзацы выпускают. Скажу сразу: и те, и другие делают неправильно. Такое переписывание никому пользы не приносит, а только отнимает время и у того, кто пишет, и у того, кто проверяет.

С чего же начать? Прежде всего нужно составить план. Сначала черновой, для себя, чтобы знать, о чем и в какой последовательности писать. В качестве исходного источника информации можно взять школьный учебник. Ознакомься с содержанием подобранных тобою книг и выбери материал, которым можно дополнить информацию учебника. При этом, может быть, тебе захочется несколько уточнить или изменить первоначальный план реферата.

В общем виде структура любого реферата должна быть примерно следующей [2, 3]:

1. Введение – обоснование актуальности (важности) выбранной темы.
2. Основная часть – общая характеристика, описание и анализ предмета (явления), предварительные выводы.
3. Заключение – окончательные выводы.

Обсудим подробнее содержание этих разделов.

3.1. Введение

В любом реферате должно быть «Введение». Оно может быть небольшим и состоять, например, всего из одного абзаца, а может включать и несколько абзацев или даже целую страницу, а то и больше. Если работа небольшая, то и введение не должно быть большим.

Уже название раздела «Введение», смысл самого слова, говорит о необходимости ввести в курс того, о чем пойдет речь в реферате. Здесь следует отметить, чем интересна или важна данная тема, выделить основные вопросы, которые предполагается рассмотреть. Например, если ты выбрал тему «Грибы», можно сказать, что грибы – это царство живых организмов, которые имеют особенности, отличающие их как от растений, так и от животных, и которые играют очень важную роль в природе (биосфере Земли). Значит, основное содержание реферата будет нацелено на то, чтобы показать, чем грибы отличаются от растений и от животных и какую роль они играют в природе.

Если ты пишешь о грибах-паразитах, то во «введении» можно привести сведения о том, сколько из известных видов грибов относится к паразитическим, представители каких царств живых организмов могут быть хозяевами паразитических грибов. Если ты пишешь о ядовитых грибах, то можно указать, сколько известно видов ядовитых грибов, сколько людей ежегодно отравляются грибами.

Таким образом, во «введении» ты приводишь самые общие сведения о предмете (проблеме) и говоришь о том, почему важен этот предмет (проблема).

3.2. Основная часть

Здесь нужен подробный план. Необходимо тщательно обдумать структуру этой части, выстроить последовательность изложения, чтобы не получилось так, что ты сначала говоришь об одном, потом о другом, третьем, затем возвращаешься опять к первому, упоминаешь о третьем и четвертом и снова что-то о первом – словом, чтобы не было в твоем изложении путаницы, неразберихи.

Давай посмотрим, как можно составить план для все той же темы «Грибы». Сначала нужно дать общую характеристику царства грибов, показать их систематическое положение в мире живой природы (грибы принадлежат к надцарству эукариотных организмов), показать, чем они отличаются от живых организмов, относящихся к другим царствам. Этот пункт плана можно так и записать: «1. Общая характеристика царства грибов».

Далее нужно рассказать о том, какие бывают грибы с точки зрения их строения. Так и запишем: «2. Строение грибов. Особенности строения грибной клетки». Здесь нужно не забыть сказать о строении и составе клеточной оболочки грибов, о том, что является запасным полисахаридом у грибов, чем клетка грибов отличается от клетки растений и животных и что у нее общего с той и другой.

Теперь переходим к свойствам грибов. Ты знаешь, что мы говорим обычно о восьми свойствах живых организмов: питании, дыхании, выделении, росте, развитии, размножении, движении и раздражимости. Но не у всех живых организмов обязательно должны присутствовать все эти свойства. Посмотрим, как обстоит дело у грибов. Начнем с питания.

В чем особенности питания грибов? Грибы – это автотрофы или гетеротрофы? Как грибы получают пищу: путем захвата (эндоцитоза) или путем всасывания (осмотрофно)? Какие типы гетеротрофного питания характерны для грибов? Кто такие сапротрофы, симбиотрофы, паразиты? Существуют ли среди грибов хищники, которые убивают свою жертву? На все эти вопросы ты должен дать ответ в подразделе (пункте) «Питание грибов».

Итак, с первым пунктом раздела «3. Свойства грибов» мы справились. Переходим ко второму – «Дыхание грибов». Этот пункт будет короче. Здесь достаточно вспомнить два типа дыхания – аэробное и анаэробное – и сказать, какие грибы способны к анаэробному дыханию (дрожжи) и как грибы поглощают кислород, необходимый для аэробного дыхания.

Теперь о выделении: у грибов так же, как у растений, в отличие от животных, нет специальных систем и органов выделения. Ненужные им вещества удаляются через поверхность тела.

Далее следует обсудить три свойства, которые обусловлены делением клетки: рост, развитие, размножение. Особенностью грибов является верхушечный рост и способность расти на протяжении всей жизни – так же, как у растений. Говоря о размножении грибов, нужно упомянуть о том, какие способы размножения вообще существуют в природе (половое и бесполое) и какие из них встречаются у грибов. Желательно представить общую схему способов размножения грибов, а потом привести примеры, какой способ размножения для каких грибов характерен, у каких грибов происходит чередование полового и бесполого размножения, для каких грибов характерно преимущественно бесполое размножение.

Для таких свойств, как движение, развитие и раздражимость, отдельных пунктов выделять не стоит, т.к. одни из них отсутствуют, а о других можно упомянуть, говоря о росте грибов.

Затем можно перейти к систематике грибов, которая основана, с одной стороны, на их строении (низшие и высшие грибы), а с другой – на особенностях размножения (аскомицеты, базидиомицеты, дейтеромицеты).

После того, как обсудили особенности строения грибов, их свойства, принципы классификации, необходимо раскрыть их роль в природе и жизни человека. Здесь в первую очередь нужно остановиться на их роли как редуцентов – разрушителей органического вещества, затем рассказать о значении грибов-паразитов и о важной роли вырабатываемых грибами веществ – антибиотиков, а также о непосредственном использовании некоторых грибов в хозяйственной деятельности: хлебопечении, пивоварении, виноделии, сыроделии.

А теперь посмотрим, какой план у нас получился для основной части реферата по теме «Грибы»:

1. Общая характеристика царства грибов.
2. Строение грибов.
3. Свойства грибов.

3.1. Питание.
3.2. Дыхание.
3.3. Выделение.
3.4. Рост.
3.5. Размножение.

4. Классификация грибов.
5. Роль грибов в природе и жизни человека.

Как видим, получилось пять разделов, а в третьем разделе еще пять пунктов, но в чистовом плане эти пункты можно не указывать и не выделять подзаголовками в тексте, а можно и выделить, как тебе захочется.

Обрати внимание: пункты мы обозначили двумя цифрами, разделенными точкой, первая – это номер раздела, а вторая – уже собственно пункт. Если бы в каком-то пункте мы захотели выделить подпункты, то их нам пришлось бы обозначить уже тремя цифрами, отделенными друг от друга точками, первая – номер раздела, вторая – пункта, третья – подпункта. Такое обозначение удобно, если в тексте встречается много градаций. Если же их не так много, то для обозначения пункта можно использовать букву со скобкой, например, а), б), в) и т.д.

3.3. Заключение

А теперь переходим к заключительной части реферата. Обычно она так и называется: «Заключение», но может называться и по-другому: «Выводы», или даже так: «Заключение и выводы». Во «Введении» проблема обрисована в общих чертах, в «Основной части» подробно описано все, что имеет отношение к этой проблеме, явлению, а теперь нужно сделать выводы, т.е. кратко ответить на те вопросы, которые были поставлены во «введении» и «основной части».

«Заключение» пишется сплошным текстом в виде повествовательных предложений, например, так:

«Грибы – это царство эукариотных живых организмов. Они могут быть одноклеточными, многоядерными или многоклеточными. Их тело – мицелий, или грибница, – как правило, не расчленено на органы. Клетки грибов имеют клеточную стенку, в состав которой входит хитин. Так же, как и животные, грибы – гетеротрофы. Среди них есть сапротрофы, симбиотрофы и паразиты. Грибы – аэробные организмы, хотя некоторые из них могут жить в анаэробных условиях. Грибы могут размножаться как половым, так и бесполым путем. Грибам принадлежит исключительно важная роль в биосфере Земли: выполняя функцию разрушителей органического вещества, они участвуют в круговороте веществ в природе».

Выводы представляются в виде отдельных пунктов, обозначенных цифрами.

1. Грибы – это отдельное царство живых организмов, которые отличаются от растений и от животных.

2. Клетки грибов, как и клетки растений, в отличие от животных клеток имеют толстую клеточную стенку, однако она состоит не из целлюлозы, а из другого полисахарида – хитина. Клетки грибов не имеют пластид, запасной полисахарид, как и в животных клетках, – гликоген.

3. Так же, как и животные, грибы – гетеротрофы, но в отличие от животных они поглощают пищу не захватывая ее, а всасывая предварительно расщепленные вне организма вещества.

4. Для грибов так же, как и для растений, характерен верхушечный рост.

5. Грибы, за редким исключением, аэробы. Так же, как и растения, они не имеют специальных систем для удаления ненужных веществ.

6. Основная роль грибов в биосфере Земли – роль редуцентов. Они также играют важную роль в жизни человека, являясь источником антибиотиков и важным компонентом при производстве некоторых продуктов питания.

4. Библиография

Ну а теперь поговорим о самом последнем, но очень важном разделе реферата – о библиографии, а проще – о литературе, использованной при написании реферата. Вся эта литература должна быть перечислена в конце реферата в разделе, который так и называется: «Литература», или «Библиография», или «Использованная литература». Все книги, учебники, журнальные статьи или газетные заметки, которые были использованы в качестве источника информации, должны быть не просто перечислены, но на каждый из них должна быть дана полная библиографическая ссылка.

Что такое библиографическая ссылка? Это, образно говоря, адрес, по которому эту книгу (статью, заметку) можно отыскать. Он должен содержать фамилию и инициалы автора, полное название книги, место издания (если это Москва, то пишется М., если Санкт-Петербург, то – СПб., названия других городов пишутся полностью, например, Минск), далее после двоеточия указывается издательство, затем через запятую год издания цифрами без написания слова «год» и страницы, на которых изложена использованная информация, например, с. 8–11 (обрати внимание: слово «страница» не пишется полностью, а только буква «с» и точка). Приведем пример: Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994, с. 33–36.

Если дается ссылка на всю книгу целиком, без указания определеных страниц, то указывается общее количество страниц в книге, например: Пидопличко Н.М. Грибы – паразиты культурных растений. – Киев: Наукова думка, 1977, т. 2, 300 с.

Если нужно дать библиографическую ссылку на статью в журнале, то после фамилии, инициалов автора и названия статьи ставится точка и косая палочка. Затем пишется название журнала, в котором эта статья напечатана, год издания, указывается его том (если есть), номер, номера страниц, на которых напечатана статья, например: Дьяков Ю.Т. Грибы и их значение в жизни природы и человека. Соросовский образовательный журнал/1997, №5, с. 38–45.

5. Цитирование

Цитировать – значит приводить цитату. Что такое цитата, ты, конечно же, знаешь – это [дословная] выдержка из какого-либо текста. Слово «дословно» я взяла в скобки, потому что когда ты пишешь реферат, то все время цитируешь авторов, чьими книгами, статьями, заметками пользуешься, но иногда ты приводишь их слова дословно, а иногда изменяешь формулировки, сохраняя смысл.

Если ты используешь мало источников, скажем, один-два, то достаточно сделать на них библиографическую ссылку в конце реферата. Если же источников много, то читающему реферат очень трудно будет разобраться, в каком месте, какого автора ты цитируешь. Поэтому ссылки нужно делать в тексте самого реферата. Существует несколько разных способов цитирования. Укажем некоторые из них.

1. В тексте после изложения мысли или точки зрения какого-либо автора или информации, взятой из данного источника, в конце последнего предложения указываешь в скобках фамилию автора и там же, через запятую, год публикации. В списке литературы перечисляются цитируемые работы, при этом библиографические ссылки располагаются в алфавитном порядке.

2. В списке литературы цитируемые работы располагаются в алфавитном порядке, но перед каждой из них ставится порядковый номер. В тексте в круглых или квадратных скобках указывается не фамилия автора, а номер, под которым его работа значится в списке литературы.

3. В тексте ссылки на источник информации даются цифрами, расположенными выше строки, по порядку, начиная с первого номера. В списке литературы работы располагаются в порядке их цитирования в тексте.

Для реферата подходят два первых способа цитирования. Последний используется, как правило, в книгах, иногда в статьях.

Бывает важно не просто пересказать какую-то мысль автора, а точно воспроизвести ее формулировку, тогда цитату нужно заключить в кавычки и уже после кавычек сделать ссылку одним из указанных выше способов.

6. Оформление реферата

Желательно, чтобы объем реферата не превышал 10 печатных страниц. Оптимальный объем – 5 страниц, но основное содержание реферата должно занимать не менее двух страниц. Текст реферата пишется или печатается на одной стороне стандартных листов белой бумаги (формат А4). Размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – по 25 мм.

Реферат должен иметь титульный лист, который оформляется следующим образом:

– в самом верху листа, отступив от верхнего края на 25 мм, пишем название учреждения, в котором выполнялась работа, то есть полное название школы;
– в центральной части страницы прописными буквами пишем: РЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ;
– строчкой ниже – слова на тему, после которых ставим двоеточие;
– еще ниже приводим полное название темы реферата прописными буквами без кавычек и без точки в конце;
– в нижней трети листа слева пишем Исполнитель, справа – имя и фамилию ученика, класс;
– еще ниже слева – Руководитель, справа – инициалы и фамилия учителя;
– в конце страницы указываем место написания реферата и учебный год.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на нем не проставляют. За титульным листом следует план реферата, в котором перечисляют все его разделы в порядке их следования. Заголовки крупных разделов пишут прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая, и размещают симметрично относительно центра строки. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, начиная с прописной, вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком основных разделов и текстом должно иметь дополнительный интервал [1, 4].

Литература

1. Методические указания для студентов отделения защиты растений: «Курсовая работа по сельскохозяйственной фитопатологии». Составители: В.А. Шкаликов, Ю.М. Стройков. – М.: МСХА, 1992, 16 с.

2. Кулев А.В. Как написать и оформить реферативную работу/Биология в школе, №2, 1995, с. 33–35.

3. Михайлова С.Ю., Нефедова P.M. Конспекты, рефераты, изложения. – М.: 1998, 256 с.

4. Отчет о научно-исследовательской работе: Структура и правила оформления. ГОСТ 7.32-91. – М.: Издательство стандартов, 1991, 18 с.

5. Словарь русского языка. В 4 томах. Т. 3. – М.: Русский язык, 1983, с. 711.

6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4 томах. Т. 3. – М.: Прогресс, 1986, с. 476.

Продолжение следует